Разработка конспекта урока химии с использованием проектно-исследовательской деятельности
Разработка конспекта урока химии с использованием проектно-исследовательской деятельности
Задачи урока
Развивающая - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе проведения лабораторной работы
Образовательная - способствовать пониманию взаимосвязи между наукой и практическим применением знаний
Воспитательная - прививать интерес к окружающему миру, к его изучению, способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах.
Тип урока - урок комплексного применения знаний, умений, навыков, урок-практикум.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты - мотивация учения, уметь находить ответ на вопрос "какое значение для меня имеет учение", оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
Регулятивные- научиться ставить задачу, прогнозировать результаты, составлять план, выполнять действия согласно задаче, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные - формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске информации.
Предметные - учатся проводить эксперименты, описывать свойства веществ, оформление и представление результатов экспериментов.
Формы и методы обучения
Формы - фронтальная, групповая, индивидуальная
Задачи урока
Развивающая - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе проведения лабораторной работы
Образовательная - способствовать пониманию взаимосвязи между наукой и практическим применением знаний
Воспитательная - прививать интерес к окружающему миру, к его изучению, способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах.
Тип урока - урок комплексного применения знаний, умений, навыков, урок-практикум.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты - мотивация учения, уметь находить ответ на вопрос "какое значение для меня имеет учение", оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
Регулятивные- научиться ставить задачу, прогнозировать результаты, составлять план, выполнять действия согласно задаче, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные - формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске информации.
Предметные - учатся проводить эксперименты, описывать свойства веществ, оформление и представление результатов экспериментов.
Формы и методы обучения
Формы - фронтальная, групповая, индивидуальная
Задачи урока
Развивающая - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе проведения лабораторной работы
Образовательная - способствовать пониманию взаимосвязи между наукой и практическим применением знаний
Воспитательная - прививать интерес к окружающему миру, к его изучению, способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах.
Тип урока - урок комплексного применения знаний, умений, навыков, урок-практикум.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты - мотивация учения, уметь находить ответ на вопрос "какое значение для меня имеет учение", оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
Регулятивные- научиться ставить задачу, прогнозировать результаты, составлять план, выполнять действия согласно задаче, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные - формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске информации.
Предметные - учатся проводить эксперименты, описывать свойства веществ, оформление и представление результатов экспериментов.
Формы и методы обучения
Формы - фронтальная, групповая, индивидуальнаяv
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока химии с использованием проектно-исследовательской деятельности»
Разработка конспекта урока химии с использованием проектно-исследовательской деятельности
Предмет химия
Класс 9
Тема Получение солей бескислородных кислот
Педагогическая цель пробудить интерес школьников к изучению естественнонаучных дисциплин
Задачи урока
Развивающая - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе проведения лабораторной работы
Образовательная - способствовать пониманию взаимосвязи между наукой и практическим применением знаний
Воспитательная - прививать интерес к окружающему миру, к его изучению, способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах.
Тип урока - урок комплексного применения знаний, умений, навыков, урок-практикум.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты - мотивация учения, уметь находить ответ на вопрос "какое значение для меня имеет учение", оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
Регулятивные- научиться ставить задачу, прогнозировать результаты, составлять план, выполнять действия согласно задаче, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные - формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске информации.
Предметные - учатся проводить эксперименты, описывать свойства веществ, оформление и представление результатов экспериментов.
Формы и методы обучения
Формы - фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы - словесные (беседа, диалог), наглядные ( таблицы, рисунки, дополнительный материал), практические (составление схем, поиск информации, ресурс Интернета), дедуктивные (вырабатавать гипотезу, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать материал, доказывать, обобщать).
Актуальность
В рамках данного урока используется проектно-исследовательская деятельность. В урочное время по своей продолжительности ПИД кратковременна, по форме деятельность коллективная, групповая, индивидуальные исследования. Это экспресс-исследование по заданной теме. Все исследования на уроке носят предметный характер и направлены в основном на изучение программного учебного материала. Исследовательские задания обеспечивают научную составляющую урока. Благодаря им рождается познавательная инициатива учащихся.
Т.к. на изучение учебного материала о солях в 9 классе отводится очень мало времени, о хлоридах практически не говорится, то целесообразно урок- практикум "Получение солей" провести на хлоридах, в частности, на получении хлорида натрия, показать его практическое применение в народном хозяйстве. Поэтому данный урок необходимо провести в активной форме, используя данную технологию.
Планируемый результат
- приобретение новых умений и практических навыков: коммуникативных (взаимодействие в группе, классе), аналитических (обобщение, наблюдение), презентационных (представление результатов работы),
- отработка умений и навыков при выполнении эксперимента, соблюдая технику безопасности,
- повышение уровня знаний о солях, способах их получения и применения.
Организационная структура урока
Этап урока,
цель
Методический прием
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий контроль
1.Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала
Фронтальная беседа
Активизирует знания учащихся, необходимых для изучения нового материала, назовите:
что такое соли,
индикаторы,
правила пользования спиртовкой,
правила техники безопасности.
Осуществляемые действия: отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников.
Формируемые умения:
осуществляют анализ ответов, сравнивают, строят высказывания.
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать.
Вопросы учителя. Фронтальный опрос.
2.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Вводная беседа, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предложений, на основе которых формулируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке цели урока:
Соли соляной кислоты можно получить разными способами. Вашим группам (три группы) предлагается получить «хлорид натрия» из предложенных веществ, выделить его в чистом виде, описать свойства, доказать на опыте состав полученного вещества. Ответить на вопрос какое значение имеет это вещество для народного хозяйства страны, нужно ли беречь залежи этого вещества?
Четвертой группе предлагается усложненный вариант. Получите вещество, состоящее из двух элементов, с высокой температурой плавления, хорошо растворимое в воде (раствор бесцветен), не меняющее свой цвет индикатора, окрашивающее пламя в желтый цвет. Вещество выделите в чистом виде и докажите, что получено заданное вещество. Ответить на вопрос какое значение имеет это вещество для народного хозяйства страны, нужно ли беречь залежи этого вещества?
Осуществляемые действия:
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения членов группы, распределяют роли членов группы. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят гипотезу, план действий.
Формируемые умения:
Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания. Устанавливают причинно-следственные связи.
У каждой группы задания на карточках.
УУД
Личностные
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
Регулятивные
-целеполагание, включая постановку новых целей.
Коммуникативные
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Познавательные
-ставить проблему, аргументировать ее актуальность,
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Вопросы учителя и устные ответы
3.Исследование.
Освоение способа действий с применением знаний и практической деятельности
Практическая работа
Заранее подготавливает подбор материалов по месторождениям поваренной соли в стране, использование вещества человеком.
Регулирует работу учащихся.
Проводит практическую работу.
Осуществляемые действия:
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).Выполняют практическую работу.
Формируемые умения:
Составляют план работы.
Фиксируют результаты. Формулируют выводы по результатом исследований.
Поиск фактов для обоснования или опровержения.
УУД
Личностные
-доброжелательное отношение к окружающим,
-готовность к самообразованию.
Регулятивные
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Коммуникативные
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
организовывать исследование с целью проверки гипотез.
Наблюдение
4.Обмен информацией
Работа в группах
Регулирует работу учащихся.
Осуществляемые действия:
Сопоставляют результаты. Обобщают. Делают выводы.
Формируемые умения:
Фиксируют результаты. Изложение результатов исследования в группе.
УУД
Личностные
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Регулятивные
умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные
-работать в группе-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной операции.
Познавательные
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Наблюдение
5.Организация информации
Работа в группах
Регулирует работу учащихся.
Осуществляемые действия:
Классификация полученных в результате исследования материалов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению, осознание обоснованности рассматриваемой гипотезы.
Формируемые умения:
Фиксируют результаты. Изложение результатов исследования в группе.
УУД
Личностные
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Регулятивные
-умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета,
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Наблюдение, консультирование
6.Связывание информации
Работа в группах и фронтальная работа
Регулирует работу учащихся.
Осуществляемые действия:
Формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы, на основании оцененных и систематизированных ранее данных.
Формируемые умения:
Учащиеся участвуют в коллективном анализе проекта, формулируют выводы в групп.
Заполнение кластера.
УУД
Личностные
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Регулятивные
умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать,
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Наблюдение, консультирование
7.Подведение итогов, рефлексия
Заполнение кластера, презентация проекта
Вопросы, оценка работ учащихся
Осуществляемые действия:
защита презентации проекта на уроке, краткие выступления, ответы на вопросы, самооценка. Рефлексия процесса мышления.
УУД
Личностные
- умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области исследовательской деятельности.
Регулятивные
-освоение основ саморегуляции в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные
-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Заполнение кластера,презентация,заполнение отчета о работе
Оценка проекта
Критерии оценки
Самооценка
Оценка педагога
Оценка одноклассников
1.Достигнутый результат (из 15 баллов)
2.Оформление проекта (из 15 баллов)
3.Представление проекта (из 15 баллов)
4.Ответы на вопросы при защите (из 10 баллов)
5.Грамотность составления реакций (из 15 баллов)
6.Соблюдение техники безопасности при выполнении опытов (из 10 баллов)
7.Творчество (из 10 баллов)
8.Умение работать в команде (из 10 баллов)
Итого
Среднеарифметическая величина
От 85 до 100 баллов - «5»
от 70 до 85 баллов - «4»
от 50 до 70 баллов - «3»
менее 50 баллов - «2»
Оценка
КАРТОЧКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Основной вариант. Уровень А (3 группы)
Какие из веществ: NaOH, KCl, BaCl2, Na2SO4 надо использовать, чтобы получить хлорид натрия? Какими свойствами он обладает? Получите NaCl, выделите его в чистом виде, докажите на опыте, что Вы получили вещество - «хлорид натрия». С помощью дополнительного материала найдите области применения этого вещества в народном хозяйстве. Есть ли месторождения в природе, нужно ли их беречь?
Усложненный вариант. Уровень В (1 группа)
Получите вещество, состоящее из двух элементов, с высокой температурой плавления, хорошо растворимое в воде (раствор бесцветен), не меняющее цвет индикатора, окрашивающее пламя в желтый цвет. Вещество выделите в чистом виде и докажите, что получено заданное вещество. С помощью дополнительного материала найдите области применения этого вещества в народном хозяйстве. Есть ли месторождения в природе, нужно ли их беречь?
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, фарфоровая чашка для выпаривания, лабораторный штатив, кольцо, металлическая сетка.
Учащиеся выполняют работу в группах — 3 группы по варианту А и одна группа по варианту В.
Кластер
В центре находится слова «ХЛОРИД НАТРИЯ» и вкруговую учащиеся прикрепляют те сведения, которые нашли в разных источниках ( Интернет, распечатки в каждой группе были на столах) о нахождении вещества в природе и применении хлорида натрия в народном хозяйстве. Что повторяется, что новое, интересное.
Затем отвечают вместе на вопрос «Нужно ли беречь месторождения этого вещества в природе?»
Использованная литература
Даутова О.Б. «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС, Санкт-Петербург, КАРО, 2016.
Кузнецова Н.Е. «Химия. 9 класс.Учебник ФГОС «Вентана-Граф»серия «Алгоритм успеха 9 класс», 2018.
Комарова И.В. «Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС», Санкт-Петербург, КАРО, 2016.