kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему:"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить серу – как простое вещество. Рассмотреть аллотропные модификации серы, ее свойства и получение. Показать значение серы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему:"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение."»

Тема урока: Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

Цель урока: Изучить серу – как простое вещество. Рассмотреть аллотропные модификации серы, ее свойства и получение. Показать значение серы.

Задачи урока:
Образовательные:

  1. Рассмотреть аллотропные модификации серы.

  2. Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.

  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

  4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Развивающие:

  1. Развивать память и внимание учащихся.

  2. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.

  3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  1. Показать значимость химических знаний  для современного человека.

Оборудование и реактивы: 
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, образец серы, вода, химический стакан, шпатель, спиртовка, спички, пробирка.

Для учащихся: пробирка с серой, вода, шпатель

Тип урока
Комбинированный. Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;

  • фронтальная;

  • работа по парам.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),

  • наглядные (презентация)

  • практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);

  • частично-поисковый;

Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);

  • учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);

  •  учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).

Добрый день! У нас сегодня необычный урок, у нас на уроке присутствуют гости, поэтому вы не стесняйтесь, не замыкайтесь, работаем бодро , активно, в хорошем темпе. Класс поделен на три группы: технологи «Атомной энергетики». «Химическая лаборатория», «Аналитическая группа». Название группы, связанно с видом деятельности на уроке, в основе которой лежит алгоритм. В каждой группе есть ответственный и дежурный. Желаю вам удачи! На протяжении нескольких последних уроков, мы проходим большую тему, чему она посвящена? Что мы изучаем? (Мы изучаем неметаллы!)

- Какие неметаллы нам удалось изучить? (Ответы детей)

Учитель: а мы переходим к следующему вопросу, это задание практической направленности: у меня на столе стоит три стакана с прозрачной жидкостью. С помощью одного реактива( нитрата серебра) из этого набора , нужно определить в каком стакане хлорид натрия. Для выполнения этого задания пойдет :___. Коментиируй, пожалуйста свой выбор, из предоставленных реактивов , что ты выбираешь(соляная кислота , нитрат серебра, лакмус , метилоранж)

Учитель:  а теперь приступим к изучению нового материала. Но мне хотелось, чтобы вы догадались о чем , сегодня на уроке пойдет речь. Я для начала прочту такое высказывание: «Герой романа А.Дюма - граф Монте Кристо – аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и для лечения его ему дали вещество, которое он мог использовать , для изготовления пороха. Что это за вещество?

Ученик: Это вещество Сера.

Учитель: правильно, молодец.

Немало сера знаменита,

И в древности её Гомэр воспел,

С ней много тысяч лет прожито,

И человек в ней пользу разглядел

Сегодня мы посветим наш урок изучению свойств серы. Запишите в таблице тему урока: Сера. А что бы вы хотели узнать про этот химический элемент? (постановка цели урока

А я ставлю перед вами свою цель:

Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть — родная мать

Проблемный вопрос урока: Как вы понимает, приведенные в этом стихотворении е образные выражения : "сера - их отец" и "ртуть - родная мать"?



.

В течении всего урока вы будете работать таблице, которая лежит перед вами. Внимательно посмотрите, каждая группа будет заполнять соответствующую графу таблицы.

( у каждого учащегося на парте таблица, в которой работают весь урок)

Сера

1 ГРУППА

1.Положение в ПС ,



2.Название 6 группы:




3.Строение атома.




4 Степень окисление

2 ГРУППА


Физические свойства

    1. Агрегатное состояние:



    1. Цвет:



    1. Растворимость:



    1. Аллотропия



    1. Флотация

3 ГРУППА

Химические свойства:

1.Окислительные свойства серы

1)



2)


2.Восстановительные свойства серы:

1)




2)

Демеркуризация?



На на те вопросы , на которые вы знаете ответ, или можете предположить, вы заполняете, если вы не знаете ответ на этот вопрос, вы оставляете место пустым: (Каждой группе по 7 минут на подготовку.)

Выслушиваются ответы 1 ГРУППЫ: Сера – элемент VI A  группы, значит, на внешнем энергетическом уровне у неё шесть электронов. По сравнению с кислородом, радиус атома серы больше, меньшее значение электроотрицательности, поэтому восстановительные свойства у неё выражены сильнее. Для серы характерны такие степени окисления, как +4, +6, а в соединении с менее электроотрицательным элементом, её степень окисления -2. А общее название элементов главной подгруппы VI группы - "халькогены" В переводе с греческого обозначает " рождающие руды". И ведь в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы - кислорода и серы. 



Выслушивают ответы 2 Группы : Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. 

Учитель: Кроме того, сера не растворима в воде, малорастворима в этиловом спирте, хорошо растворяется в сероуглероде, легче воды. (записывают в тетрадях). Вспомните, ребята, что такое аллотропия?

Учащийся: Аллотропия - явление существования химических элементов в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам

Сера имеет несколько модификаций, т. е. имеет три аллотропных видоизменениия, это сера ромбическая, сера моноклинная, сера пластическая.(на экране высвечивается схема аллотропии серы)

Учитель: Наиболее устойчивая -ромбическая сера, молекула которой состоит из 8 атомов, замкнутых в кольцо.

Демонстрационный эксперимет: (демонстрация смачивания серы) Предлагаю вам проверить физические свойства серы попробуем опустить в стакан с водой кусочек серы и немного порошка серы. Кусочек серы пойдет ко дну, а порошок остается на поверхности. Почему это происходит? Одно и тоже вещество проявляет разные свойства?

Учащийся: Наверное, потому, что у серы ромбической и моноклинной разная плотность..

Учитель: Правильно, плотность ромбической серы равна 2,07 г/мл, а моноклинной немного меньше - 1, 96г/мл, поэтому кусочки ромбической серы идут ко дну. Сера не растворима в воде, поэтому серный порошок плохо смачивается водой и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха.

Опыт : я насыпаю серу и добавляю железные опилки, предложите 2 способа как можно разделить эту смесь? (первое водой, предположите, что произойдет? А второй магнитом)

Это процесс флотации. ( от какого слова?) Это свойство используется для отделения серы от примесей, в промышленности.

Ну ,а я постараюсь вам показать, как сера переходит из одной аллотропной модификации в другую.

(демонстрация получения пластической серы из ромбической). Учитель: (В пробирку на ? её объема насыпаем ромбическую серу, закрепляем её в лапке штатива и подогреваю)

Сера плавится и превращается в золотисто -желтую легкоподвижную жидкость, при дальнейшем нагревании сера приобретает красно - бурую окраску и становится настолько вязкой, что не выливается из пробирки, (учитель переворачивает пробирку) далее сера разжижается, окраска остается темно - бурой, при 444,5 С сера кипит. Пары серы оранжевого цвета. Закипевшую серу выливаю тоненькой струйкой в стакан с холодной водой. Затем её вынимаю и растягиваю - образовалась пластическая сера. При медленном охлаждении серы эти превращения протекают в обратном порядке. (показываю на экране.)

Учитель: в чем причина аллатропии?

Причина аллотропии серы заключается в разном строении кристаллов её модификаций. Обратите внимание на формы кристаллов серы разных модификаций, у ромбической серы кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. Поэтому, у разных модификаций разные свойства..

Перед тем как мы выслушаем ответы третьей группы, предлагаю всем закрыть глаза и на миг очутиться на береу Черного моря

Физминутка

А мы продолжаем, и у нас ответ 3 Группы:

Окислительные свойства серы

Восстановительные свойства серы

1.Сера реагирует почти со всеми металлами, при обычных условиях;

Hg + S =HgS

2Na + S = Na2S

2Al +3S = Al2S3

2. При повышенной температуре реагирует с водородом;

H2 + S = H2S

При повышенной температуре сера реагирует с фтором и кислородом;

S + O2 = SO2

S +3F2 = SF6

Какого типа реакции вы видите в таблице на экране?

Учащийся: Соединения.

Учитель: Изменяются ли степени окисления?

Учащийся: Да. Это окислительно - восстановительные реакции, можно составить к каждой реакции электронный баланс. К каждой реакции учащийся на доске записывает электронный баланс, класс в тетрадях.

Учитель: Реакция серы с ртутью лежит в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например из разбитого термометра. Видимые капли ртути можно собрать на лист бумаги или на медную пластинку. Ту ртуть которая попала в щели, нужно засыпать порошком серы. Такой процесс называется демеркуризацией.

Сера горит синеватым пламенем , образуя оксид серы (IV), Это соединение хорошо известно под названием сернистый газ. (демонстрация опыта, горение серы в кислороде). (Взаимодействие серы с натрием)

Рефлексия : Итак, подведем итог: сера элемент, 6 группы, главной подгруппы, Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. 

Сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства. Что больше всего понравилось на уроке? Для закрепления материала предлагаю рассмотреть следующие практико – ориентированные задачи:

11-2. Почему врачи-косметологи рекомендуют при выпадении волос принимать внутрь очищенную серу?

Ответ: В состав кератина входит значительное количество серы, поэтому нередко дефицит этого элемента и становится причиной плохого роста волос и их выпадения.

11-7. При сжигании серы образуется оксид сер (IV) в результате реакции соединения. Но можно получить его для обработки погреба  и путем реакции обмена. Какие для этого потребуются исходные вещества и как это осуществить технологически?

ОтветNa2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2 + H2O

Чтобы обработать таким способом погреб, нужно сульфит натрия в 2-3 кислотоустойчивых неглубоких емкостях поместить в верхней части погреба и добавить 10% серной кислоты. Очень важно, чтобы емкости находились в верхней части погреба, так как сернистый газ тяжелее воздуха. Конечно, надо предварительно рассчитать, сколько потребуется сульфита натрия и серной кислоты.


ДЗ. Параграф , ответы на вопросы:



Сера

1 ГРУППА

1.Положение в ПС ,









2.Название 6 группы:




3.Строение атома.








4 Степень окисление

2 ГРУППА


Физические свойства

    1. Агрегатное состояние:





    1. Цвет:



    1. Растворимость:









    1. Аллотропия







    1. Флотация

3 ГРУППА

Химические свойства:

1.Окислительные свойства серы

1)



2)


2.Восстановительные свойства серы:

1)




2)




Демеркуризация?

Тема урока:










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Паршикова Елена Владимировна

Дата: 20.06.2024

Номер свидетельства: 653281


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства