Разработка урока «Источник танталовых мук человека» (обобщение знаний по теме «Азот и его соединения»)
Разработка урока «Источник танталовых мук человека» (обобщение знаний по теме «Азот и его соединения»)
Тип урока: обобщение знаний по теме «Азот и его соединения».
Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний обобщить и систематизировать теоретические сведения о взаимосвязи состава, строения, свойств и применения азота и его соединений, отработать умения выполнять химический эксперимент, составлять уравнения реакций; развивать логическое мышления исследовательские навыки, способность к рефлексии; формировать экологическую культуру.
Формы и методы: проблемный диалог, групповая работа, практическая работа обобщения; фронтальная форма организации познавательной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Источник танталовых мук человека» (обобщение знаний по теме «Азот и его соединения»)»
Тема урока: «Источник танталовых мук человека»
(обобщение знаний по теме «Азот и его соединения»)
Используется программно-методический комплект Габриеляна
11 класс, профильный уровень
Тип урока: обобщение знаний по теме «Азот и его соединения».
Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний обобщить и систематизировать теоретические сведения о взаимосвязи состава, строения, свойств и применения азота и его соединений, отработать умения выполнять химический эксперимент, составлять уравнения реакций; развивать логическое мышления исследовательские навыки, способность к рефлексии; формировать экологическую культуру.
Формы и методы: проблемный диалог, групповая работа, практическая работа обобщения; фронтальная форма организации познавательной деятельности.
4. Обобщение теоретического материала с использованием опорных таблиц.
5. Применение обобщенных знаний в решении конкретныхзадач.
6. Рефлексия.
7. Обсуждение домашнего задания.
Ход урока.
1 .Вступительное слово учителя.
По выражению М. Монтеля «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других». Нам сегодня предстоит нелегкий труд по оттачиванию ума. Ведь ум, по словам Аристотеля, заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.
Вы готовы вместе со мной отправиться в путешествие за знаниями для того, чтобы научиться применять их на деле?
2. Актуализация знаний (проблемная беседа). Предметом нашего разговора будет «безжизненный» и «рождающий селитру» азот.
Американский биохимик Майкл Камен дал следующее определение: «Азот - это вечный источник танталовых мук человека, это вечное терзание голода среди океана изобилия».
Вы согласны с этим определением? В результате проблемного диалога выявляется роль азота и его соединений в жизни человека:
1. Экономика:
а) обеспечение продуктами питания:
Проблема: связывание азота, нарушение круговорота азота
б) производство предметов жизнедеятельности человека:
Проблема; создание безотходных технологий
2.Экология.
а) кислотные дожди:
Причина: хозяйственная деятельность человека.
б) разрушение озонового слоя:
Причина: накапливание оксидов азота в стратосфере.
в) парниковый эффект, глобальное потепление.
Какие соединения участвуют в выявленных проблемах?
азот, оксиды азота, аммиак, азотная кислота.
3. Целеполагание:
Знание и понимание строения и свойств перечисленных веществ помогут нам найти решения поставленных проблем, узнать и осознать взаимосвязь живой и неживой природы.
Сегодняшний урок должен помочь вам лучше подготовиться к контрольной работе, которой завершиться изучение темы.
4. Инструктаж по плану работы на уроке. Обобщить теоретические знания по соединениям азота веществ вам помогут опорные схемы.
5. Теоретическая часть (обобщение и систематизация)
Прокомментировать информацию содержащуюся на схеме:
«Азот простое вещество»,
«Аммиак и его соли».
«Оксиды азота»
«Азотная кислота»
6. После каждой части работы по опорным схемам проводится практическая работа по применению обобщенных знаний.
Содержание практических заданий,
Алгоритм самостоятельной работы.
I. Азот - простое вещество: Выберите правильный ответ:
1) Азот при обычных условиях - это...
а) тяжелый металл серебристого цвета
б) бесцветная маслянистая жидкость
в) одноатомный инертный газ
г) газ без цвета и запаха, состоящий из двухатомных молекул
2) Молекулярный азот N2-исключительно...
а) электропроводен при низких температурах
б) нереакционноспособен при нормальных условиях
в) легко диссоциирует на одноатомный азот уже при комнатной температуре
г) легко растворяется в воде
3) В молекуле азота атомы связаны…
а) двумя и одной - связью
б) двумя и одной - связью
в) двумя и одной водородной связью
г) ковалентными связями, образованными по донорно-акцепторному механизму
II. Аммиак, соли аммония.
а) Используя знания о качественных реакциях на ионы, докажите экспериментально качественный состав выданной соли аммония (Анионом является кислотный остаток изученных веществ).
б) объясните опыт (демонстрация проводится учителем).
в) составьте все уравнения реакций.
III. Оксиды азота.
Задача. Во сколько раз увеличится скорость реакции при увеличении давлении в 3 раза:
2NО(г) = N2(г) 4- О2(г)
IV. Проведите экспериментально реакцию взаимодействия цинка с азотной кислотой.
V. Примените свои знания для решения, следующего задания.
VI. Оцените свою работу.
7 .Заполнение листов самооценки.
8. Итог урока:
Какое задание труднее всего было решить? Почему?
9. Рекомендация дополнительной литературы для работы по решению выявленных в начале урока проблем.
10. Учитель оценивает работу в целом и выражает надежду, что полученные знания помогут учащимся использовать их в будущей профессии во благо человека и окружающей среды.
Листок самоконтроля.
Оцените свое участие в решении заданий.
Виды работы
Баллы
Участие в устной беседе
Работа по составлению схем:
а) объяснение, составление, представление;
б) дополнение;
Выполнение заданий:
а) решение теста
б) решение экспериментальной задачи и составление уравнений реакций