Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии в 9 классе по теме: «Общая характеристика II-А группы».»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Николаевка
Муниципального района Бирский район республика Башкортостан.
Разработка
урока химии в 9 классе по теме:
«Общая характеристика II-А группы».
Подготовила и провела:
учитель химии
Полюдова Римма Алексеевна
Ноябрь 2019 г.
Предмет: химия
Уровень образования: основное общее образование
Тема: «Общая характеристика II-А группы».
Цель: повторение ранее изученного материала, изучение нового материала.
Задачи: показать значение ранее изученного материала о щелочных металлах в освоении новых знаний. Обеспечить: усвоение понятия щелочноземельных металлов, важнейших соединений и действия на организм.. Достичь: умения характеризовать 2А группу и элемент кальций по Периодической системе Д.И.Менделеева; описывать физические свойства по внешнему виду образцов магния и кальция; изучая химические свойства, писать УХР ;используя текст учебника, изучить соединения щелочноземельных металлов, их молекулярные формулы, названия, нахождение в природе, применение.
Планируемый результат обучения, в том числе УУД
Предметные результаты:
Объяснять:
-особенности положения 2-а группы в ПС ДИМ.
-физические и химические свойства щелочноземельных металлов.
-значение соединений щелочноземельных металлов в природе и их применение.
Логические результаты:
-Выявлять причинно-следственные связи;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Регулятивные результаты:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные результаты:
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований, и солей в воде; учебник О.С. Габриелян и др. «Химия 9 кл.» МП 2019 г.; коллекция предметов, состоящих из карбоната кальция; карточки с планом характеристики элемента по ПС ДИМ; карточки с шаблоном таблицы характеристик соединений щ.з.м.; образцы металлов кальция и магния, кристаллизатор с водой, фенолфталеин.
Ход урока:
1.Орг момент.
Приветствие учащихся, определение отсутствующих, организация внимания учащихся
2.Актуализация знаний.
-На предыдущем уроке мы приступили к изучению металлов. Какие элементы называются металлами?
-(Металлами называются элементы, атомы которых характеризуются небольшим числом электронов на внешнем энергетическом уровне (один- три электрона) и большим радиусом атома).
-Мы познакомились с щелочными металлами 1А группы. Назовите элементы этой группы
-(Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций).
-Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне имеют атомы щелочных металлов?
-(Один).
Почему их называют щелочными металлами?
-(Потому, что в воде они образуют щелочи).
3.Постановка цели.
-Сегодня мы продолжаем изучение металлов. Тема нашего урока «Общая характеристика II-А группы».
Вначале изучения щелочноземельных металлов я предлагаю вашему вниманию вот эти предметы.
Учитель демонстрирует: куски мела и мрамора, раковина моллюска, скорлупа куриного яйца, жемчужные бусы.
-В течение урока я предлагаю выяснить, что объединяет эти предметы.
4.Изучение нового материала.
- Обратите внимание на Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Перечислите и запишите в тетради столбиком символы элементов 2А группы.
1Характеристика 2А группы по периодической системе.
-Дайте характеристику по ПС. ДИМ, используя модель характеристики 1А группы. Что нужно сделать?
-Выписать символы столбиком, изобразить схемы строения электронных оболочек атомов элементов второго, третьего, четвертого периодов; у элементов пятого, шестого, седьмого периодов изобразить условные оболочки и указать число электронов не внешних оболочках. Описать изменение (сверху вниз) радиусов, электроотрицательности, восстановительных металлических свойств.
Учащиеся выполняют задание.
- Дайте характеристику по ПС. ДИМ, используя ваши записи в тетраде.
-(Во 2-А группу входят бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. На внешнем энергетическом уровне у всех по два электрона. Сверху вниз радиусы увеличиваются, электроотрицательность уменьшается, восстановительные металлические свойства увеличиваются).
2.Характеристика кальция по ПС ДИМ.
-Из перечисленных элементов, в природе наиболее распространен кальций.
Используя план характеристики элемента, дайте кальцию характеристику по ПС ДИМ. Запишите в тетради, диктуя вслух друг другу по «цепочке», характеристики.
Учащиеся пишут и говорят вслух характеристики элемента кальция.
3.Физические свойства.
-Какой следующий этап изучения элемента?
(-Описание физических свойств)
Демонстрация учителем образцов кальция и магния.
-Каковы физические свойства этих металлов?
- (Твердые, серебристо белые металлы, легкие).
-Верно, а у стронция золотистый цвет. Плотности, температуры плавлении и кипения вы можете посмотреть по справочнику.
4.Химические свойства.
-Химические свойства щелочноземельных металлов похожи на ХС щелочных металлов. Но щзм менее активны, почему?
-(У щзм атомные радиусы меньше,чем у щел. мет).
-На доске запишу начала УХР, закончите уравнения.
С неметаллами.
На доске задание. Составьте уравнения реакций взаимодействий:
Кальций с кислородом;
Берилий с хлором;
Магний с серой;
Кальций с азотом.
Покажите переход электронов, определите окислители, восстановители.
Дайте названия полученным веществам, используя таблицу растворимости. Определите типы реакций.
Задание выполняете в тетрадях, по цепочке выходите к доске, пишете по одному уравнению, комментируете.
С водой.
Демонстрация опыта взаимодействия кальция с водой в присутствии фенолфталеина.
- Почему раствор приобрел малиновый цвет?
- Образовалась щелочь.
-запишите уравнение реакции взаимодействия кальция с водой.
Покажите переход электронов, определите окислитель и восстановитель. Назовите полученные вещества, определите тип реакции. Сравните подобную реакцию с калием.
Учащиеся выполняют задания в тетрадях, учитель индивидуально проверяет у каждого
записи. Затем один ученик выходит к доске, записывает уравнение реакции.
-Кальций-- восстановитель, кислород –окислитель. Образовались гидроксид кальция и водород. Тип реакции—замещения.
5.Соединения щелочноземельных металлов
-Дайте характеристику соединениям щелочно -земельных металлов, используя текст учебника на стр.161-163 и шаблон таблицы у вас парте.
Название соединения
Молекулярная формула
Нахождение в природе
Применение
1.Оксид кальция (негашеная известь).
2.Гидроксид кальция (гашеная известь)
3.Карбонат кальция.
4.Сульфат магния.
5Судьфат бария.
6.Сульфат кальция (гипс).
5.Рефлексия.
-Ответьте на вопрос, поставленный вначале урока, что объединяет предметы (куски мела и мрамора, раковина моллюска, скорлупа куриного яйца, жемчужные бусы)?
-(Эти предметы все состоят из карбоната кальция).
-Что мы сегодня изучили?
-Характеристику 2А группы, и кальция по Периодической системе ДИМ.
-Физические свойства кальция и магния.
-Химические свойства щелочно-земельных металлов
-Формулы, названия, нахождение в природе соединений щелочно-земельных металлов.
6 Подведение итогов.
Оценки наиболее активным учащимся за работу на уроке.
7.Домашнее задание.
Параграф № 31. Закончить таблицу характеристики щелочноземельных металлов.