kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Силикатная промышленность (за страницами учебника)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рамки программы не позволяют раскрыть историю возникновения на Руси производства фарфора, фаянса, стекла и глиняных игрушек. Поэтому более глубокое изучение темы возможно только через выполнение учащимися минипроектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Силикатная промышленность (за страницами учебника)»

Тема урока Силикатная промышленность (за страницами учебника).

Цели урока


Образовательные: закрепить понятие о силикатной промышленности, рассмотреть историческое развитие отдельных отраслей силикатной промышленности: производство стекла, фарфора, керамических игрушек. Показать роль Д.И. Виноградова в изобретении русского фарфора. Познакомить с предприятиями силикатной промышленности.


Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию, умение видеть прекрасное в изделиях силикатной промышленности.


Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, творческие способности, речь учащихся; развивать интерес к историческому наследию, декоративно- прикладному искусству.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации; образцы изделий из стекла, фарфора и керамики.


Метод: проектно-исследовательский.


Ход урока.


I. Мотивационный этап.


Тема сегодняшнего нашего урока: «Силикатная промышленность (за страницами учебника)»

Наш урок сегодня пройдет не совсем обычно. Это будет урок-защита мини проектов.

Вы заранее разбились на группы по 2-3 человека. Каждая группа получила задание представить своё направление производства фарфора, стекла или керамики и результаты своего исследования они нам покажут в виде презентации.

Прежде чем предоставить слово юным исследователям. Я хочу дать всем задание: Когда учащиеся будут выступать, их надо внимательно слушать и заполнять предложенную вам таблицу. В конце урока я соберу их, проанализирую до следующего занятия и поставлю оценку группе. Таблица: 1. Научность представленного материала, 2. Доступность информации, 3. Наглядность выполнения презентации, красочность, 4. Ораторское мастерство докладчика (докладчиков), 5. Умение заинтересовать темой исследования.

А начнем мы с загадки:

Из меня посуду тонкую

Нежную, белую, звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я …

(Фарфор)


Фарфор был изобретен более 2 тыс. лет назад в Китае. Для его получения использовались специальные беложгущиеся глины. Китайский фарфор был тонким, почти невесомым, стенки его были полупрозрачными. Изготовление такого фарфора передавалось только по наследству и хранилось в большом секрете. Многие сосуды этого времени расписывались яркими цветными глазурями, куда примешивались оксиды меди, железа и марганца, дававшие сочные желтые, коричневые, зеленые и пурпурные тона. Но особенного разнообразия и благородства фарфор достигает в XI–ХIII веках.


Рецептуру европейского фарфора разрабатывал в 1703 году немецкий физик Эренфрид Чирнгауз, который в 1707 году к своим работам привлек Беттлера. В 1708 году Чирнгауз внезапно умирает, и Беттлер выдает себя за изобретателя фарфора. В 1715 году он основывает знаменитую и по сей день Мейсенскую фарфоровую фабрику.

В России состав фарфора был разработан Дмитрием Ивановичем Виноградовым в 1746 году. Его производство было налажено на императорском заводе под Петербургом.


1 презентация «Дмитрий Иванович Виноградов»

Изяществом, белизной, тонкостью этого материала была восхищена вся Европа. Как драгоценные реликвии, изделия из него хранились в церковных, монастырских и фамильных сокровищницах. Секрет производства этой роскоши, о которой мечтали короли, герцоги и князья, пытаясь заполучить на протяжении нескольких веков... И это все фарфор - «белое золото» прошлых эпох...

Фарфоровая и фаянсовая посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной чашки и тарелки — родственники закопчёных печных горшков.

В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. С целью организации фарфоровой фабрики в Санкт-Петербурге 1 февраля  1744 года Гунгер, совместно с приставленным к нему для обучения Дмитрием Виноградовым, приступил к опытам с гжельской глиной. Это стало началом создания Императорского фарфорового завода.


2 презентация «Императорский фарфоровый завод - ЛФЗ»

Изначально изделия «империи Кузнецова» не привлекали внимания исследователей просто в силу своей массовости и повсеместной распространённости. «Кузнецовщина» было синоним «купеческого вкуса», пошлости и падкости на яркое, но безвкусное оформление. Лишь с 1970-х годов возник интерес к прикладному искусству времён историзма и модерна; тогда и появились первые публикации о кузнецовском фарфоре, как об одной из характерных черт этого периода. Были начаты исследования сохранившихся коллекций, в том числе — коллекций самих фабрик, входивших в «Товарищество Кузнецова».

3 презентация «Кузнецовский фарфор»


«Золотой олень», «Красавица» - эти чайные сервизы Дулёвского завода своей красотой покорили искушенных европейцев и принесли советскому фарфору мировую славу.


4 презентация «Дулёвский фарфоровый завод»


В Раменском районе Московской губернии широко раскинулся «Гжельский куст» – двадцать семь исконно русских деревень, беспорядочно расположенных среди лесов и полей. В них и зародилось сказочное сине-белое искусство гжельской росписи. Искусство народное, глубокое и традиционное. Рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом. Гжельская земля бедна черноземом, неурожайная и прокормиться на ней человеку сложно. Семь потов сходило с пахарей, да все напрасно – не рождала земля. А все дело было в том, что сразу под верхним слоем широким пластом пролегала белая глина, без конца и края, глубоко и обширно. Как же тут пшенице родиться? Поразмыслил народ гжельский, подумал, да и бросил в земле копаться. Стал глину добывать и гончарное дело поднимать. В ХIV-ХV вв. возили гжельцы в Москву бытовую керамику (горшки, кувшины, кринки и другую утварь из серой глины). В середине ХVII века обнаружились в этих местах залежи беложгущейся глины, превосходящие своим качеством глины Западной Европы. Мастера начинают делать аптекарскую посуду – реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки. В то же время здесь научились делать майолику – нарядную посуду: кувшины, рукомойники, кружки, блюда, тарелки, игрушки птиц и зверей, фигурки людей, шкатулки, помадные баночки. Одновременно гжельцы делали канализационные трубы для московских улиц, изразцы для печей и каминов. В начале ХIХ века гжельцы рискнули добавить в свои глины соединения кобальта. С этого момента начинают расти знаменитые синие цветы на белом фоне – исключительно гжельская традиция. Одна краска, но имеет до 30 разных оттенков. Самобытный стиль росписи кобальтом становится классическим. Уже в 1802 г. обозы с фарфоровым товаром шли в Москву. До сих пор сохранилась традиция расписывать гжельский фарфор вручную. Говорят, чай из гжельской чашки вкуса неповторимого: десять чашек выпьешь, и еще хочется.


5 презентация «Гжель»


Вторая загадка

Такова моя природа:

Известняк, песок и сода

Много требую огня,

Мастер выплавит меня.

Я аморфно, но светло

И зовут меня… (Стекло)

Впервые человечество познакомилось с природным стеклообразным веществом – обсидиан - в доисторические времена. Как искусственный материал стекло впервые открыто в Египте около 4000 до н.э. На протяжении тысячелетий люди, используя различные добавки, добились большого разнообразия классов и разновидностей стекол. Древнейшее искусство стеклоделия зародилось в III — IV тысячелетиях до н. э. В Древней Руси стеклоделие стало развиваться в X- XI вв. Уже в XII—XIII вв. многие стеклянные изделия киевских мастеров по качеству превосходили лучшие заграничные образцы. Монголо-татарское иго надолго задержало развитие этого ремесла. В XIV —XVI вв. на Руси существовало незначительное число кустарных производств стекла. В России становление науки о стекле и промышленного стеклоделия связано с именем М.В. Ломоносова. В произведении «Ода стеклу» Михаил Васильевич Ломоносов пишет «Пою перед тобой в восторге похвалу, Не камням дорогим, не злату, но Стеклу».

Замечательные открытия в области создания цветных стекол и мозаичных составов (смальт) связаны с деятельностью великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) . В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, лично варил смальту, разработал палитру цветной стеклянной мозаики. М. В. Ломоносов провел фундаментальные научные исследования по химии стекла. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние на русское художественное стеклоделие. Заводы, выпускавшие ранее, кроме белого, лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многоцветную, красочную продукцию. В 1753 году недалеко от Петербурга была заложена Усть-Рудицкая фабрика, конструктором и инженером которой был сам Ломоносов. Из сваренной здесь смальты Ломоносов сам и по его указаниям ученики выполнили ряд мозаичных произведений, из которых наиболее знамениты грандиозная цветная мозаичная картина «Полтавская баталия», площадь которой 42 м2, портрет Петра I, мозаичная икона «Нерукотворный Спас».

Общий промышленный подъем, начавшийся в царствование Петра I, захватил и стекольное дело. Петр Первый покровительствовал развитию стеклоделия: отменил пошлины на изделия, приглашал немецких мастеров, посылал русских учиться за границу. В царствование Елизаветы (1741-1761 г.г.) только около Москвы существовало уже шесть стекольных заводов.

  • Первый завод в России был построен в 1635 г. в Дмитровском уезде.

  • В Сибири первым стекольным заводом стал Аремзянский завод Тобольского уезда Тобольской губернии. С 1838 г. он принадлежал коллежскому ассесору Василию Дмитриевичу Корнильеву, затем его дочери Марье Дмитриевне, матери Д.И. Менделеева. Завод выпускал «хрустальную» посуду, штофы, а также «лазоревое» и зеленое оконное стекло.

До XIX в. стекло применялось главным образом в изготовлении предметов утилитарного назначения и художественного стекла.


6 презентация «Завод Гусь- Хрустальный»


Посмотрите на слайд. Как, по вашему мнению, связаны эти картинки (Петр 1, В. Мухина, скульптура «Рабочий и колхозница», мерный цилиндр, 11 сентября 1943 года).

Достаточно сложно найти хоть одну семью на просторах бывшего Советского Союза, которая бы не хранила в своих шкафчиках на кухне парочку, а то и больше, граненых стаканов. Этот предмет посуды является одним из символов той далекой эпохи. В настоящее время большинство уже не пользуются ими, но выбросить не поднимается рука. История граненого стакана, кто изобрел, когда – вся эта информация покрыта тайнами и легендами. В статье постараемся во всем этом разобраться. Легенды о возникновении граненого стакана Многие предметы и вещи советских времен имеют массу легенд по поводу своего происхождения. Не обошло это стороной и всем известный граненый стакан. История создания его окутана многими легендами.

Учитель. Вот и закончилось наше исследование на тему «Силикатная промышленность: история и современность». Но история на этом не заканчивается, потому что у силикатной промышленности большие перспективы.


7 презентация «Граненый стакан»


Изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради.

Находили глиняную игрушку в раскопках X – XVII вв. (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Игрушечное производство в XVII – XVIII вв. достигает большой высоты. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано:«Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».


7 презентация «Дымковская игрушка»


Язычество не ушло в небытие, а опосредованно сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления крестьянина о природе и человеке. Традиции вылепливания глиняных изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. Для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.


8 презентация «Каргапольская игрушка»


Я благодарю всех за участие. И прошу, чтобы каждый из вас написал 1-2 предложения что для себя открыл нового сегодня на уроке?

Подведение итогов урока.


Домашнее задание.

Был я копан, был я топтан,
Был я на кружале, был я на пожаре,
Был я на обваре,
Сто голов кормил,
Сделался стар — пеленаться стал,
Выбросили за окно — и собакам не надобен.

Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Я вам не только предлагаю отгадать ее, но и описать процессы, происходящие с данным объектом.


Список литературы и источников:

  1. Булавин И. А. Технология фарфорового и фаянсового производства. - М.: Легкая индустрия, 1975. – 448 с.

  2. Глиняная посуда своими руками // [Электронный ресурс] // http://dr-survivors2012.narod.ru/index/0-19

  3. Дулькина Т. И. Марки российского фарфора и фаянса 1750 — 1960. - М.: Издательство Ирины Касаткиной, 2003. – 432 с.

  4. Картинки Googie // [Электронный ресурс] // www.google.com/imghp?hl=ru

  5. Похвалинская Л. Е. Волшебный мир фарфора. - Казань: Издательство Заман, 2003. – 160 с.

  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс - М.: Просвещение, 2009. – 101 с.

  7. Русский художественный фарфор / Под. ред. Э. Ф. Голлербаха, М. В. Фармаковского. Л.: Гос. издательство, 1924. – 162 с.

  8. Русский фарфор. Вербилки // [Электронный ресурс] // http://www.farforverbilki.ru

  9. Яндекс. Картинки: поиск изображений в Интернете // [Электронный ресурс] // 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Силикатная промышленность (за страницами учебника)

Автор: Солоненко Ольга Николаевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства