Почему активный металл натрий и ядовитый газ хлор образуют кристаллическое вещество безвредное для организма,- поваренную соль? Возникает проблемная ситуация. Ученики обращаются к строению веществ, зарисовывают схемы строения
атомов и ионов натрия и хлора. Отмечают разное количество электронов у свободных атомов и ионов. Новые свойства придает иону его заряд. Ионы натрия не отдают электроны, поэтому не могут окисляться и с водой не реагируют.
Лабораторный опыт. 1) Определить окраску ионов калия из сопоставления хромата и сульфата калия.
2) Определить окраску перманганат-иона MnO4- из сопоставления растворов сульфата калия и перманганата калия.
3) Установить, какой ион придает окраску хромата калия.
Делаем вывод об отличии ионов от атомов, обусловленном наличием заряда у ионов
и отсутствием его у атомов.
Далее обсуждаем вопрос о том, как будут вести себя ионы в электрическом поле.
Демонстрация движения ионов в электрическом поле (напоминаем, как создается электрическое поле, что такое катод и анод). Учащиеся правильно предполагают направление движения положительных и отрицательных ионов. Предположение
проверяется на опыте. На основании этого даем определение катионов и анионов.
Создание проблемной ситуации: возможно ли взаимодействие меди с хлоридом
железа(III). Учащиеся обращаются к ряду напряжений металлов и дают отрицатель-
ный ответ. Для проверки выдвинутого предположения учащиеся проводят эксперимент (приложение3). Окраска раствора изменилась с желто-коричневой на зеленую.
Вывод: произошла реакция. Создается проблемная ситуация, так как возникает противоречие между предположением и результатами опыта. Для разрешения противоречия ученики выдвигают гипотезу и должны ее обосновать о возможности окисления меди катионами Fe3+ в растворе. В ходе эвристической беседы учащиеся приходят к заключению, что проведенный опыт выявляет и подтверждает окислительные свойства FeCI3. Учащиеся делают запись:
Cu0 + Fe3+ → Cu2+ + Fe2+
м.у. Cu + 2FeCI3 → CuCI2 + 2FeCI2
Вывод: катионы железа Fe3+ имеют в растворе желто-бурую окраску и обладают окислительными свойствами.
IV.Закрепление полученных знаний.
Работая в группах, учащиеся получают задания, провести качественные реакции и составить уравнения (приложение 4).
V. Заключительный. 1) Подведение итогов урока. Рефлексия.