Просмотр содержимого документа
««Решение расчетных задач. Значение периодического закона для развития науки, технологии и понимания химической картины окружающего мира.»»
Тема: «Решение расчетных задач. Значение периодического закона для развития науки, технологии и понимания химической картины окружающего мира.»
Цели:дать учащимся представление о законе Д.И.Менделеева и о структуре его периодической системы, выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом. Научить школьников работать с таблицей Д.И.Менделеева. Задачи:
Образовательные: • Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева. • Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе). • Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.
Развивающие. • Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения). • Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе). • Научить учащихся обобщать и делать выводы.
Воспитательные. • Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И.Менделеева.
Методы ведения урока. Словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (кодокарты, периодическая система, ребусы). Тип урока.Комбинированный урок.
План урока:
Организационный момент 4 мин
Актуализация знаний и объяснение нового материала 18 мин
Закрепление и подведение итогов урока 19 мин
Информация о домашнем заданий 4 мин
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 4 МИН
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Пишем число и тему урока.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 18 МИН
Учитель. Нам известно, что периодический закон и периодическая система химических элементов были открыты Д.И.Менделеевым. А какие еще ученые внесли свой вклад в классификацию элементов? Ученик.И.Дёберейнер, Дж.Ньюлендс, А.Шанкуртуа, Л.Мейер
Учитель. Накакие группы можно разделить все химические элементы? Ученик.На металлы, неметаллы и амфотерные элементы. Учитель. Где расположены металлы и неметаллы в периодической системе? Приведите примеры. Ученик.Слева в периодической системе расположены металлы, а справа – неметаллы(приводятся примеры). Учитель. Какие по свойствам образуются вещества из металлов, неметаллов и амфотерных соединений? К доске выходит ученик с набором магнитных карточек и составляет схему на доске:
K K2O КОН
Аl Аl2О3 Аl(ОН)3
P P2O5 H3PO4
Учитель.Начать изучение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева мне бы хотелось с прочтения стихотворения М.Глазкова На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что периодичность – это повторяемость через определенный интервал. Почему же свой закон и свою таблицу Менделеев назвал периодической? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить, как изменяются свойства элементов в периодической системе. Учащиеся открывают таблицу и работают по ней. Все вместе делают вывод о том, что каждый период периодической системы начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом. На доске и в тетради записывают схему:
Учитель. Какие естественные семейства выделяются в периодической системе? Ученик.Например, щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, галогены, инертные газы.
Учитель.Дайте классификацию описанным ниже элементам.
1) Необычный я металл: Только в воду я попал, Завертелся, закружился, Вспыхнул, грохнул, растворился.(Натрий – щелочной металл)
2)Металл в солях – опора многих, А нас без него не носили бы ноги.(Кальций – щелочно- земельный металл.)
3)Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, вспыхнув, горит, Металл тот – и белый, и легкий – В 12-й клетке стоит.(Магний – щелочно- земельный металл.)
4)Чисти зубы «Блендамедом», Чтобы кариес не съел, Я в составе этой пасты Много сделал добрых дел.(Фтор – галоген.)
5)В конце периода стоит, В нем вода и та горит. (Фтор – галоген.)
Учитель.Располагая элементы в порядке возрастания относительной атомной массы, Менделеев наблюдал периодическое изменение их свойств. В 1869 г. он сформулировал закон. Открытие периодического закона – это научный подвиг, который совершил молодой ученый, профессор Петербургского университета.
Физический смысл периодического закона 1. В ряду от лития до фтора наблюдается постепенное ослабление металлических и усиление неметаллических свойств.
2. С возрастанием относительной атомной массы от лития до углерода валентность увеличивается от одного до четырех. 3. Начиная с натрия, наблюдается повторяемость свойств элементов предыдущего ряда. Учитель.Периодический закон – величайшее достижение химической науки, основа современной химии. Каждый из нас должен знать формулировку этого закона:свойства простых тел, а также формы и свойства простых и сложных соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов. Теперь давайте немного отдохнем и послушаем о том, каким же человеком был Д.И.Менделеев, чем он занимался, каких еще достиг в науке успехов. Один из учеников делает доклад на тему «Биография Д.И.Менделеева». Учитель.На основе периодического закона периодической системы Д.И.Менделеев пришел к выводу о существовании новых, не открытых еще в то время элементов; свойства трех из них он подробно описал и дал им условные названия – экабор, экаалюминий и экасилиций. Учитель: Был четвертый ряд нарушен: Элемент не обнаружен – Тот, что в этом месте нужен. Но напрасны беспокойства – Существует где-то он. Я найду сначала свойства, И поможет мне закон!
Учитель: Удельный вес назвал и цвет, Летуч на воздухе иль нет, Как плавится, в чем растворим... Законом пользуясь своим, Три элемента предсказал, Как будто их в глаза видал… Быть может, раз в тысячелетье Свершить подобное дано. Но мир открытья не заметил Иль не поверил – все равно. И кто-то говорил по-свойски: «Забудь об этой ерунде! Как обнаружить можно свойства Веществ, не найденных нигде». Учитель:Несмотря на то, что Менделееву никто не поверил, ему действительно удалось предсказать существование трех элементов, которые были открыты позднее. В 1875 г. Поль Эмиль Лекок де Буабодран (Франция) открыл галлий, предсказанный Менделеевым (экаалюминий – подобный алюминию). В 1879 г. Ларс Фредерик Нильсон (Швеция) открыл скандий, предсказанный Менделеевым (экабор – подобный бору). В 1886 г. Клеменс Александр Винклер (Германия) открыл германий, предсказанный Менделеевым (экасилиций – подобный кремнию). На основе периодического закона изображена его графическая структура – периодическая система химических элементов (ПСХЭ). В настоящее время известно более 800 вариантов ПСХЭ. Это различные формы передачи периодического закона. Наиболее распространена короткая форма. Каждый элемент, изображенный соответствующим символом, имеет порядковый номер и занимает определенную клетку – это занумерованное место элемента в ПСХЭ., его координаты. Горизонтальный ряд элементов, расположенных по возрастанию порядковых номеров, в котором закономерно изменяются свойства при переходе от металлов к неметаллам, называется периодом. Учитель. Сколько всего периодов в ПСХЭ? Ученик. В ПСХЭ семь периодов, из них 1-й, 2-й, 3-й – малые, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й – большие. Вертикальный ряд, объединяющий элементы с одинаковой валентностью в высших оксидах, называетсягруппой. Всего восемь групп. Учитель. В пределах одной группы не все элементы явно сходны по своим свойствам. Однако, например, натрий и медь находятся в одной группе, но они по-разному взаимодействуют с водой. Поэтому каждая группа делится на две подгруппы – главную ипобочную. Главные подгруппы включают в себя элементы малых периодов и сходные с ними по свойствам элементы больших периодов. Где расположены, например, элементы алюминий, медь, сера? Ученик.Алюминий расположен в 3-м периоде, III группе, главной подгруппе; медь расположена в 4-м периоде, I группе, побочной подгруппе; сера расположена в 3-м периоде, VI группе, главной подгруппе.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 19 МИН
Учитель.Вы сегодня очень хорошо работали. Теперь давайте еще раз вспомним все то, о чем мы с вами говорили. А помогут нам в этом тесты.
Тесты
Учащиеся самостоятельно 5–7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол.
1. К щелочным металлам относятся элементы: а) Na; б) Al; в) Ca; г) Li.