kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение задач на формулу "Молярная масса" с валеологическим содержанием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень сложно учащихся научить решать задачи когда они не видят связи с практическим применением своих знаний. Ребенок сталкивается в быту с большим количеством химических веществ и не все они безопасны. Задача такого урока не только научить определять количество вещества, молярную массу, количество частиц вещества или массу вещества, но и показать связь с жизнью. Раскрывая принцип: "В ложке лекарство, а в чашке - яд!" - мы учим ребенка через уроки химии ответственно подходить к своему здоровью и здоровью окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на формулу "Молярная масса" с валеологическим содержанием »



Тема урока: «Решение расчетных задач с валеологическим содержанием» (2 урока)


Цели урока: продолжить знакомство учащихся со способами решения задач с использованием формул, связывающих понятия: молярная масса, масса вещества, количество вещества, число структурных единиц, постоянная Авогадро, количество вещества. Выявить пробелы в умениях учеников решать расчетные задачи, стимулировать познавательную активность учащихся, для того, чтобы они в дальнейшем самостоятельно овладевали методами решения расчетных задач повышенной сложности. Актуализировать использование в повседневной жизни знаний о физиологическом действии тех или иных веществ на живые организмы. Формировать у учащихся потребность заботится о своем здоровье.

«Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование»

Протагор

Здравствуйте дорогие друзья!

Встречаясь, друг с другом, мы не придаем значения этим словам, а между тем уже в самом приветствии заложен огромный смысл. Совсем недавно, военные говорили друг другу: «Здравия желаю». Не правда ли, приятно осознавать, что твое здоровье кого-то интересует? Может быть, настало то время, когда каждый должен сам задуматься над своим здоровьем и не только своим?

Не кажется ли вам странной привычка людей вспоминать о здоровье, когда оно уже подорвано или потеряно безвозвратно.

Где же сегодня можно узнать, как сохранить и укрепить здоровье или хотя бы не навредить себе? Разумеется, об этом мы должны узнать, обучаясь в школе. И предмет химия в этом плане обладает большими возможностями, т.к. именно здесь вы знакомитесь с веществами, их строением, влиянием друг на друга. Каждому из вас, надеюсь, будет интересно узнать каким образом вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма человека да и в целом на саму жизнь, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени, потому что, как говорится в одной казахской пословице «Сильный победит одного, а ученый – тысячу».

Поэтому сегодня на уроке химии мы будем отрабатывать умение решать расчетные задачи с применением понятий масса вещества, молярная масса вещества, количество вещества, будем находить количество атомов или молекул вещества, используя для этого задачи с валеологическим содержанием. (Валеология – это наука о сохранении, укреплении и формировании здоровья).

Для того чтобы решать задачи нам потребуется вспомнить формулы, связывающие эти понятия. Сейчас один из вас запишет их на листах в виде магических треугольников, а затем выведет формулы для нахождения выше перечисленных понятий.

Остальные будут работать самостоятельно. Возьмите лист самопроверки домашнего задания и проверьте правильность выполнения вами письменного задания.


Лист самопроверки домашнего задания.

1 уровень

H2S - сероводород – газ нервно-паралитического действия, вызывает ожеги на слизистых, приводит к слепоте. Раствор этого вещества в воде применяют для лечения ревматизма, кожных заболеваний. Найти массу 5 моль сероводорода.

Дано: Решение:

 (H2S) = 5 моль M = m /  m = M


Найти: Mr (H2S) = 2 1 + 32 = 34  M (H2S) = 34 г/ моль

m (H2S) = ? m (H2S) = 5 моль  34 г/ моль = 170г


Ответ: масса 5 моль сероводорода равна 170г.


2 уровень

NH4Cl используется как диуретик и отхаркивающее средство. Раствор HCl присутствует в составе желудочного сока человека, а при недостаточной кислотности, раствор хлороводородной кислоты употребляют как лекарство. Взяли по 3,01 1023 молекул масса какого вещества NH4Cl или HCl больше.

Дано: Решение:

N (NH4Cl) = 3,01  1023 молек. N =   NA  = N / NA

N (HCl) = 3,01  1023 молек. M = m /  m = M  

m = M  N / NA

Найти: Mr (NH4Cl) = 14 + 4 1 + 35,5 = 53,5  M (NH4Cl) = 53,5 г/ моль

m (NH4Cl) = ? Mr (HCl) = 1 + 35,5 = 36,5  M (HCl) = 36,5 г/ моль

m (HCl) = ? m (NH4Cl) = 53,5 г/ моль  3,01  1023 / 6,02  1023 моль -1 = 26,75г

m (HCl) = 36,5 г/ моль  3,01  1023 / 6,02  1023 моль -1 = 18,25г

Ответ: масса 3,01  1023 молекул NH4Cl больше, чем такого же количества молекул HCl.


В: Что изменилось в текстах домашних задач?

О: Появилась информация о влиянии этих веществ на здоровье человека.


Следующий этап нашего урока диктант «Лови ошибку»

Одной рукой закройте глаза, а другую будете поднимать, если утверждение, прочитанное мной неверно.

  1. 1моль – это количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов в 12г углерода 12С.

  2. Число структурных единиц в 1 моль равно 6,02  1025

  3. 6,02  1023 моль –1 называют постоянной Авогадро

  4. Молярная масса – это масса 10 моль вещества

  5. Молярную массу выражают в молях

  6. Молярная масса воды численно равна относительной молекулярной массе воды

  7. Количество вещества обозначают буквой греческого алфавита – омега

  8. Молярная масса железа численно равна относительной атомной массе железа

  9. Количество вещества выражают в молях

  10. Число структурных единиц обозначают NA

Проверка формул «магических треугольников»

Самое «химическое» место в доме – аптечка. Чего там только нет: белые и цветные таблетки, мази, растворы и еще много всякой всячины. К тому же не следует забывать, что многие химики, такие, как Иоган Глаубер, Карл Шееле, Гемфри Деви начинали свою деятельность в аптеках. Однако, чтобы грамотно применять даже самые обычные средства первой медицинской помощи надо уметь решать простейшие задачи. Древнегреческий философ Протагор заметил, что: «Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование» поэтому, переходим к решению задач. Люди разных профессий ученый, инженер, технолог, экономист, строитель – решая производственные задачи, достигают осуществления главной цели – получения конкретного результата, поэтому я напоминаю вам, что оцениваю не только оформление, правильность решения, но и рациональность выбранного пути. Тем, кто будет затрудняться, помогут алгоритмы решения аналогичных задач.


Алгоритм №1

Вычисление количества вещества по известному числу частиц этого вещества.

Задание. Какое количество вещества составляют 18,06  1023 молекул воды?


Последовательность действий

Выполнение действий

1. Записать формулу для нахождения количества частиц и из нее вывести формулу количества вещества


N =   NA   = N /NA

2. Подставить в формулу для нахождения количества вещества численные значения величин N и NA


 = 18,06  1023 / 6,02  1023 моль -1 = 3 моль



Алгоритм №2

Вычисление массы вещества по известному количеству вещества.

Задание. Какую массу будут иметь 1,5 моль хлора?


Последовательность действий

Выполнение действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу массы вещества


M = m /  m = M  

2. Вычислить молярную массу вещества

M (Cl2) = 35,5  2 = 71г/моль

3. Вычислить массу вещества по формуле

m (Cl2) = 1,5 моль  71г/моль = 106,5г


Алгоритм №3

Вычисление количества вещества по известной массе вещества.

Задание. Какое количество вещества составляет 320г кислорода?


Последовательность действий

Выполнение действий

1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу для вычисления количества вещества


M = m /  = m / M

2. Вычислить молярную массу вещества

M (О2) = 16  2 = 32г/моль

3. Вычислить количество вещества по формуле

 (О2) = 320г / 32г/моль = 10 моль


Алгоритм №4

Вычисление числа частиц по известной массе вещества.

Задание. Найти число молекул 4,4г CO2 - оксида углерода (IV).


Последовательность действий

Выполнение действий

1. Записать формулы для нахождения числа частиц и молярной массы. Выведите формулу для нахождения числа частиц вещества.

M = m /   = m / M

N =   NA N = m / M NA

2. Вычислить молярную массу вещества.

M (CO2) = 12 + 16  2 = 44г/моль

3. Вычислить число частиц по формуле.

N (CO2) = 4,4 г /44 г/моль  6,02  1023 моль -1 = 0,602  10 23 молекул


Алгоритм №5

Вычисление массы вещества по известному числу частиц.

Задание. Найти массу воды, если в реакцию вступило 48,16  1023 молекул.


Последовательность действий

Выполнение действий

1. Записать формулы для нахождения числа частиц и молярной массы. Выведите формулу для нахождения числа частиц вещества.

N =   NA  = N / NA

M = m /  m = M  

m = M  N / NA

2. Вычислить молярную массу вещества.

M (Н2О) = 1 2 + 16 = 18г/моль

3. Вычислить массу вещества по формуле.

m (Н2О) = 18 г/моль  48,16  1023 / 6,02 1023моль -1 = 144г


Карточка с условиями задач по теме:

« Количество вещества, молярная масса, постоянная Авогадро»


Задача № 1

Элемент фосфор входит в состав скелета, зубов, он необходим для нормальной умственной деятельности, поэтому академик А.Е. Ферсман назвал его «элементом мысли».

Кальций так же входит в состав костей. При его недостатке происходит нарушение роста, искривление костей скелета, понижается свертываемость крови на воздухе. Суточная потребность кальция и фосфора для организма взрослого человека 1г. Суточная потребность кальция для организма беременной или кормящей женщины увеличивается почти в два раза.

Где будет больше содержаться моль вещества в 1г кальция или в 1г фосфора?


Задача № 2

Ртуть – ядовитое вещество, способное накапливаться в организме. Еще в древности арабские химики и врачи заметили, что скорпионы покидают помещение, если в нем разлита ртуть. 120 человек проводивших золочение Исаакиевского собора получили смертельное отравление, парами ртути натирая купол раствором золота в ртути. Сколько атомов ртути может попасть в воздух, а затем в организм человека, если в разбившемся термометре ее было 10,05г?


Задача № 3

Водный раствор пероксида водорода Н2О2 (перекись) так же есть во многих домашних аптечках. 3% водный раствор используют для промывания ран как антисептическое и кровоостанавливающее средство, а полоскание рта и горла помогает справиться с инфекцией и избавится от неприятного запаха. Определите, что больше 5 моль или 238г пероксида водорода Н2О2?


Задача № 4

NH3 аммиак – может вызывать раздражение и отек слизистых глотки, гортани, легких. В небольших количествах применяется для возбуждения дыхательного центра при потере сознания так как раздражает нервные окончания верхних дыхательных путей и рефлекторно возбуждает центральную нервную систему. Человек приходит в сознание.

CO оксид углерода (II) – угарный газ – опасный загрязнитель атмосферы. Этот газ образуется при неполном сжигании топлива, а так же при курении. Соединяясь с гемоглобином крови, препятствует переносу кислорода, вызывает болезни сердечно-сосудистой системы, снижает активность работы головного мозга. Вдыхание больших количеств CO в течении 5-7 минут вызывает смерть.

N2 азот –- применяют в медицине и косметологии как хладоген. Если человек очень быстро поднимется с большой глубины на поверхность, то растворенный в крови азот способен привести к кессонной болезни. Один шар вместил в себя 1 моль NH3 , другой - 6,02  1023 молекул CO, а третий – 28г N2 . Какой шар поднимется выше всех?

Задача № 5

Известно, что 1г поваренной соли или хлорида натрия способен связать до 100г воды. Поэтому всем известно, как после соленого хочется пить. Избыток воды приводит к перегрузке всех органов, в первую очередь страдают почки и сердце из-за увеличения объема крови. В результате возникают отеки ног, лица. Можно ли утолить жажду, выпив 6,02 1023 молекул воды?

Задача №6

«Препарат №1» в домашней аптечке – перманганат калия KМ nO4 «марганцовка». В медицине применяются водные растворы разной концентрации. Для дезинфекции краев ран и как кровоостанавливающее средство используют ярко - фиолетовые растворы, а при отравлении алкоголем и для полоскания рта при ангине как антисептик – бледно – розовые. Какая масса перманганата калия KМnO4 была взята, если находящиеся в нем атомы кислорода имеют массу 128г?

Все задачи разнообразны по сложности, у каждой свое лицо, своя изюминка: одна легко решается, а с другой приходится повозиться, она упорно не сдается.

Жизнь каждого человека – это решение множества задач. Уровень развития человека определяется способностью быстро принимать правильные решения в различных ситуациях.

В: С чего начинается любая задача?

О: С условия.

Перед каждым карточка с таблицей – заданием. Задания не переписывать, указывать только номер варианта. Первые четыре задачи первого уровня – выполнив их правильно, вы получите по одному баллу, 5-7 задача второго уровня - выполнив их правильно, вы получите по два балла. Каждый решает самим, какие задачи будет делать, чтобы получить оценку. На работу вам отпускается 20 минут.


Задания для решения задач (Вариант №1)

N2O – оксид азота (I) – «веселящий газ». Это вещество малой наркотической активности, оно вызывает поверхностный наркоз. В смеси с кислородом применяется как анестезирующее средство.


Условие задачи Дано Баллы

1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …

0,3 моль

1 балл

2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …

18,06  1023

1 балл

3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …

2 моль

1 балл

4. Определите количество вещества, если известна масса …

176г

1 балл

5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …

22г

2 балла

6. Вычислите массу порции вещества, содержащей молекул N2O …

0,602  1023

2 балла

7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента

132г

2 балла


Задания для решения задач (Вариант №2)

ZnO – оксид цинка – как вяжущее, подсушивающее и дезинфицирующее средство, входит в состав мазей и присыпок, применяющихся при кожных заболеваниях.


Условие задачи Дано Баллы

1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …

0,6 моль

1 балл

2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …

3,01  1023

1 балл

3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …

4 моль

1 балл

4. Определите количество вещества, если известна масса …

243г

1 балл

5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …

405г

2 балла

6. Вычислите массу порции вещества, содержащей молекул ZnO …

24,08  1023

2 балла

7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента

162г

2 балла

Задания для решения задач (Вариант №3)

CO2 - оксид углерода (IV) – «углекислый газ». Оказывает на человека наркотическое действие, раздражает кожу, слизистые оболочки. В больших количествах угнетает дыхательный центр. Оксид углерода (IV) используют так же как охлаждающий агент «сухой лед».


Условие задачи Дано Баллы

1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …

3 моль

1 балл

2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …

9,03  1023

1 балл

3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …

0,5 моль

1 балл

4. Определите количество вещества, если известна масса …

132г

1 балл

5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …

88г

2 балла

6. Вычислите массу порции вещества, содержащей молекул CO2

18,06  1023

2 балла

7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента

220г

2 балла

Задания для решения задач (Вариант №4)

SiO2 – оксид кремния (IV). При повышенном содержании его в воздухе развивается силикоз – болезнь вызванная нарушением эластичности тканей легких так как их внутренняя поверхность покрывается SiO2, что приводит к ухудшению снабжения организма кислородом.


Условие задачи Дано Баллы

1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …

1,5 моль

1 балл

2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …

54,18  1023

1 балл

3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …

0,1 моль

1 балл

4. Определите количество вещества, если известна масса …

300г

1 балл

5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …

120г

2 балла

6. Вычислите массу порции вещества, содержащей молекул SiO2

1,806  1023

2 балла

7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента

600г

2 балла


Задания для решения задач (Вариант №5)

MgO – оксид магния назначают при повышенной кислотности желудочного сока. Ванна с оксидом магния снимает напряжение нервной и мышечной системы, входит в состав талька, применяется при изготовлении таблеток.


Условие задачи Дано Баллы

1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …

2 моль

1 балл

2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …

36,12  1023

1 балл

3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …

6 моль

1 балл

4. Определите количество вещества, если известна масса …

280г

1 балл

5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …

0,4г

2 балла

6. Вычислите массу порции вещества, содержащей молекул MgO …

24,08  1023

2 балла

7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента

560г

2 балла


Задания для решения задач (Вариант №6)

H2O2 – пероксид водорода применяют в виде растворов для промывания ран как антисептическое и кровоостанавливающее средство, а полоскание рта и горла помогает справится с инфекцией.


Условие задачи Дано Баллы

1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …

3 моль

1 балл

2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …

6,02  1023

1 балл

3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …

5 моль

1 балл

4. Определите количество вещества, если известна масса …

272г

1 балл

5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …

136г

2 балла

6. Вычислите массу порции вещества, содержащей молекул H2O2

30,1  1023

2 балла

7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента

204г

2 балла



Д/З: Я вижу, что некоторые задачи оказались «крепкими орешками», и на будущее хочу вам сказать, что умение решать задачи, решать их легко и рациональным способом, очень важно для успешного овладения химией. Чтобы легко справляться с задачами любой сложности, недостаточно только уроков химии необходима большая самостоятельная работа, поэтому карточку с таблицей – заданием вы берете с собой и выполняете те задачи, с которыми вы не справились за 20 минут. Повторить параграф 17, решить задачу.

Сульфат магния или горькая соль MgSO4 7 H2O действительно является горькой по вкусу. Долгое время она применяется как слабительное средство. Взяли 738г соли, найдите массу воды в данной порции соли.

Рефлексия:1. Подведение итогов работы и рекомендации некоторым учащимся.

  1. На последних минутах нашего урока я хочу выяснить очень важный для меня вопрос, была ли необходимость вводить валеологический компонет в химические задачи?

Теофраст Парацельс – великий целитель сказал: «Все есть яд и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаменимым».

Каждый человек, как нам известно, живет в окружении разнообразных химических веществ, взаимодействуя с этими веществами, его организм приходит в своеобразное равновесие с ними и каждое из веществ, каждый химический элемент необходим для нормальной жизни.

У Жамбыла Жабаева есть стихотворные строки, которыми я хочу закончить наш с вами урок:


Здоровье народа превыше всего,

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите как сердце, как глаз,

Любите его и заботьтесь о нем.

До свидания и будьте здоровы!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Решение задач на формулу "Молярная масса" с валеологическим содержанием

Автор: Солоненко Ольга Николаевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства