kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии по теме: "Алкины. Ацетилен, изомерия, гомологический ряд ацетилена" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования у обучающихся представление об алкинах; образовании тройной связи; гомологическом ряду, изомерии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии по теме: "Алкины. Ацетилен, изомерия, гомологический ряд ацетилена" в 10 классе»

Урок в 10 классе на тему: «Алкины. Ацетилен, изомерия, гомологический ряд ацетилена».


Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений об алкинах:

  1. образовании тройной связи между атомами углерода;

  2. электронном строении тройной связи;

  3. изомерии углеводородов.

Способствовать:

  1. воспитанию у учащихся экологической культуры и здорового образа жизни;

  2. развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать.

  3. Оборудование: компьютер, проектор, опорный конспект «Алкины», рабочая карта «Алкины», тесты, плакаты «Строение атома углерода», «Строение ацетилена».



Ход урока:


I. Оргмомент


Учитель объявляет тему урока и настраивает учащихся на работу.


II. Актуализация опорных знаний


Учитель: Ребята, на основании своего жизненного опыта, что вы знаете о алкинах, ацетиле?


Ш. Мотивация


Учитель: На своих уроках мы изучаем вещества, которые нас окружают, или наша жизнь связана с предметами изготовленными из них. Алкины используются для изготовления полимеров, ацетилен для сварки металла. Алкины важны для производства веществ, знакомства сними пригодится вам в вашей жизни. О применении на основании свойств алкинов более подробно поговарим на следующем уроки.


IV. Восприятие и осмысление нового материала учащимися


Учитель: На сегоднешнем уроке мы должны понять, что такое алкины и ацетилен. На уроке мы работаем с опорными конспектами. рабочей картой, которые сделаны с использованием мультемидийной программы «Химия. 1С:Репетитор», видео роликом мультемидийной программы, все это для того чтобы лучше понять материал. Материал изучаем по плану:

1.Алкины Общая гомологическая формула.

2. Ацетилен. Физические свойства.

3. Образование тройной связи в молекуле ацетилена. Гибридизация.

4. Гомологи ацетилена. Номенклатура.

5. Изомерия алкинов.

6. Получение

а) ацетилена в лаборатории, промышленности;

б) гомологов ацетилена.

Учитель: Рассмотрим первый пункт плана. Найдите в опорном конспекте и прочитайте определение алкинов. Чем это определение отличается от определений изученых углеводородов? Ответы учащихся. В рабочей карте допишите недостающую информацию в 1 пункте. Итак, алкины это углевороды содержащие одну тройную связь. У каждого гомологического ряда есть своя общая формула. Есть общая формула и для алкинов. Найдите в опорном конспекте общую формулу алкинов. Прочитайте. Запишите в рабочей карте общую формулу. Мы первый раз работаем с этой общей гомологической формулой? Какие углеводы имеют такую же общую формулу? Используя общую формулу алкинов выполните задание: среди веществ записанных в рабочей карте подчеркните алкины. Прочитайте какие формулы вы подчеркнули. Ответы учащихся. Сделайте вывод, какие вещества относятся к алкинам. Для того чтобы перейти ко второму пункту плана составьте формулу первого представителя гомологического ряда. Выясните, наименьшее значение n в общей формуле алкинов? В пункте 6 рабочей карты запишите формулу первого представителя алкинов. Называется это вещество ацетилен или этин. Учитель демонстрирует шаростержневую модель ацетилена. В 3 пункте рабочей карты запишите название и структурную формулу ацетилена. Ацетилен простейший представитель алкинов определяет второе название данного гомологического ряда. В ходе урока будим называть данный гомологический ряд гомологическим рядом алкинов, или ацетиленовых углеводородов. Найдите в тексте учебника информацию о физических свойствах ацетилена. Прочитайте, запишите в рабочей карте нужную информацию. Добавим, что ацетилен взрывоопасное вещество. Поэтому в рабочей карте поставьте против формулы ацетилена восклицательный знак, обозначающий опасное вещество (еще и поэтому мы его изучаем). Сделайте вывод по второму пункту плана. Ответы учащихся.

Учитель: Переходим к третьему пункту плана. Образование тройной связи в молекуле ацетилена. Гибридизация. На какие вопросы мы должны ответить, изучив данный пункт плана? По ходу моего объяснения записывайте недостающую информацию в рабочей карте. Каждый атом углерода соединен σ - связями с атомами углерода и водорода, в гибридизации участвуют два электронных облака – одного s – электрона и одного p– электрона. Это sp- гибридизация. Гибридные облака, заряженные отрицательно стремятся максимально удалиться друг от друга, устанавливают связь друг с другом во взаимно противоположных направлениях под углом 180° . Молекула имеет линейное строение. Облака двух других p- электронов не участвуют в гибридизации, имеют форму симметричных восьмерок. При боковом перекрывании с электронными облаками другого атома углерода образуют 2π- связи, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Учитель:

- Почему мы изучаем строение вещества? Ответы учащихся.

- Ответьте на вопросы Какими гибридными или не гибридными электронами образованы σ - связи С- С, С-Н?

- Какие электроны участвуют в образовании двух π- связи С-С?

- Сколько π- связей в молекуле ацетилена?

Учитель: Сделайте вывод по изученному вопросу. Учащиеся делают вывод.

Строение вещества определяют его свойства. На основании строения мы можем предположить химические свойства алкинов и ацетилена. Химические свойства мы рассмотрим на следующем уроке. Переходим к изучению гомологов ацетилена и их номенклатуры. Для этого вспомните определение гомологов. Составьте и запишите в рабочей карте молекулярные формулы четырех ближайших гомологов ацетилена. В этом задании мы касаемся и вопросов номенклатуры. Найдите в опорном конспекте информацию о том, как называют алкины не разветвленного строения. Прочитайте свои записи в рабочей карте. Сделайте вывод о том, как составить формулы гомологов и как дать им названия. Переходим к изучению изомерии алкинов. Для этого рассмотрите пример приведенный в опорном конспекте составления названий алкинов разветвленного строения. После этого выполните задание в рабочей карте под номером 7. Проверим, какие вещества вы получили в данном задании. Сделайте вывод о видах изомерии алкинов. На основе данного вывода допишите недостающую информацию в пункте 8 рабочей карты. Прочитайте, что вы записали. Ваше домашнее задание будет связано с составлением формул по названию веществ, и составление названий по структурным формулам.

Переходим к рассмотрению последнего вопроса этого урока - получению веществ.

Найдите в опорном конспекте лабораторный способ получения ацетилена. В лаборатории получают ацетилен карбидным способом. Этот способ используют для получения ацетилена и на стройках. При этом образуется малое количество ацетилена, карбидный способ не удовлетворяет возрастающий спрос на ацетилен как на исходное вещество для синтеза полимеров. Демонстрировать, собирать и хранить ацетилен даже какое-то время не безопасно, поэтому мы посмотрим реакцию получения ацетилена из карбида кальция по видеоролику. Обратите внимание при просмотре ролика:

    1. Какие исходные вещества используются для получения ацетилена в этой реакции?

    2. Какие вещества образуются при данной реакции?

    3. Зачем взят фенолфталеин в этой демонстрации?

    4. Какими физическими свойствами обладает ацетилен?

    5. Зачем поджигают ацетилен?

    6. На что указывает восклицательный знак в кадре ролика?

После просмотра и обсуждения ролика учащиеся записывают данную реакцию в рабочую карту. Учитель обращает внимание учащихся на реакцию получения карбида кальция. Просит подумать о том дорогой или дешевый карбидный способ получения ацетилена.

Учитель: Для получения ацетилена в промышленности используют метан. Найдите в опорном конспекте промышленный способ получения ацетилена, прочитайте и запишите в рабочую карту уравнение реакции. Теоретически ацетилен может быть получен синтезом из простых веществ, но только теоретически. В 1862 году М. Бертло синтезировал ацетилен путем пропускания электрической дуги через угольные электроды в атмосфере водорода. Это был первый синтез углеводорода в истории химии. Данная реакция не имеет практического значения из-за своей непроизводительности и дороговизны. Запишите реакцию получения гомологов ацетилена. Подумайте: какие вещества можно получить подобным образом? Сделайте вывод о получении ацетилена и его гомологов. Ответы учащихся.

Учитель: На уроке, мы познакомились с новыми веществами - алкинами и более подробно остановились на образовании молекулы, получении и свойствах ацетилена.


V. Первичное усвоение и закрепление


Учитель предлагает учащимся выполнить тестовые задания в качестве самопроверки усвоения материала урока.


V. Анализ содержания


После выполнения учащимися тестовой работы учитель демонстрирует им правильные ответы и обращает внимание учащихся на нормы выставления оценки за урок.

0 ошибок- «5»

1 - «4»

2 - «3».

Учитель: Ребята, поднимите руки, у кого нет ошибок? Поднимите руки, у кого одна ошибка? Какая у тебя, ошибка? Как надо было правильно ответить?

VI. Рефлексия


Учитель: Ребята, что было самое интересное на уроке? Что было самое не интересное на уроке? Что было самое полезное на уроке? Как вы себя чувствовали на уроке?

Учитель благодарит учащихся за урок.


VII. Домашнее задание. §6, (Габриелян О.С.) составить изомеры гептина.




Опорный конспект Алкины



Молекулы алкинов имеют в углеродной цепи одну тройную связь и поэтому их общая формула: CnH2n-2. Атомы углерода, связанные тройной связью, находятся в состоянии sp-гибридизации. Перекрывание этих орбиталей дает σ-связь. Образование еще двух двойных связей вызвано перекрыванием двух 2p-орбиталей у этих же атомов углерода. Перекрывание этих орбиталей образует- π –связь.

Изомерия алкинов обусловлена изомерией углеродной цепи и положением тройной связи в углеродной цепи.

Название алкинов образуется из названий алканов с заменой суффикса ан на ин. Для пояснения того, как образуются названия, приведем пример:

СН3-СН-СН2-С≡С-СН3

׀

СН3

5-метилгексин-2


Получение


Ацетилен в промышленности получают путем термического крекинга метана: 2CH4 → CH≡CH + 3H2,

в лаборатории - при гидролизе карбида (правильнее сказать ацетиленида) кальция: СаС2 + 2Н2О → CH≡CH +Са(ОН)2;

СаО + 3С → СаС2 + СО

Данная реакция идет при температуре 2000ْ С.

И при гидролизе дигалоидопроизводных алканов при действии спиртового раствора щелочи:

CH3-CCl2-CH3 + 2NaOH → CH3-C≡CH + 2NaCl + 2H2O


Применение


При горении ацетилена в чистом кислороде развивается очень высокая температура пламени (до 30000 С), поэтому ацетиленовые гарелки используют для резки и сварки металлов.

Ацетилен и его гомологи используются в промышленном органическом синтезе самых разных веществ, в том числе высокомолекулярных соединений, синтетических каучуков.




Рабочая карта


1.Алкинами называются…


2.Общая формула алкинов…


3.С2Н2…

4. Физические свойства ацетилена…


5. Строение

Вид гибридизации электронных облаков атомов углерода…

Форма молекулы алкинов…

6. Гомологический ряд ацетилена…


7. Составьте изомеры для С5Н8. Назовите соединения


8. Пространственная изомерия для алкинов…

9. Алкины и алкадиены являются…

10. Получение ацетилена в

а) лаборатории______

б)промышленности
11. Получение гомологов ацетилена____



Тест


1 вариант

1Какой общей формуле соответствует пентин: а) СnH2n-6; б) СnH2n-2; в) СnH2n; г) СnH2n+2?

2. Какая химическая связь в алкинах: а) двойная; б) ординарная; в) тройная?

3. Какой вид гибридизации электронных облаков атомов углерода характерен для алкинов: а) SР -; б)SР²-; в)SР³-?

4. Какие из углеводородов относятся к тому же гомологическому ряду что и пентин-1 СН≡С-СН2-СН2-СН3

а) пропин; б) пентан; в) 2-метилбутан; г) бутин-2?

5. Какие из углеводородов являются изомерами пентина-1

СН≡С-СН2-СН2-СН3

а) пентин-2; б) бутин-2; в) 3-метилбутин-1?

6. Укажите, какое из уравнений реакций отражает получение ацетилена в лаборатории: а) 2С2Н5ОН→С4Н6 +2Н2О +Н2;

б) СаС2 +2Н2О → С2Н2 +Са(ОН)2; в) С4Н10 → С4Н6+ 2Н2?


2-вариант

1.Какой общей формуле соответствуют алкины:

а) СnH2n-6; б) СnH2n-2; в) СnH2n; г) СnH2n+2?

2. Какая химическая связь в ацетиленовых углеводородах:

а) двойная; б) ординарная; в) тройная?

3. За счет, каких связей соединены атомы углерода в молекуле алкина:

а) за счет одной б-связи и двух π-связи С-С; б) за счет двух б-связи и одной π- связи С-С; в) за счет одной б-связи и одной π-связи С-С?

4. Какие из углеводородов относятся к тому же гомологическому ряду, что и бутин-1 СН≡С-СН2-СН3

а) пентин-1;б) этилен; в) бутан; г) пропин?

5. Какие из углеводородов являются изомерами бутина-1

СН≡С-СН2-СН3

а) бутин-2; в) бутадиен-1,3; в) 2-метилпропан?

6. Укажите, какое из уравнений реакций отражает получение ацетилена в технике:

а) 2 С2Н5ОН→С4Н6 +2Н2О +Н2; б) 2СН4 → С2Н2 +3Н2;

в) С4Н10 → С4Н6+ 2Н2?


20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Прокофьева Анджела Александровна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка интегрированного урока, тема "Алкины. Получение и применение ацетилена.  Газовая сварка стали""
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339386"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471244131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства