Решение задач на формулу "Молярная масса" с валеологическим содержанием
Решение задач на формулу "Молярная масса" с валеологическим содержанием
Очень сложно учащихся научить решать задачи когда они не видят связи с практическим применением своих знаний. Ребенок сталкивается в быту с большим количеством химических веществ и не все они безопасны. Задача такого урока не только научить определять количество вещества, молярную массу, количество частиц вещества или массу вещества, но и показать связь с жизнью. Раскрывая принцип: "В ложке лекарство, а в чашке - яд!" - мы учим ребенка через уроки химии ответственно подходить к своему здоровью и здоровью окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение задач на формулу "Молярная масса" с валеологическим содержанием »
Тема урока: «Решение расчетных задач с валеологическим содержанием» (2 урока)
Цели урока: продолжить знакомство учащихся со способами решения задач с использованием формул, связывающих понятия: молярная масса, масса вещества, количество вещества, число структурных единиц, постоянная Авогадро, количество вещества. Выявить пробелы в умениях учеников решать расчетные задачи, стимулировать познавательную активность учащихся, для того, чтобы они в дальнейшем самостоятельно овладевали методами решения расчетных задач повышенной сложности. Актуализировать использование в повседневной жизни знаний о физиологическом действии тех или иных веществ на живые организмы. Формировать у учащихся потребность заботится о своем здоровье.
«Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование»
Протагор
Здравствуйте дорогие друзья!
Встречаясь, друг с другом, мы не придаем значения этим словам, а между тем уже в самом приветствии заложен огромный смысл. Совсем недавно, военные говорили друг другу: «Здравия желаю». Не правда ли, приятно осознавать, что твое здоровье кого-то интересует? Может быть, настало то время, когда каждый должен сам задуматься над своим здоровьем и не только своим?
Не кажется ли вам странной привычка людей вспоминать о здоровье, когда оно уже подорвано или потеряно безвозвратно.
Где же сегодня можно узнать, как сохранить и укрепить здоровье или хотя бы не навредить себе? Разумеется, об этом мы должны узнать, обучаясь в школе. И предмет химия в этом плане обладает большими возможностями, т.к. именно здесь вы знакомитесь с веществами, их строением, влиянием друг на друга. Каждому из вас, надеюсь, будет интересно узнать каким образом вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма человека да и в целом на саму жизнь, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени, потому что, как говорится в одной казахской пословице «Сильный победит одного, а ученый – тысячу».
Поэтому сегодня на уроке химии мы будем отрабатывать умение решать расчетные задачи с применением понятий масса вещества, молярная масса вещества, количество вещества, будем находить количество атомов или молекул вещества, используя для этого задачи с валеологическим содержанием. (Валеология – это наука о сохранении, укреплении и формировании здоровья).
Для того чтобы решать задачи нам потребуется вспомнить формулы, связывающие эти понятия. Сейчас один из вас запишет их на листах в виде магических треугольников, а затем выведет формулы для нахождения выше перечисленных понятий.
Остальные будут работать самостоятельно. Возьмите лист самопроверки домашнего задания и проверьте правильность выполнения вами письменного задания.
Лист самопроверки домашнего задания.
1 уровень
H2S - сероводород – газ нервно-паралитического действия, вызывает ожеги на слизистых, приводит к слепоте. Раствор этого вещества в воде применяют для лечения ревматизма, кожных заболеваний. Найти массу 5 моль сероводорода.
NH4Cl используется как диуретик и отхаркивающее средство. Раствор HCl присутствует в составе желудочного сока человека, а при недостаточной кислотности, раствор хлороводородной кислоты употребляют как лекарство. Взяли по 3,01 1023 молекул масса какого вещества NH4Cl или HCl больше.
Дано: Решение:
N (NH4Cl) = 3,01 1023 молек.N = NA = N / NA
Ответ: масса 3,01 1023 молекулNH4Cl больше, чем такого же количества молекул HCl.
В: Что изменилось в текстах домашних задач?
О: Появилась информация о влиянии этих веществ на здоровье человека.
