Образовательная задача: Повторить и обобщить знания учащихся о периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома, на примере строения атомов металлов главных и побочных подгрупп.
Ознакомить с металлической связью, кристаллическими решетками металлического типа и опираясь на строение объяснить общие физические свойства металлов.
Развивающая задача: ; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать. Развивать умения учащихся владеть своими знаниями, применять их при изучении нового материала.
Воспитательная задача: Формирование представления мировоззренческих взглядов: умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать подход количественных изменений в качественные. развивать представление о познаваемости мира
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.
Оборудование:
1.Коллекция «металлы и сплавы»
2.Модель кристаллических решеток металлов
3.Образцы металлов: Al, Zn, Си, Sn, Fe ( на ученических столах)
4.Горячий стакан воды
5.Ложки; серебренные, алюминиевые и стальные
4.Слайды (от № 1 по № 22.)
I.Изучение нового материала
Знать:
Строение атомов металлов.
изменение металлических свойств в группе и в периоде.
Металлическую связь.
Кристаллическую решетку металлов.
Уметь: На примере строения атомов, вида химической связи объяснить общие свойства металлов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Соломонова Екатерина Федосиевна»
Общая характеристика металлов
Название «металл» происходит от
Греческоего слово металлон «земляные работы, раскопки»
В латинском языке слово металлум получило значение «шахта»
Слово «металл» имеет два смысла
Ме
как простое вещество (это физические св-ва)
как химический элемент (это отдавать электрон
при химических реакциях)
Определите по строению атома, какие
из этих атомов
относятся металлам, а какие к неметаллам ?
)) )) ))
))) ))) )))
+3
+8
+7
2 5
2 1
2 6
+12
+13
+17
2 8 2
2 8 3
2 8 7
С увеличением заряда ядра в главных подгруппах металлические свойства усиливаются. Объясните причину усиления металлических свойств?
+3 ))
С увеличением заряда ядра в главных
Подгруппах металлические свойства
усиливаются, т.к увеличивается радиус
атома и отдача электронов облегчается
Li
2 1
+11 )))
Na
В главных подгруппах IV, V, VI внизу группы находятся металлы , хотя они на наружном энергетическом уровне содержат по 4, 5, 6 электронов, увеличивается радиус атома и отдача электронов облегчается
Ge, Sn, Pb содержат по 4 электрона
Sb , Bi 5 электрона ме
Ро 6 электрона
2 8 1
+19 ))))
K
2 8 8 1
+37 )))))
Rb
2 8 18 8 1
Строение атомов элементов побочных подгрупп.
К каким элементам они относятся ?
Sc Ti V Cr Mn
))))
))))
))))
))))
))))
+22
+21
+23
+24
+25
2 8 13 1
2 8 10 2
2 8 13 2
2 8 11 2
2 8 9 2
Fe Co Ni
))))
))))
))))
+26
+28
+27
2 8 16 2
2 8 15 2
2 8 14 2
Все элементы побочных подгрупп относятся к металлам так как на наружном энергетическом уровне 1, 2 электрона
+21s²) 2s²2p⁶ ) 3s²3p ) 4s²3d¹относятся к d - элементам
Из 110 химических элементов 80 являются металлами
Строго разделить все химические элементы на металлы и неметаллы нельзя т.к у всех химических элементов сочетаются и металлические и неметалли
ческие свойства
Si
Al
по свойствам является неметаллом
как полупроводник относится к металлам
как металл реагирует с кислотами
как неметалл реагирует с щелочами
Кристаллическая решетка металлическая
Гексагональная
(такое строение имеют
Кубическая гранецентрированная (такое строение имеют Си, Aq, Au, Pb, Al, Pt)
Кубическая объемно-центри-
(Zn, Mq, Be, Cd)
рованная (такое
строение имеют
щелочные металлы,V, Cr )
(Упаковка из 17 атомов) (упаковка из14 атомов) (упаковка из9 атомов)
Химическая связь между заряженными ионами металла и свободными электронами в кристалли-
ческой решетки называется металлической связью
Металлическая связь прочна т.к силы взаимодействия положительных ионов и электронов огромны, так например
В 1 см³ имеется 3 х 10²² свободных электрон
1 см
1 см
Что такое электрический ток ? Будут ли металлы проводить электрический ток .
Ag - занимает I место по электропроводности .
Cu - занимает II место по электропроводности .
Au - занимает III место по электропроводности
Al - занимает IV место по электропроводности .
2.
Все металлы проводят
электрический ток т.к
содержат
свободнодвижущиеся
электроны
3.Все металлы пластичны
1г Аu можно вытянуть в
проволоку длиной 2 км
Как объяснить пластичность металлов, зная их строение ?
+
+
+
+
+
+
.
.
...
. . .
.
.
. . . . . .
. .
. . . .
. . . .
. . . . .
. . . . .
.
.
.
. .
. .
. . .
. . . . .
+
+
+
+
+
+
. . . .
.
...
. . . .
. . . .
. . . .
+
+
+
+
+
+
+
+
Происходит смещение пластов из ионов относительно друг к другу, но разрыва
не происходит, так как металлическая связь не разрывается
Почему вещества имеющие ионную и атомную кристаллическую решетку не обладают пластичностью
+
-
+
+
-
+
-
+
-
-
+
-
-
+
+
+
-
+
-
+
-
Происходит разрыв химической связи между (+) и (-) ионами в ионной
кристаллической решетке и между ковалентной неполярной связью в атомной
кристаллической решетке (1 г Au – вытягивают проволоку длиной 2 км.)
4. Металлы имеют металлический блеск
Металлы блестят, потому что при поглощении света электроны металла начинают испускать свои вторичные волны излучения, которую мы воспринимаем как металлический блеск
5 г/см³ 1. Упаковка атомов плотная 2. Атомные массы велики Os, Pb, Fe" width="640"
Металлы( по плотности)
Легкие
р
1. Упаковка атомов неплотная
2. Атомные массы
не велики
Li, Mq, Al, Ni
Тяжелые
Р 5 г/см³
1. Упаковка атомов плотная
2. Атомные массы велики
Os, Pb, Fe
Металлы
( по твердости )
Мягкие Твердые
1.Упаковка металлов 1.Упаковка металлов
не плотная плотная
2.Растояние между 2.Растояние между
атомами большое атомами маленькое
3.Количество электронов, 3.Количество электронов
идущих на связь, мало идущих на связь, велико
Na, K, Ca Cr, W
№
Свойства металлов
Место металла
1.
2.
По блеску
I
3.
По электрической проводимости
Аg
II
4.
По ковкости и тягучести
Pd
III
Ag
Самый тяжелый металл
5.
Au
IV
Cu
6.
au
OS
Самый легкий металл
7.
( p = 22,48 г/см³
Al
Самый мягкий металл
Li
8.
Самый твердый металл
K
( р = 0,52 г/ см³
t⁰ плавления изменяется в диапазоне
c r
От – 38,87⁰С (Hg)
до 3370⁰С ( W)
Химические свойства
Реагируют с неметаллами
Аl + O₂ =
Al⁰ = Al⁺³
4
-3ē
ок-ся, в-ль
⁺³ ⁻²
4
⁰
⁰
3
2
Al O
2
3
3
+4ē
O₂ = 2O⁻²
вос-ся , в-ль
⁺² ⁻³
Са Р
Ca + P =
2
3
3
2
2. Реагируют с водой (щелочные и щелочноземельные металлы)
Na + H-OH=
Na OH
+ H₂
2
2
2
t
Zn + H₂O =
+ H₂
ZnO
3. Реагируют с разбавленными кислотами ( с Ме стоящих впереди атома Н
в ряду напряжения металлов )
H₂SO₄ + Al =
2
-3 ē
Al⁰ = Al³⁺
ок-ся, вос-ль
⁰
³⁺ ²⁻
⁺ ⁺⁶ ⁻ ²
⁰
+ H₂
2
+ 2ē
3
H⁺ = H₂
АL (SO₄)
₂
вос-ся, ок-л ь
3
4. Реагирует с солями (металл должен стоять впереди иона металла соли
Ме⁺)
СиSO₄ + Fe =
²⁺ ²⁻
⁰
²⁺ ²⁻
⁰
Fe SO₄
+Cu
Тест
1.По строению атома определите какой из них относится к металлам а ) ) ) б ) ) в) ) г ) ) ) ) 2 8 6 2 4 2 7 2881
2.В каком ряду металлические свойство усиливаются?
а) Na, Mq, Al б) Li, Na ,К в) Na, Al, Ca 3. К веществам с металлической кристаллической решеткой относятся
а) натрий, фтор, хлор
б) свинец, азотная кислота, оксид магния
в) железо, натрий, алюминий
4. Металлическая связь характерна
а) KCl, MqO, H₂O б) С, N₂, O₂ в) Fe, Al, Na
5.Какими свойствами обладают металлы
а) Жидкие, летучие , с характерным запахом, хорошо растворимы в воде
б) Твердые, тугоплавкие, растворы которых проводят электрический ток
в) Твердые, тугоплавкие, проводят электрический ток, пластичны
6. Какую электронную конфигурацию имеет атом натрия
а) 1s²2s²2p ⁶
б) 1s²2s²2p ⁶3s¹
в) 1s²2s²2p³
7.При нагревании электропроводность металлов
a) усиливается
б) ослабевает
в) не меняется
8.Элементы побочных подгрупп являются
а) металлами
б) неметаллами
в) сложными веществами
9. По строению атома определите в каком ряду расположен металл побочной подгруппы
а) ) ) ) б) ) ) ) ) в) ) ) ) )
2 8 1 2 8 18 2 2 8 10 2
10.Как меняются металлические свойства в группе с увеличением заряда ядра