Просмотр содержимого документа
«Разнеуровневый подход на уроке химии при изучении темы «Основания». 8 класс. »
Разнеуровневый подход на уроке химии при изучении темы «Основания».
8 класс.
Форма проведения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока:
Формирование понятия об основаниях с учетом их состава и свойств.
Задачи урока.
Образовательные:
Познакомить учащихся с классом неорганических соединений – основания.
Определить классификацию оснований. Выявить сходство и различие между различными группами оснований.
Изучить действия индикаторов на щелочи (качественные реакции).
Рассмотреть применение оснований.
Воспитательные:
Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убеждённости в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.
Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности.
Развивающие:
Продолжить формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия.
Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала.
Оборудование и реактивы: таблица растворимости, таблица изменения окраски индикаторов, образцы оснований, твердое и жидкое мыла, художественные краски; штатив, пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия, воды; индикаторы, стеклянные палочки.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор, экран.
Ход урока.
Организационный этап. Мотивация.
Учитель: сегодня нам предстоит ещё раз убедиться, что химия многолика. Знаете ли вы, чем женщины мыли волосы в Древней Руси?
Оказывается, раствором золы (показывает). А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Простоит такая смесь сутки, потом её надо процедить, развести фильтрат чистой водой, подогреть на печи в бане и вымыть косы.
Полученный раствор мыльный на ощупь – называется «щелок». А вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые сегодня будем изучать. Эти вещества и изделия из них находятся перед вами (на демонстрационном столе склянки с NaOH, KOH, Fe (OH)3, хозяйственное мыло, жидкое мыло, художественные краски).
Проверка знаний и умений учащихся при подготовке к новой теме.
Укажите последовательность понятий, характеризующих соединение, химическая формула которого CaO:
Записывая формулы оснований, отмечаем их агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде.
Учитель: каким образом можно классифицировать основания?
Предполагаемый ответ: по числу гидроксогрупп, по растворимости оснований в воде.
Вывод: 1) основания делятся на однокислотные, двухкислотные, трёхкислотные;
2) основания делятся на растворимые (щёлочи) и нерастворимые в воде
(знакомство с таблицей растворимости). Растворимые в воде основания получаются из воды.
Изучение химических свойств щелочей (действие на индикаторы).
Для щелочей определяющим свойством является отношение их к индикаторам (ознакомление с таблицей «Изменение окраски индикаторов»).
Самым первым появился индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее лакмусовым настоем стали пропитывать фильтровальную бумагу; ее высушивали и получали таким образом "лакмусовые бумажки".
В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Бойль очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветов, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса- фиалки, их темно-фиолетовые лепестки стали красными. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Тогда учёный опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», так как они указывают на среду раствора.
Применение и добывание знаний путем решения экспериментальных задач.
Учитель: работа со щелочами требует повышенной осторожности. Щелочи – очень едкие вещества. Попадание щелочи на кожу вызывает химический ожог, т.е. долго не заживающую язву. Одежду щелочь тоже прожигает. При попадании на кожу щелочь необходимо смыть водой, затем промыть 3% раствором уксусной или лимонной кислоты.
Выполните практическое задание (работа в группах).
Задание для 1-й группы: в двух пронумерованных пробирках находятся бесцветные растворы. Определите раствор щелочи с помощью индикатора лакмуса.
Задание для 2-й группы: в одной пробирке находится вода, а в другой – раствор фенолфталеина. Определите, в какой пробирке находится индикатор.
Задание для 3-й группы: в двух пронумерованных пробирках содержится раствор щелочи и дистиллированная вода. Определите с помощью индикатора метилового оранжевого, в какой пробирке находится щелочь.
Выступления учащихся от каждой группы с результатом опыта и выводом.
Предполагаемые ответы:
Ученик 1-й группы: при добавлении лакмуса в две пробирки наблюдали изменение цвета: в первой пробирке – синий, во второй пробирке – красный. Щелочь находится в первой пробирке.
Ученик 2-й группы: с помощью стеклянной трубочки налили в каждую пробирку раствор щелочи. В первой пробирке цвет не изменился, во второй пробирке стал малиновым. Таким образом, индикатор находится во второй пробирке.
Ученик 3-й группы: при добавлении метилового оранжевого в первую пробирку окраска не изменилась, во второй пробирке цвет стал жёлтым. Значит, во второй пробирке находится щелочь.
Обобщение изученного материала на уроке.
Назовите класс соединений, состав которых выражен общей формулой М(ОН)n.
Назовите обобщающий термин для соединений:
Са(ОН)2 КОН NаОН Ва(ОН)2 LiOH
Какой из терминов «основания» или «щелочи» охватывает большее число соединений?
Составьте формулы оксидов, соответствующих основаниям:
Провести два опыта: 1) в чай добавить немного пищевой соды; 2) в чай добавить немного лимонной кислоты. Объяснить изменение цвета чая.
Подведение итогов урока.
Самоанализ урока.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока реализовывались:
образовательные – в выполнении упражнений, работе с текстом учебника, проведении опытов, раскрытии учебного материала в виде логически связанной цепи вопросов;
развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала; учились сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать;
воспитательные цели – уважительное отношение друг к другу при работе в группах.
Метод урока по типу познавательной деятельности, частично-поисковый (задания не предлагались в готовом виде, их необходимо было самостоятельно найти под руководством учителя).
Была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества обучения, мотивации познавательного интереса учащихся к уроку.
В ходе урока сочетались индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Соблюдены структурные компоненты урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Осмысление новой темы.
Закрепление знаний, умений, навыков.
Рефлексия.
На уроке был создан доброжелательный психологический микроклимат. В ходе урока учащиеся осознали новое для себя понятие «Основания», изучили классификацию, свойства оснований, рассмотрели их применение.
Методическая литература.
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия.
Габриелян О.С. Химия 8-9 класс. Методическое пособие ФГОС.
Габриелян О.С.,Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы.