kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Скорость химических реакций. Конспект урока для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для детей инвалидов и лиц с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Скорость химических реакций. Конспект урока для детей с ОВЗ.»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

МО «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»








Разработка плана урока по теме:

«Скорость химических реакций»

для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

По профессии

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации








Подготовила: Воинова Н.А.



2017



Тема занятия: Скорость химических реакций.

Тип занятия: усвоения новых знаний

Цели:

Образовательная– формирование понятия «скорость химической реакции». Сформировать навыки решения расчетных задач по теме. 

Рассмотреть факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Развивающая – развивать умение наблюдать, делать выводы, уметь выяснять взаимосвязь между скоростью реакции и внешними факторам. Развитие компетентностных умений.

Воспитательная- продолжить развитие коммуникативных качеств, воспитывать желание учиться с интересом, акцентировать внимание обучающихся на важность знаний о скорости химических реакций, протекающих в быту (коррозия металла, прокисание молока, гниение и т.д.).

МТО: компьютер, лабораторное оборудование и реактивы, презентация «Скорость химических реакций», видеоматериал «Факторы, влияющие на скорость химической реакции», учебник О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», ЭУМК по химии.

Методы: словесный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Форма организации занятия: беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.

Форма организации работы обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Педагогические технологии: т. личностно-ориенированного обучения, т. дифференцированного обучения, ИКТ, элементы т. проблемного обучения.

На занятии предусмотрено применение преподавателем:

-для лиц с нарушениями зрения материал предоставлен в печатной форме увеличенным шрифтом;

-для лиц с нарушениями слуха материал предоставлен в печатной форме; -для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме.

I. Организационная часть.

1.1. Приветствие обучающихся.

1.2. Отметка отсутствующих.

1.3. Проверка готовности кабинета к занятию.

1.4. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Преподаватель: На протяжении нескольких уроков, мы с вами говорили о веществах, о химических свойствах, характерных для веществ каждого класса соединений, о химических реакциях.

Вопросы:

  1. Что такое химическая реакция?
  2. По каким признакам мы определяем, что произошла химическая реакция?
  3. Какую реакцию называют гомогенной, гетерогенной реакцией?
  4. Какую роль играют химические реакции в жизни человека?



Задание для слабослышащих обучающихся.

Сделайте пометку для каждого утверждения, согласны вы с ним (да) или не согласны (нет). 

1. Выделение углекислого газа при нагревании малахита является химическим явлением.

2. Признаками протекания химических реакций всегда являются изменение цвета и выделение тепла.

3. При взаимодействии веществ всегда изменяется агрегатное состояние вещества.

4.  Гомогенной является реакция: реакция между мелом и соляной кислотой

5.  Химические реакции - это процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие, отличающиеся от них по составу и (или) строению.

Преподаватель: Каждая реакция протекает по-своему. Например, золотые украшения сохраняют свою красоту и блеск веками. А вот брошенный на улице старый автомобиль спустя несколько лет превращается в груду ржавого металлолома; долька яблока уже через несколько часов покрывается бурой пленкой.
Почему так происходит? И вот сегодня нам и предстоит это выяснить. Тема нашего занятия "Скорость химических реакций». Цель урока- изучить понятие «скорость химических реакций», выяснить факторы, влияющие на скорость химических реакций. II. Изложение нового материала. План
  1. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. (М-д: объяснение, беседа с демонстрацией презентации, постановка проблемных вопросов).

  2. Зависи­мость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использо­вания катализаторов. (М-д: объяснение, беседа с демонстрацией видеоматериала).

Преподаватель: Что означает понятие скорость?

Скорость - это величина, показывающая, как изменяется какая либо характеристика за единицу времени.

Демонстрация слайдов презентации.

Например, самая быстрая змея- черная мамба. Ее скорость 16-19 км/ч.

Самое медленное млекопитающее- трехпалый ленивец, который передвигается со скоростью 150 м /ч.

Скорость набора текста- 640 символов в минуту.

Но что означает скорость химической реакции?

Демонстрация опыта. Рассмотрим две реакции:

1BaCL2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2 NaCL

2CuCL2 + Fe = Cu + FeCI2

Что мы видим? В 1-й пробирке реакция произошла мгновенно, а во 2-й пробирке видимых изменений нет.

Почему одна реакция идет мгновенно, а другая медленно?

Чтобы оценить быстроту течения химической реакции, пользуются понятием скорость химической реакции.

II.1Что такое скорость химической реакции? Откройте учебник на странице 67.

Вспомните, что значит термин гомогенная и гетерогенная реакция? 1-я реакция гомогенная, т.к. гомогенные системы состоят из одной фазы, 2-я реакция гетерогенная, т.к. гетерогенные реакции состоят из разных фаз. Следовательно, скорости этих реакций будут математически определяться по-разному. Учение о скоростях и механизмах химических реакций называются химической кинетикой.

Скорость реакции определяется изменением количества вещества в единицу времени в единице объема (для гомогенной реакции).





Для гетерогенной реакции скорость определяется изменением количества вещества в единицу времени на единицу поверхности соприкосновения веществ(S).





Первичное закрепление учебного материала. Решите задачу: Рассчитайте среднюю скорость реакции, если известно, что за 5 секунд концентрация одного из реагентов изменилась от 0,45 моль/л до 0,15 моль/л.

Решение: V= -+C2-C1/ ∆t = -0,15-0,45/5=0,06 моль/л.с

Работа с ЭУМК (решение задач, самостоятельная работа)

Физкультминутка (2 мин.)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем

Вправо-влево, раз и два

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

II.2 Преподаватель: Реакции протекают с разной скоростью. От каких факторов будет зависеть скорость химических реакций? Подумайте, что по- вашему мнению, оказывает влияние на скорость химической реакции?

Демонстрация видеоматериала.

Видео №1.Какой фактор оказывает влияние на скорость реакции?

Влияние температуры.

Правило Вант-Гоффа

При нагревании системы на каждые 10 ˚С скорость реакции возрастает в 2-4 раза.

v = v0·gt/10g- температурный коэффициент Вант-Гоффа

Задача

Скорость некоторой реакции при 00С равна 1 моль/л ∙ с, температурный коэффициент реакции равен 3. Какой будет скорость данной реакции при 300С?

Дано: Решение

t2 = 300С υt2 = υt1 ∙ γ Δt/10 υt1 = 1 моль/л ∙ сυ30 =1∙330 - 0/10 = 33 = 27 моль/л∙ с

γ =3

t1 = 00С

t2 = 300С


Найти:υt2


Ответ: скорость данной реакции при 300С будет равна 27моль/л∙с

Видео № 2.

Природа реагирующих веществ. Под природой реагирующих веществ понимают их состав, строение, взаимное влияние атомов. Например, фтор с водородом реагирует со взрывом при комнатной температуре, бром с водородом взаимодействует медленно и при нагревании, магний взаимодействует с соляной кислотой, реакция протекает быстро, железо реагирует с соляной кислотой и реакция протекает медленно, а медь с соляной кислотой не взаимодействует.

Вывод: чем активнее вещество, тем быстрее протекает реакция.

Видео № 3. Концентрация реагирующих веществ. Какой вывод можно сделать из увиденного?

Вывод: чем больше концентрация, тем чаще происходит соударение между частицами и скорость реакции увеличивается.

Видео № 4. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Вывод: чем мельче вещество, тем быстрее протекает химическая реакция. (гетерогенная реакция).

Видео № 5. Катализатор.

Вывод: катализаторы-вещества, которые ускоряют химическую реакцию. Катализаторы остаются неизменными по окончании реакции. Реакции, протекающие в присутствии катализатора называются каталитическими.

Ферменты-биологические катализаторы, по природе белки.

Ингибиторы- вещества, которые замедляют скорость химической реакции.

Обобщение. Мы рассмотрели факторы, влияющие на скорость химической реакции. Где данная информация нам пригодиться в повседневной жизни?

Примеры

  1. Едим пельмени, используем уксусную кислоту, а не соляную и серную.

(природа реагирующих веществ)

2. Если нужно быстро истопить печь, мелко колем дрова. (площадь поверхности соприкосновения).

3. Чтобы варенье не закисло, добавляем больше сахара. (концентрация реагирующих веществ).

4. Чтобы белье лучше отстиралось, используем теплую воду. (температура)

5. При консервировании используем уксусную или лимонную кислоту.( ингибитор).

III. Контроль и учет знаний обучающихся. Устный опрос:

Вопросы:

  1. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике? При низких температурах замедлены скорости всех реакций, в том числе брожения и гниения, которые могут происходить в скоропортящихся продуктах.

  2. Почему костер разжигают с помощью бумаги и небольших щепок, а не крупных поленьев? Бумага и небольшие щепочки будут быстрее разгораться нежели крупные поленья, т.к обладают небольшими размерами и плотностью.

  3. Вы знаете, что, если в помещении пожар, нельзя открывать окна. Почему?(увеличивается скорость реакции горения.)

4. За счет чего увеличивается скорость горения?(увеличивается концентрация кислорода).

Задание для слабослышащих. Продолжите предложение.

  1. Скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике, так как при низких температурах …… скорости всех реакций, которые могут происходить в скоропортящихся продуктах.

  2. Костер разжигают с помощью бумаги и небольших щепок, а не крупных поленьев потому, что ……

  3. Если в помещении случился пожар, … открывать окна, так как…..


  1. Работа с тестом.




IV. Подведение итогов занятия, выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

Что нового узнали ли вы на уроке?

Что было непонятно?

Какие трудности возникли?

VI. Домашнее задание. с.67-68,*задание (приведите примеры реакций, протекающих быстро, медленно).

Необходимо знать: определение понятия скорости химической реакции, её зависимость от различных факторов.

Уметь: пояснять законы, отражающие зависимость скорости от концентрации и температуры; приводить примеры практического использования полученных знаний.






























Тест по теме: «Скорость химической реакции»

При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный. Внимательно читайте задания.

1 вариант

А1. Единица измерения скорости химической реакции:

А) м/с В) моль/м

Б) моль/л∙с Г) м∙с²

А2. Фактор, не влияющий на скорость химической реакции:

А) катализатор

Б) концентрации реагирующих веществ

В) форма сосуда, в котором протекает реакция

Г) температура

А3. Скорость химической реакции

Zn+2HCl= ZnCl2+H2 будет наибольшей при использовании:

А) кусочка Zn и 5% раствора кислоты

Б) порошка Zn и 5% раствора кислоты

В) кусочка Zn и 10% раствора кислоты

Г) порошка Zn и 10% раствора кислоты

А4. «Растворение» цинка в соляной кислоте будет замедляться при:

А) увеличении концентрации кислоты

Б) раздроблении цинка

В) разбавлении кислоты

Г) повышении температуры

А5. При повышении температуры на каждые 10ºС скорость химической реакции:

А) не изменяетсяБ) уменьшается

В) увеличивается в 10 разГ) увеличивается в 2-4 раза

В1. Установите соответствие между уравнением реакции и формулой для определения скорости реакции:


Уравнение реакции

Формула для определения скорости реакции

А) CaO(т) + CO2(г) = CaCO3(т)

1)  

Б)  Н2(г) + Сl2(г) ↔ 2HCl(г)

2) 

В) СO(г)+2Н2(г)↔2СН3ОН(г)



A

Б

В








С1. При повышении температуры на 30 0 с (температурный коэффициент равен 3) скорость реакции увеличится

а) в 6 раза б) в 9 раз в) в 27 раз г) в 64 раза

















Тест по теме: «Скорость химической реакции»

При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный. Внимательно читайте задания.

2 вариант

А1.Максимальная скорость химической реакции при взаимодействии веществ, формулы которых

а) AL(гранулы) и HCI(раствор) б) BaCL2(р-р) и Na2SO4 (р-р)

в) Pb и HCI г ) СuOH2SO4

А2.Фактор, не влияющий на скорость химической реакции:

а) катализаторб) температура

в) место проведения химической реакции

г) концентрации реагирующих веществ

А3.Скорость химической реакции цинка с раствором серной кислоты увеличится, если

а) измельчить кусок металла; б) повысить давление; в) понизить температуру; г) добавить индикатор

А4. С большей скоростью протекает реакция между серной кислотой и гранулами:

а) меди б) цинка в) магния г) железа

А5.Верны ли суждения о скорости химической реакций?

А. Скорость реакции зависит от концентрации реагирующих веществ.

Б. Добавление катализатора уменьшает скорость химической реакции.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между уравнением химической реакции и ее классификацией.


Уравнение реакции

Классификация

А)2K(т) + 2H2O(ж)= 2KOH(ж) + H2(г)

Б) Н2(г) + Сl2(г) ↔ 2HCl(г)

В) N2(г) + 3H2(г) = 2NH3(г)

Г) CaO(т) + CO2(г) = CaCO3(т)

  1. гомогенная реакция

  2. гетерогенная реакция

С1. При повышении температуры на 20 0 с (температурный коэффициент равен 2) скорость реакции увеличится:

а) в 4 раза б) в 8 раз в) в 24 раза г) в 64 раза























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Скорость химических реакций. Конспект урока для детей с ОВЗ.

Автор: Воинова Нина Анатольевна

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства