Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему:"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение."»
Тема урока: Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.
Цель урока: Изучить серу – как простое вещество. Рассмотреть аллотропные модификации серы, ее свойства и получение. Показать значение серы.
Задачи урока: Образовательные:
Рассмотреть аллотропные модификации серы.
Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.
Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
Развивающие:
Развивать память и внимание учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные:
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Оборудование и реактивы: ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, образец серы, вода, химический стакан, шпатель, спиртовка, спички, пробирка.
Для учащихся: пробирка с серой, вода, шпатель
Тип урока: Комбинированный. Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности:
самостоятельная работа с текстом учебника;
фронтальная;
работа по парам.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:
словесные (эвристическая беседа),
наглядные (презентация)
практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);
частично-поисковый;
Педагогические приемы:
учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
Добрый день! У нас сегодня необычный урок, у нас на уроке присутствуют гости, поэтому вы не стесняйтесь, не замыкайтесь, работаем бодро , активно, в хорошем темпе. Класс поделен на три группы: технологи «Атомной энергетики». «Химическая лаборатория», «Аналитическая группа». Название группы, связанно с видом деятельности на уроке, в основе которой лежит алгоритм. В каждой группе есть ответственный и дежурный. Желаю вам удачи! На протяжении нескольких последних уроков, мы проходим большую тему, чему она посвящена? Что мы изучаем? (Мы изучаем неметаллы!)
- Какие неметаллы нам удалось изучить? (Ответы детей)
Учитель: а мы переходим к следующему вопросу, это задание практической направленности: у меня на столе стоит три стакана с прозрачной жидкостью. С помощью одного реактива( нитрата серебра) из этого набора , нужно определить в каком стакане хлорид натрия. Для выполнения этого задания пойдет :___. Коментиируй, пожалуйста свой выбор, из предоставленных реактивов , что ты выбираешь(соляная кислота , нитрат серебра, лакмус , метилоранж)
Учитель: а теперь приступим к изучению нового материала. Но мне хотелось, чтобы вы догадались о чем , сегодня на уроке пойдет речь. Я для начала прочту такое высказывание: «Герой романа А.Дюма - граф Монте Кристо – аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и для лечения его ему дали вещество, которое он мог использовать , для изготовления пороха. Что это за вещество?
Ученик: Это вещество Сера.
Учитель: правильно, молодец.
Немало сера знаменита,
И в древности её Гомэр воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел
Сегодня мы посветим наш урок изучению свойств серы. Запишите в таблице тему урока: Сера. А что бы вы хотели узнать про этот химический элемент? (постановка цели урока
А я ставлю перед вами свою цель:
Семь металлов создал свет По числу семи планет: Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец… Сын мой! Сера их отец! И спеши, мой сын, узнать: Всем им ртуть — родная мать
Проблемный вопрос урока: Как вы понимает, приведенные в этом стихотворении е образные выражения : "сера - их отец" и "ртуть - родная мать"?
.
В течении всего урока вы будете работать таблице, которая лежит перед вами. Внимательно посмотрите, каждая группа будет заполнять соответствующую графу таблицы.
( у каждого учащегося на парте таблица, в которой работают весь урок)
Сера
1 ГРУППА
1.Положение в ПС ,
2.Название 6 группы:
3.Строение атома.
4 Степень окисление
2 ГРУППА
Физические свойства
Агрегатное состояние:
Цвет:
Растворимость:
Аллотропия
Флотация
3 ГРУППА
Химические свойства:
1.Окислительные свойства серы
1)
2)
2.Восстановительные свойства серы:
1)
2)
Демеркуризация?
На на те вопросы , на которые вы знаете ответ, или можете предположить, вы заполняете, если вы не знаете ответ на этот вопрос, вы оставляете место пустым: (Каждой группе по 7 минут на подготовку.)
Выслушиваются ответы 1 ГРУППЫ:Сера – элемент VI A группы, значит, на внешнем энергетическом уровне у неё шесть электронов. По сравнению с кислородом, радиус атома серы больше, меньшее значение электроотрицательности, поэтому восстановительные свойства у неё выражены сильнее. Для серы характерны такие степени окисления, как +4, +6, а в соединении с менее электроотрицательным элементом, её степень окисления -2. А общее название элементов главной подгруппы VI группы - "халькогены" В переводе с греческого обозначает " рождающие руды". И ведь в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляютсобой соединения родоначальников подгруппы - кислорода и серы.
Выслушивают ответы 2 Группы : Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл.
Учитель: Кроме того, сера не растворима в воде, малорастворима в этиловом спирте, хорошо растворяется в сероуглероде, легче воды. (записывают в тетрадях). Вспомните, ребята, что такое аллотропия?
Учащийся:Аллотропия - явление существования химических элементов в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам
Сера имеет несколько модификаций, т. е. имеет три аллотропных видоизменениия, это сера ромбическая, сера моноклинная, сера пластическая.(наэкране высвечивается схема аллотропии серы)
Учитель: Наиболее устойчивая -ромбическая сера, молекула которой состоит из 8 атомов, замкнутых в кольцо.
Демонстрационный эксперимет: (демонстрация смачивания серы) Предлагаю вам проверить физические свойства серы попробуем опустить в стакан с водой кусочек серы и немного порошка серы. Кусочек серы пойдет ко дну, а порошок остается на поверхности. Почему это происходит? Одно и тоже вещество проявляет разные свойства?
Учащийся: Наверное, потому, что у серы ромбической и моноклинной разная плотность..
Учитель: Правильно, плотность ромбической серы равна 2,07 г/мл, а моноклинной немного меньше - 1, 96г/мл, поэтому кусочки ромбической серы идут ко дну. Сера не растворима в воде, поэтому серный порошок плохо смачивается водой и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха.
Опыт : я насыпаю серу и добавляю железные опилки, предложите 2 способа как можно разделить эту смесь? (первое водой, предположите, что произойдет? А второй магнитом)
Это процесс флотации. ( от какого слова?) Это свойство используется для отделения серы от примесей, в промышленности.
Ну ,а я постараюсь вам показать, как сера переходит из одной аллотропной модификации в другую.
(демонстрация получения пластической серы из ромбической). Учитель: (В пробирку на ? её объема насыпаем ромбическую серу, закрепляем её в лапке штатива и подогреваю)
Сера плавится и превращается в золотисто -желтую легкоподвижную жидкость, при дальнейшем нагревании сера приобретает красно - бурую окраску и становится настолько вязкой, что не выливается из пробирки, (учитель переворачивает пробирку) далее сера разжижается, окраска остается темно - бурой, при 444,5 С сера кипит. Пары серы оранжевого цвета. Закипевшую серу выливаю тоненькой струйкой в стакан с холодной водой. Затем её вынимаю и растягиваю - образовалась пластическая сера. При медленном охлаждении серы эти превращения протекают в обратном порядке. (показываю на экране.)
Учитель: в чем причина аллатропии?
Причина аллотропии серы заключается в разном строении кристаллов её модификаций. Обратите внимание на формы кристаллов серы разных модификаций, у ромбической серы кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. Поэтому, у разных модификаций разные свойства..
Перед тем как мы выслушаем ответы третьей группы, предлагаю всем закрыть глаза и на миг очутиться на береу Черного моря
Физминутка
А мы продолжаем, и у нас ответ 3 Группы:
Окислительные свойства серы
Восстановительные свойства серы
1.Сера реагирует почти со всеми металлами, при обычных условиях;
Hg + S =HgS
2Na + S = Na2S
2Al +3S = Al2S3
2. При повышенной температуре реагирует с водородом;
H2 + S = H2S
При повышенной температуре сера реагирует с фтором и кислородом;
S + O2 = SO2
S +3F2 = SF6
Какого типа реакции вы видите в таблице на экране?
Учащийся: Соединения.
Учитель: Изменяются ли степени окисления?
Учащийся: Да. Это окислительно - восстановительные реакции, можно составить к каждой реакции электронный баланс. К каждой реакции учащийся на доске записывает электронный баланс, класс в тетрадях.
Учитель: Реакция серы с ртутью лежит в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например из разбитого термометра. Видимые капли ртути можно собрать на лист бумаги или на медную пластинку. Ту ртуть которая попала в щели, нужно засыпать порошком серы. Такой процесс называется демеркуризацией.
Сера горит синеватым пламенем , образуя оксид серы (IV), Это соединение хорошо известно под названием сернистый газ. (демонстрация опыта, горение серы вкислороде). (Взаимодействие серы с натрием)
Рефлексия : Итак, подведем итог: сера элемент, 6 группы, главной подгруппы, Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл.
Сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства. Что больше всего понравилось на уроке? Для закрепления материала предлагаю рассмотреть следующие практико – ориентированные задачи:
11-2. Почему врачи-косметологи рекомендуют при выпадении волос принимать внутрь очищенную серу?
Ответ: В состав кератина входит значительное количество серы, поэтому нередко дефицит этого элемента и становится причиной плохого роста волос и их выпадения.
11-7. При сжигании серы образуется оксид сер (IV) в результате реакции соединения. Но можно получить его для обработки погреба и путем реакции обмена. Какие для этого потребуются исходные вещества и как это осуществить технологически?
Ответ: Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2 + H2O
Чтобы обработать таким способом погреб, нужно сульфит натрия в 2-3 кислотоустойчивых неглубоких емкостях поместить в верхней части погреба и добавить 10% серной кислоты. Очень важно, чтобы емкости находились в верхней части погреба, так как сернистый газ тяжелее воздуха. Конечно, надо предварительно рассчитать, сколько потребуется сульфита натрия и серной кислоты.