kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: Вода в природе. Состав, свойства и применение воды. Вода – универсальный растворитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с элементами полиязычия. Урок изучения нового материала. Использованы словесные, наглядные, практические методы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Вода в природе. Состав, свойства и применение воды. Вода – универсальный растворитель.»

Тема урока: Вода в природе. Состав, свойства и применение воды.

Вода – универсальный растворитель.

Цель урока: изучить  состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов.

 Задачи урока:

Образовательные:  сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать,  прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные:  воспитывать  бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу  к окружающей среде и  своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Тип урока: изучение нового материала с элементами полиязычия

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, ИД, презентация, видеоролики, шаростержневые модели.

Лабораторное оборудование: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, стаканы с водой, подставка с пробирками, оксид кальция, соль, сульфат меди ( )

Межпредметная связь: химия, биология, география, экология, литература, физика.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

3.Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

5 Закрепление.

6. Задание на дом.

7. Рефлексия.





Психологический настрой.

Игра «Хорошее настроение». Похлопайте в ладошки те у кого хорошее настроение, -посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Повторение ранее изученного материала.

У доски решает задачу 1 учащийся.

Класс выполняет работу на листках Химическая волна.

1.Водород самый распространенный элемент во Вселенной. (да)

2. Газ водород тяжелее воздуха (нет)

3.Соединения металлов с водородом называются гидриды (да)

4.При взаимодействии меди с соляной кислотой образуется водород (нет)

5. Молекула водорода одноатомна. (нет)

6. Водород одновалентен (да)

7. Водород восстанавливает металлы из их оксидов. (да)

Самопроверка. Проверка решения задачи.

Для того чтобы определить тему урока, предлагаю учащимся загадки. Ответы учащихся на казахском, английском и русском языках.

1. Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт. ( Снег, қар. Snow)

2. В огне не горит,
В воде не тонет. (Лед, мұз, ice)

3. .Зимой спит,
А летом шумит.
(Река, Өзен, River)

4. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото. Swamp)

5. С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад, Сарқырама, Waterfall)

Что объединяет все эти загадки?

На греческом - гидро, на латинском языке - аква.

Как будет на казахском и английском языках?

- су, Water.

Записываем в тетрадях:  Тема урока:  

Какие же цели сегодняшнего урока ? Учащиеся формулируют некоторые цели урока. ( дополняет учитель)

Изучение нового материала.

Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем, как воспевали воду поэты разных времён. Презентация.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет

Распространение воды.

Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.

Сообщение 1. «Вода на Земле»

Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.

Так много или мало воды на Земле? Очень мало! От всего объема Земли на воду приходится около 2,5 млрд. км3.

Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная находится в глубоких слоях земной коры. Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из – за рубежа. Воду надо беречь.

Учитель: Хотя вода - самое распространённое вещество на Земле, но воды пригодной для питья очень мало.
Демонстрация наглядности (колбы с водой).
Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды его 30 мл, а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии - всего 6 мл.
Чистой воды на Земле становится все меньше. Вода - это богатство, к которому надо относиться бережно и экономно.
Учитель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.

Каково же процентное содержание воды в организме человека? (65–70%)

Сообщение 2. «Вода в живом организме»

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором – растения, на третьем – животные, на последнем – человек.

Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль – всего лишь 0,2%.

У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.

Учащийся: по рисунку показывает и на двух языках английском и русском рассказывает о процентном содержании воды в органах и тканях человека. Приложение 1.

Какой состав и строение имеет вода?

Прочитать информацию об открытии состава воды. С именами, каких ученых связано изучение состава воды?

Просмотр видеоролика.

В каком соотношении находятся атомы водорода и кислорода в воде?

Соберите модель молекулы воды.

Какой вид связи в молекуле воды? Какое строение имеет молекула воды? Чему равна относительная молекулярная масса воды?



  Физические свойства  воды.

Работа с учебником. Прочитать стр. 165, впишите недостающие данные в схему и вклейте в конспект (учащимся предложены схемы с вопросами, ответы к которым они самостоятельно ищут в тексте параграфа)

Физические свойства воды

  • t° плавления –

  • t° кипения –

  • ρ0 H2O =

  • ρ0 льда =

  • электропроводность

  • агрегатное состояние-

  • цвет -

  • запах -

  • вкус –

Человек почти каждый день использует воду для приготовления еды, стирки, белья и личной гигиены и не задумывается, что «эксплуатирует» основное свойство воды- её растворяющую способность. В воде могут растворяться почти все вещества. По отношению к воде вещества делятся на растворимые, малорастворимые и нерастворимые.

Выполнение опыта. Растворение соли и сульфата меди в воде.

 Химические свойства.  

Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ. Выполнение лабораторного опыта.

Лабораторный опыт №6. Взаимодействие воды с металлами. (Na/ Cu)/. Взаимодействие воды с оксидами металлов.

Результаты Л.оп. оформляем в виде таблицы.

Уравнение реакции

Наблюдение

Вывод

1

2Na + 2Н2О = 2NaОН + Н2


Бурное протекание реакции при обычной температуре, металл растворяется, образуется гидроксид и выделяется водород


Бурно реагирует с водой при об.темп.


2

Cu


Реакция не протекает


Не реагирует с водой не при каких условиях.


3

СаО + Н2О = Са(ОН)2


Бурное протекание реакции, выделяется много тепла


При взаимодействии оксидов металлов с водой образуются основания.

4

Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4


Энергичное взаимодействие


При взаимодействии оксидов неметаллов с водой образуются кислоты.

Взаимодействие с неметаллами: С+ Н2О = СО2+ 2Н2 ; Сl2 + Н2О = Н СlО + НСl

Взаимодействие с гидридами: NaН + Н2О = NaОН + Н2

Закрепление нового материала

Подведение итогов урока (1-2 мин)

Домашнее задание (1-2 мин)

Творческое задание: составить синквейн по теме «Вода»

Рефлексия (1-2 мин)

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне особенно запомнилось…

Меня удивило…

Я считаю…

Урок мне…

Оцените по 5-ти бальной системе свою работу сегодня на уроке.



























Приложение 1.











Интересные факты. Выступление учащихся.


1.Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды.
2.Химическое соединение H2O в чистом виде в природе не существует. Вода - универсальный растворитель, она растворяет в себе всё, что встречает на пути. Например, наслаждаясь вкусом колодезной воды, мы вливаем в себя «компот», состав которого не смог бы воспроизвести, пожалуй, никто. 

1.Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.
2.Вода может снизить риск возникновения сердечного приступа, если человек выпивает более пяти стаканов воды в день. Однако такими свойствами обладает лишь чистая питьевая вода.

1.В Югославии есть озеро Циркницкое. В нем вода исчезает летом и зимой, а весной и осенью возвращается вместе с рыбой.
2.Писатель Грибоедов в одном из своих произведений говорил: «Трудно забыть вкус талой воды высокогорных ручьев». Считается, что именно благодаря талой воде горцы живут так долго.

1.Некоторые газированные напитки, содержат вредные химические вещества, которые вызывают обезвоживание, а вовсе не утоляют жажду.
2.Один из самых водянистых продуктов - это арбуз. Арбуз на 93% состоит из воды.

1..Примерно 70 процентов Земли покрыто водой. Но только 1 процент из этой воды годен для питья!
2.В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (например: дождевая, почвенная, из свежего снега и пр.), различается также по количеству растворенных в ней веществ.

1.Как утверждают специалисты, достаточно выпить два стакана чистой воды чтобы преодолеть депрессию и усталость.
2.Вода доставляет в клетки организма питательные вещества (витамины, минеральные соли) и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессе терморегуляции и дыхания.

1.По данным Юнеско, самая чистая вода в мире - в Финляндии. Исследование, проведенное в 122 странах мира, учитывало качество и количество свежей воды.

2. Специалисты по питанию рекомендуют ежедневно употреблять 6-8 стаканов чистой воды. Но большинство людей пьет недостаточное количество воды, не говоря уже о ее качестве.


1. Во всём мире 1 миллиард 100 миллионов человек не имеют доступа к воде. Так что мы с вами счастливые люди!
2. Диетологи рекомендуют пить воду небольшими порциями, равномерно распределёнными в течение дня. Лучше, если температура употребляемых напитков будет, ниже температуры тела (охлажденная вода) или выше (горячий чай, кофе)!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кураева Галина Николаевна

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Решение задач по теме "Вода" "
    ["seo_title"] => string(33) "rieshieniie-zadach-po-tiemie-voda"
    ["file_id"] => string(6) "101753"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402431546"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Решение задач "
    ["seo_title"] => string(18) "rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "101755"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402431786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства