Подготовила Калиничева Екатерина Антоновна – учитель химии высшей квалификационной категории КГУ «Средняя школа №5», г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан
Фреймовая технология как способ обучения химии
Современному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, умеющие легко адаптироваться в сложившейся ситуации, обладающие определенной системой умений и навыков, умеющие принимать на себя ответственность в выборе тех или иных решений. Как формировать и развивать такую личность? Развитие такой разносторонне развитой личности возможно путем создания определенных благоприятных условий в процессе обучения и на основе внедрения в учебный процесс интенсивных образовательных технологий.
К числу интенсивных образовательных технологий можно отнести блочно- модульное, цельноблочное, цикловое, концентрированное обучение, интегративную технологию и др., также сюда относится фреймовая технология.
Название фреймовая технология взято из теории системного представления знаний американского исследователя Мэрвина Минского. Упоминание о фреймовых подходах в обучении можно найти в работах М. Чошанова, В. Штейнберга, А. Остапенко, С. Шубина.
Фрейм (от английского слова «frame» - каркас, рама) – это способ организации учебного материала, при котором выстраивается наглядная основа (каркас) конкретного содержания.
Фрейм представляет собой рассеченную каркасную структуру ключевой идеи учебного материала, которую можно наложить на большинство тем, выраженную в графической форме. При этом каждый фрейм должен иметь имя (идентификатор), единственное в данной фреймовой структуре и состоять из слотов (терминалов). Все слоты фрейма обязательно должны быть заполнены конкретным содержанием. Слот в свою очередь тоже должен иметь имя, уникальное в своем фрейме. Поскольку слотов в каждом фрейме может быть сколько угодно, то разнообразие и вариативность слотов можно также систематизировать. Фреймовый подход лучше использовать при изучении материала, разбитого на блоки, в каждом из которых встречаются близкие по структуре и форме темы, но наполненные в каждом блоке особенным содержанием. Конкретное содержание каждой части темы изображается при помощи особых приемов, предлагаемых учителем. При этом фиксирование информации может осуществляться одновременно в 4 кодах:
• Рисуночном
• Числовом
• Символическом
• Словесном
Основные требования в изображаемой информации – понятность, емкость, образность, компактность.
Обязательными условиями фреймовой технологии являются:
1) Возможность применения многообразных форм обучения.
2) «Сгущение информации».
3) Четкое распределение времени не только в процессе каждого урока, но и на протяжении изложения учебного материала. 4) Изменение характера деятельности обучающихся от репродуктивной к продуктивной и вновь к репродуктивной.
Методика применения фреймовой технологии на уроках химии может быть разной:
1) При объяснении нового материала возможно построение фрейма с применением интерактивной или обычной доски.
2) На уроках закрепления составление фрейма возможно с целью обобщения и систематизации изученного ранее материала.
3) При подготовке к сдаче ВОУД, ИГА, ЕНТ, ЭГЕ составление фрейма позволяет учащимся быстро и эффективно повторить большой объем материала и систематизировать его.
4) Творчески работающим учащимся можно предложить разработать фрейм самостоятельно, а затем защитить его в виде мини-проекта.
5) Слабоуспевающим учащимся можно дать задания по восстановлению основных моментов фрейма.
Примеры составления фреймов.
При изучении темы «Скорость химических реакций» в 10 классе в разделе химическая кинетика работа может быть следующей:
• Сообщив учащимся тему, цель урока, учитель приступает к лекционному изложению учебного материала и вносит в структуру фрейма его название «V х.р.».
• Далее последует формулировка самого понятия и внесение его в структуру фрейма. «Скорость химической реакции – это изменение концентрации одного из реагирующих веществ или продуктов реакции в единицу времени».
• После того, как фрейм приобрел свой идентификатор, осуществляется деление учебного материала на слоты. В данном фрейме 2 крупных слота, имеющие следующие идентификаторы «Факторы, влияющие на V х.р.» и «Решение задач»
• Структура каждого из 2 слотов может включать в себя более мелкие слоты. Слот «Факторы, влияющие на V х.р.» включает 5 слотов, идентифицируемых как «Природа реагирующих веществ», «Концентрация реагирующих веществ», «Катализатор (ингибитор)», «Температура» и «Площадь поверхности реагирующих веществ». В свою очередь слот «Решение задач» делится еще на 2 слота: «Гомогенная» и «Гетерогенная» реакции. Каждый из этих слотов разделен на 2 слота: «Формула расчета» и «Примеры».
• По аналогии слот «Природа реагирующих веществ» делится на 2 слота: «Примеры» и «Вывод».
• Слот «Концентрация реагирующих веществ» делится на 3 слота: «Закон действующих масс, авторы», «Формулы расчета (кинетическое уравнение)» и «Примеры».
• Слот «Катализатор (ингибитор)» делится на 2 слота: «Определение» и «Примеры».
• Слот «Температура» делится на 3 слота: «Правило Вант-Гоффа», «Формула расчета» и «Примеры».
• Слот «Площадь поверхности реагирующих веществ» делится на 2 слота: «Понятие» и «Примеры».
• В результате к концу объяснения у учащихся выстраивается стройная система понятий в теме «Скорость химических реакций»
При изучении темы «Химические свойства. Значение металлов» в 10 классе в разделе общие свойства металлов работа может быть следующей:
• Сообщив учащимся тему, цель урока, учитель приступает к лекционному изложению учебного материала и вносит в структуру фрейма его название «Металлы».
• Далее последует формулировка понятий «макроэлементы» и «микроэлементы»
• После того, как фрейм приобрел свой идентификатор, осуществляется деление учебного материала на слоты. В данном фрейме 3 крупных слота, имеющие следующие идентификаторы «макроэлементы», «микроэлементы» и «пищевые продукты».
• Структура каждого из 3 слотов может включать в себя более мелкие слоты. Слот «макроэлементы» включает 4 слота, идентифицируемых как «Na», «К», «Са», «Mg». В свою очередь слот «микроэлементы» делится еще на 4 слота: «Сu», «Zn», «Fe», «Mn». Каждый из этих слотов разделен на 2 слота: «Применение в промышленности, технике» и «Органы, на которые влияют данные металлы в организме человека».
• Слот «Пищевые продукты» содержит химические знаки элементов и продукты питания, восполняющие дефицит данных элементов в организме человека
• В результате к концу объяснения у учащихся выстраивается стройная система понятий в теме «Значение металлов»
Преимущества фреймовой технологии.
Использование фреймовой технологии на уроках позволит:
1) Систематизировать большой объем информации, оставляя ее при этом для учащихся максимально удобной для использования.
2) Сформировать умение работать самостоятельно, выделяя главное.
3) Обеспечить высочайшую систематизацию знаний за счет увеличения количества связей.
4) Сократить время для изучения нового материала.
5) Обеспечить большую включенность школьников в учебный процесс.
6) Повысить уровень мотивации учащихся к познанию.
7) Развивать способности учащихся к проектированию.
8) Развивать творческие способности учащихся.
Данная технология применяется мной на учебных занятиях и имеет определенную результативность, повышает качество знаний учащихся. Предлагаю некоторые составленные мной фреймы в приложении.