Следующий этап нашего урока диктант «Лови ошибку»
Одной рукой закройте глаза, а другую будете поднимать, если утверждение, прочитанное мной неверно.
1моль – это количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов в 12г углерода 12С.
Число структурных единиц в 1 моль равно 6,02 1025
6,02 1023 моль –1 называют постоянной Авогадро
Молярная масса – это масса 10 моль вещества
Молярную массу выражают в молях
Молярная масса воды численно равна относительной молекулярной массе воды
Количество вещества обозначают буквой греческого алфавита – омега
Молярная масса железа численно равна относительной атомной массе железа
Количество вещества выражают в молях
Число структурных единиц обозначают NA
Проверка формул «магических треугольников»
Самое «химическое» место в доме – аптечка. Чего там только нет: белые и цветные таблетки, мази, растворы и еще много всякой всячины. К тому же не следует забывать, что многие химики, такие, как Иоган Глаубер, Карл Шееле, Гемфри Деви начинали свою деятельность в аптеках. Однако, чтобы грамотно применять даже самые обычные средства первой медицинской помощи надо уметь решать простейшие задачи. Древнегреческий философ Протагор заметил, что: «Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование» поэтому, переходим к решению задач. Люди разных профессий ученый, инженер, технолог, экономист, строитель – решая производственные задачи, достигают осуществления главной цели – получения конкретного результата, поэтому я напоминаю вам, что оцениваю не только оформление, правильность решения, но и рациональность выбранного пути. Тем, кто будет затрудняться, помогут алгоритмы решения аналогичных задач.
Алгоритм №1
Вычисление количества вещества по известному числу частиц этого вещества.
Задание. Какое количество вещества составляют 18,06 1023 молекул воды?
Последовательность действий
Выполнение действий
1. Записать формулу для нахождения количества частиц и из нее вывести формулу количества вещества
N = NA = N /NA
2. Подставить в формулу для нахождения количества вещества численные значения величин N и NA
= 18,06 1023 / 6,02 1023 моль -1 = 3 моль
Алгоритм №2
Вычисление массы вещества по известному количеству вещества.
Задание. Какую массу будут иметь 1,5 моль хлора?
Последовательность действий
Выполнение действий
1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу массы вещества
M = m / m = M
2. Вычислить молярную массу вещества
M (Cl2) = 35,5 2 = 71г/моль
3. Вычислить массу вещества по формуле
m (Cl2) = 1,5 моль 71г/моль = 106,5г
Алгоритм №3
Вычисление количества вещества по известной массе вещества.
Задание. Какое количество вещества составляет 320г кислорода?
Последовательность действий
Выполнение действий
1. Записать формулу для нахождения молярной массы вещества и из нее вывести формулу для вычисления количества вещества
M = m / = m /M
2. Вычислить молярную массу вещества
M (О2) = 16 2 = 32г/моль
3. Вычислить количество вещества по формуле
(О2) = 320г / 32г/моль = 10 моль
Алгоритм №4
Вычисление числа частиц по известной массе вещества.
Задание. Найти число молекул 4,4г CO2 - оксида углерода (IV).
Последовательность действий
Выполнение действий
1. Записать формулы для нахождения числа частиц и молярной массы. Выведите формулу для нахождения числа частиц вещества.
M = m / = m / M
N = NA N= m / MNA
2. Вычислить молярную массу вещества.
M (CO2) = 12 + 16 2 = 44г/моль
3. Вычислить число частиц по формуле.
N (CO2) = 4,4 г /44 г/моль 6,02 1023 моль -1 = 0,602 10 23 молекул
Алгоритм №5
Вычисление массы вещества по известному числу частиц.
Задание. Найти массу воды, если в реакцию вступило 48,16 1023 молекул.
Последовательность действий
Выполнение действий
1. Записать формулы для нахождения числа частиц и молярной массы. Выведите формулу для нахождения числа частиц вещества.
« Количество вещества, молярная масса, постоянная Авогадро»
Задача № 1
Элемент фосфор входит в состав скелета, зубов, он необходим для нормальной умственной деятельности, поэтому академик А.Е. Ферсман назвал его «элементом мысли».
Кальций так же входит в состав костей. При его недостатке происходит нарушение роста, искривление костей скелета, понижается свертываемость крови на воздухе. Суточная потребность кальция и фосфора для организма взрослого человека 1г. Суточная потребность кальция для организма беременной или кормящей женщины увеличивается почти в два раза.
Где будет больше содержаться моль вещества в 1г кальция или в 1г фосфора?
Задача № 2
Ртуть – ядовитое вещество, способное накапливаться в организме. Еще в древности арабские химики и врачи заметили, что скорпионы покидают помещение, если в нем разлита ртуть. 120 человек проводивших золочение Исаакиевского собора получили смертельное отравление, парами ртути натирая купол раствором золота в ртути. Сколько атомов ртути может попасть в воздух, а затем в организм человека, если в разбившемся термометре ее было 10,05г?
Задача № 3
Водный раствор пероксида водорода Н2О2 (перекись) так же есть во многих домашних аптечках. 3% водный раствор используют для промывания ран как антисептическое и кровоостанавливающее средство, а полоскание рта и горла помогает справиться с инфекцией и избавится от неприятного запаха. Определите, что больше 5 моль или 238г пероксида водорода Н2О2?
Задача № 4
NH3 аммиак – может вызывать раздражение и отек слизистых глотки, гортани, легких. В небольших количествах применяется для возбуждения дыхательного центра при потере сознания так как раздражает нервные окончания верхних дыхательных путей и рефлекторно возбуждает центральную нервную систему. Человек приходит в сознание.
CO оксид углерода (II) – угарный газ – опасный загрязнитель атмосферы. Этот газ образуется при неполном сжигании топлива, а так же при курении. Соединяясь с гемоглобином крови, препятствует переносу кислорода, вызывает болезни сердечно-сосудистой системы, снижает активность работы головного мозга. Вдыхание больших количеств CO в течении 5-7 минут вызывает смерть.
N2 азот –- применяют в медицине и косметологии как хладоген. Если человек очень быстро поднимется с большой глубины на поверхность, то растворенный в крови азот способен привести к кессонной болезни. Один шар вместил в себя 1 моль NH3 , другой - 6,02 1023 молекул CO, а третий – 28г N2. Какой шар поднимется выше всех?
Задача № 5
Известно, что 1г поваренной соли или хлорида натрия способен связать до 100г воды. Поэтому всем известно, как после соленого хочется пить. Избыток воды приводит к перегрузке всех органов, в первую очередь страдают почки и сердце из-за увеличения объема крови. В результате возникают отеки ног, лица. Можно ли утолить жажду, выпив 6,02 1023 молекул воды?
Задача №6
«Препарат №1» в домашней аптечке – перманганат калия KМ nO4 «марганцовка». В медицине применяются водные растворы разной концентрации. Для дезинфекции краев ран и как кровоостанавливающее средство используют ярко - фиолетовые растворы, а при отравлении алкоголем и для полоскания рта при ангине как антисептик – бледно – розовые. Какая масса перманганата калия KМnO4 была взята, если находящиеся в нем атомы кислорода имеют массу 128г?
Все задачи разнообразны по сложности, у каждой свое лицо, своя изюминка: одна легко решается, а с другой приходится повозиться, она упорно не сдается.
Жизнь каждого человека – это решение множества задач. Уровень развития человека определяется способностью быстро принимать правильные решения в различных ситуациях.
В: С чего начинается любая задача?
О: С условия.
Перед каждым карточка с таблицей – заданием. Задания не переписывать, указывать только номер варианта. Первые четыре задачи первого уровня – выполнив их правильно, вы получите по одному баллу, 5-7 задача второго уровня - выполнив их правильно, вы получите по два балла. Каждый решает самим, какие задачи будет делать, чтобы получить оценку. На работу вам отпускается 20 минут.
Задания для решения задач (Вариант №1)
N2O – оксид азота (I) – «веселящий газ». Это вещество малой наркотической активности, оно вызывает поверхностный наркоз. В смеси с кислородом применяется как анестезирующее средство.
Условие задачи
Дано
Баллы
1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …
0,3 моль
1 балл
2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …
18,06 1023
1 балл
3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …
2 моль
1 балл
4. Определите количество вещества, если известна масса …
176г
1 балл
5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …
7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента
162г
2 балла
Задания для решения задач (Вариант №3)
CO2 - оксид углерода (IV) – «углекислый газ». Оказывает на человека наркотическое действие, раздражает кожу, слизистые оболочки. В больших количествах угнетает дыхательный центр. Оксид углерода (IV) используют так же как охлаждающий агент «сухой лед».
Условие задачи
Дано
Баллы
1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …
3 моль
1 балл
2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …
9,03 1023
1 балл
3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …
0,5 моль
1 балл
4. Определите количество вещества, если известна масса …
132г
1 балл
5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …
88г
2 балла
6. Вычислите массу порции вещества, содержащей молекул CO2 …
18,06 1023
2 балла
7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента
220г
2 балла
Задания для решения задач (Вариант №4)
SiO2 – оксид кремния (IV). При повышенном содержании его в воздухе развивается силикоз – болезнь вызванная нарушением эластичности тканей легких так как их внутренняя поверхность покрывается SiO2, что приводит к ухудшению снабжения организма кислородом.
Условие задачи
Дано
Баллы
1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …
1,5 моль
1 балл
2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …
54,18 1023
1 балл
3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …
0,1 моль
1 балл
4. Определите количество вещества, если известна масса …
300г
1 балл
5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …
7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента
600г
2 балла
Задания для решения задач (Вариант №5)
MgO – оксид магния назначают при повышенной кислотности желудочного сока. Ванна с оксидом магния снимает напряжение нервной и мышечной системы, входит в состав талька, применяется при изготовлении таблеток.
Условие задачи
Дано
Баллы
1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …
2 моль
1 балл
2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …
36,12 1023
1 балл
3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …
6 моль
1 балл
4. Определите количество вещества, если известна масса …
280г
1 балл
5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …
7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента
560г
2 балла
Задания для решения задач (Вариант №6)
H2O2 – пероксид водорода применяют в виде растворов для промывания ран как антисептическое и кровоостанавливающее средство, а полоскание рта и горла помогает справится с инфекцией.
Условие задачи
Дано
Баллы
1. Вычислите число молекул, которые содержатся в …
3 моль
1 балл
2. Вычислите количество вещества, содержащее столько же молекул …
6,02 1023
1 балл
3. Определите массу вещества, если известно количество вещества …
5 моль
1 балл
4. Определите количество вещества, если известна масса …
272г
1 балл
5. Вычислите число структурных единиц, которое содержится в …
7. Вычислите, какая масса в веществе приходится на атомы каждого элемента
204г
2 балла
Д/З: Я вижу, что некоторые задачи оказались «крепкими орешками», и на будущее хочу вам сказать, что умение решать задачи, решать их легко и рациональным способом, очень важно для успешного овладения химией. Чтобы легко справляться с задачами любой сложности, недостаточно только уроков химии необходима большая самостоятельная работа, поэтому карточку с таблицей – заданием вы берете с собой и выполняете те задачи, с которыми вы не справились за 20 минут. Повторить параграф 17, решить задачу.
Сульфат магния или горькая соль MgSO4 7 H2O действительно является горькой по вкусу. Долгое время она применяется как слабительное средство. Взяли 738г соли, найдите массу воды в данной порции соли.
Рефлексия:1. Подведение итогов работы и рекомендации некоторым учащимся.
На последних минутах нашего урока я хочу выяснить очень важный для меня вопрос, была ли необходимость вводить валеологический компонет в химические задачи?
Теофраст Парацельс – великий целитель сказал: «Все есть яд и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаменимым».
Каждый человек, как нам известно, живет в окружении разнообразных химических веществ, взаимодействуя с этими веществами, его организм приходит в своеобразное равновесие с ними и каждое из веществ, каждый химический элемент необходим для нормальной жизни.
У Жамбыла Жабаева есть стихотворные строки, которыми я хочу закончить наш с вами урок: