kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по теме " Могучее железо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с использованием метода проекта. первый урок идет обсуждение работы, сбор материала, составление презентации.Второй час презентация работы и практический бонус от учителя. Данную методику использую с 2010 года, ученики с увлечением работают над проектом. Тип урока: обобщение. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся. Образовательные задачи: 1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений навыков по данной теме 2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать, использовать компьютер). 3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета. Развивающие задачи: 1. Развивать умение использовать химическую терминологию; 2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделять главное; 3. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся; 4. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент; 5. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности: умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения и информационно - познавательную компетентность учащихся. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость; 2. Воспитывать ответственное, творческое отношение к труду; 3. Воспитывать экологическую культуру поведения в обществе. 4. Воспитывать умение сотрудничать в работе .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«железо»

Тема урока: « Могучее железо.»

Тип урока: обобщение.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся.

Образовательные задачи:

  1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений навыков по данной теме

  2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать, использовать компьютер).

  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение использовать химическую терминологию;

  2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделять главное;

  3. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;

  4. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

  5. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности: умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения и информационно - познавательную компетентность учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;

  2. Воспитывать ответственное, творческое отношение к труду;

  3. Воспитывать экологическую культуру поведения в обществе.

  4. Воспитывать умение сотрудничать в работе

Предварительная подготовка:

  1. Разбивка темы на кластеры, постановка проблемы;

  2. Обсуждение состава групп и выбор темы.

  3. Организация самостоятельной работы группы (индивидуальной, парной, групповой) на уроке и во внеурочное время;

  4. Поиск пути решения и консультация с учителем

  5. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и указанием ролей);

  6. Исследовательская работа в малых группах (обсуждение, поиск источников информации);

  7. Создание совместного проекта в виде слайдовой презентации;

  8. Защита проекта на уроке.

Оборудование.

    • Интерактивная доска,

    • Компьютер,

    • Медиапроектор.

    • Презентация.

    • Коллекция минералов (бурый, красный, магнитный железняки, пирит под № 1-4).

    • Тесты.

    • Задание для индивидуальной работы.

    • Штатив с пробирками,

    • Реактивы

    • Вещества ( соединения железа, для решения генетических цепей)

Структура урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1-2 )

Учитель. Тема нашего урока - “Могучее железо” (слайд № 1). Запишите в тетрадь дату и тему.

Цели урока: обобщение и систематизация знания по теме, совершенствование ваших коммуникативных и предметных умений и навыков.

Для подготовки к уроку класс был разбит на микрогруппы, каждая группа получила задание: подготовить презентацию своих страничек альманаха по теме “Железо и его соединения” (слайд № 2). Мне понравилось, что вы помогали друг другу в работе, использовали различные информационные источники (энциклопедии, материалы сайтов Интернета, мультимедийные диски)

Затем мы объединили ваши презентации в единый проект, и назвали его « Могучее железо», чтобы вы могли:

* посмотреть (слайд № 3) на железо глазами историка, геолога, химика, физика, технолога, эколога, медика, биолога, лаборанта, ученика 9 класса

* приятно удивиться: оказывается, вы знаете уже так много!

* провести самооценку своей работы и получить оценку учителя.

Оценивать работу мы будем с помощью листов контроля (слайд № 4), которые находятся у вас на столе

Стадия вызова: ( мозговой штурм)

Для погружения в урок используем приём “Верите ли вы?”. Каждой группе даётся по 2 вопроса. На обсуждение 1 мин. Затем представители групп отвечают на вопросы.

Вопрос 1 группе:

  1. Железо - первый по распространённости элемент - металл в составе земной коры.

  2. В Древнем Риме из железа делали обручальные кольца.

Вопрос 2 группе:

Железо - d-элемент.

Ежегодно из-за коррозии теряется около 25% всего произведённого в мире железа.

Вопрос 3 группе:

  1. Один немецкий студент подарил своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа его крови.

  2. Железо пластичный металл.

Вопрос 4 группе:

  1. Из железа делают цистерны для перевозки соляной кислоты.

  2. Оксид железа (III) проявляет амфотерный характер.

Обсуждение.

Учитель. Есть ли другие мнения?

III. Осмысление.

Учитель. Часть исторической информации о железе уже прозвучала, так мы оказались на первой страничке - “Исторической(слайд № 5).

Ученик. Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и их сплавы (слайд № 6). Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным.

Аркаим – “страна городов” на Южном Урале - существовал на рубеже бронзового и железного веков. ( Найдено в Интернете)

Как же начинался железный век?

Учёные предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения.

Не случайно на некоторых древних языках железо именуется “небесным камнем”.

Самый крупный железный метеорит Гоба нашли в 1920 г. в Африке, он весил около 60 т. В составе метеоритов, на долю железа приходится 91%. Уже в древности из этих небесных тел, т.к. они были прочными и твёрдыми, изготавливались различные предметы. Около 4 тыс. лет назад возросла потребность людей в железных предметах - мечах, плугах.

Руды железа широко распространены и часто встречаются даже на поверхности земли. Вероятно, человек заметил, что после горения костра в некоторых случаях наблюдается образование железа из тех кусков руды, которые случайно оказались в костре. При горении костра восстановление железа идёт за счёт реакции руды как непосредственно с углём, так и с образующимся при горении угарным газом. Получение железа с помощью сыродутного процесса было изобретено в Древнем Египте в 1-ом тысячелетии до н. э. (слайд № 8). В железоделательный костёр слоями закладывали руду и древесный уголь. Мастера пользовались либо собственными лёгкими, либо ветром, искусно регулируя его порывы при помощи определённым способом расположенных больших камней. Затем естественную тягу сменили меха, и железоделательный костёр превратился в низкошахтную печь - домницу (слайд № 6). В Западной Европе и России в средние века в домницах стали выплавлять чугун. В начале XX века появились небольшие металлургические заводы ( слайд № 7) Изменялась и стоимость Fe. Когда начался железный век, этот металл ценился дороже золота. В “Одиссее” говорится, что победителю игр, устроенных Ахиллесом, была назначена награда: кусок золота и кусок железа. Но с развитием металлургии стоимость железа неуклонно снижалась, но всё больше возрастала его роль в жизни человеческого общества. Очевидно, железный век длится, и по сей день, т.к. примерно 90 % всех используемых человеком металлов и сплавов - это сплавы на основе железа. Сегодня существует несколько способов получения железа (слайд № 8).

Страничка 2 - “Визитка химического элемента” (слайд № 9).

Учитель: Охарактеризуйте железо как ХЭ, составьте предложения со словами и словосочетаниями (слайд № 10).

Ответы учащихся. После ответа с помощью анимации появляется правильный ответ.

Страничка 3 - “Геологическая”

Учитель: В каком виде железо находится в природе? (слайды № 11 12) и просит установить соответствие минералов по коллекции.

Запишите в тетрадь не менее 4 формул природных соединений железа (слайд № 13).

Проверка с помощью слайда № 14

Ученик. Полезные ископаемые широко распространены по территории России. Урал- кузница России. Показывают на карте месторождения железных руд. Рассказывают об этих месторожденияхРоссии

Страничка 4 - “Биологическая” (слайд № 17).

Ученик. Железо - это биогенный элемент. Оно играет важную роль в жизни практически всех организмов, за исключением некоторых бактерий.

При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что нарушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород. Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других, сложных железо-белковых комплексов, которые находятся в печени и селезенке. В организме взрослого человека имеется 4-5 г железа, из них 65% - в крови. Железо стимулирует функцию кроветворных органов. Красный пигмент крови – гемоглобин – осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к тканям и обратный перенос углекислого газа от тканей к легким. В организм железо поступает вместе с пищей.

Как вы думаете, в каких продуктах содержится больше всего железа? (обсуждение) Проверим по слайду № 18.

В пищевых продуктах содержится ионы Fe3+, а клетки кишечника пропускают только ионы Fe2+. Минуя пищевод и попав в желудок, ионы Fe3+ восстанавливаются в ионы Fe2+ . Усваивается только 2 - 20% железа. Если человек плохо пережёвывает пищу, ионы Fe3+ не восстанавливаются и остаются недоступными. На усвоение влияет и состав пищи. Ионы Fe3+ в присутствии витамина С и фруктозы легко растворяются и усваиваются. Но есть враги железа – чай, кофе, яичные желтки, алкоголь. У человека и животных при недостатке Fe развивается анемия (малокровие). Как правило, железа, поступающего с пищей, вполне достаточно, но в некоторых специальных случаях (анемия, а также при донорстве крови) необходимо применять железосодержащие препараты и пищевые добавки (гематоген, ферроплекс).

Далее ученик проводит динамическую паузу (в это время звучит мелодия из серии “Звуки природы”). Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

И.п. – стоя. 1-2- плавно наклонить голову назад, 3-4- плавно наклонить голову вперёд. Повторить 3 раза, темп медленный.

Упр. для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

И.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2- свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4- локти назад, прогнуться. Повторить 3 раза. Затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Упр. для гимнастики глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и медленно досчитать до 4.

Страничка 5 - “Технолого-экологическая” Просморт кусочка фильма по производству металла

Учитель. Назовите не менее 7 слов (словосочетаний), которые ассоциируются у вас с производством чугуна и стали.

(слайд № 19).

Учитель. …, представьте себя в роли директора металлургического комбината. Из каких взаимосвязанных производств будет состоять комбинат?

Ученик. Выплавка черных металлов в настоящее время ведется на комбинатах (слайд № 20) – крупных предприятиях, состоящих из ряда взаимосвязанных производств: доменного, сталеплавильного и прокатного. Заводы, имеющие все три производства, называются предприятиями полного цикла.

Современные комбинаты включают ряд вспомогательных заводов: коксохимический завод, электростанцию, агломерационную фабрику, на которой обогащают железную руду, концентрат спекают с известняком и получают агломерат. Все цехи и заводы комбинаты взаимосвязаны. Кокс вместе с агломератом и флюсами загружается в домны, в которых получают чугун. Часть чугуна идет для получения отливок, этот чугун называется литейным. Он очень хрупкий, поэтому основная доля чугуна (90%) поступает для передела в сталь. Сталь получают кислородных конверторах – это более современный и экономически выгодный процесс.

Коксовый газ используется в качестве топлива, при выплавке стали, и для газификации близлежащих населенных пунктов. Из доменных шлаков получают цемент, минеральную вату, литые блоки.[2]

Учитель. …, Вас назначили экологом металлургического комбината. Какие природоохранные меры вы предусмотрите для создания экологически чистой зоны в районе предприятия?

Ученик объясняет с использованием слайдов № 21,22.

Страничка 6 - “Физическая” (слайд № 23).

Ученик. Выберите те физические свойства, которые не относятся к железу (слайд № 24). проверим слайд №25

Страничка 7 - “Химическая” (слайд № 26,).

Учитель. Посмотрим как взаимодействует железо с азотной кислотой. Слайд №27. Уравняйте реакции методом электронного баланса. (задание повышенной сложности.). (1 ученик из группы. Слайд №28). Другим ученикам предлагается воспользоваться заданием слайдов № 29,30.(задания среднего уровня). Контроль долгосрочный проверяет учитель собрав тетради после урока.

Учитель: Посмотрим ребята, как протекают реакции соединения – образование сульфида, и замещения – вытеснения водорода железом. Слайд № 31,32. вопросы по типу реакции и по названию полученных продуктов реакции.

Если работа выполнена, проведите самооценку работы группы в карте.

Страничка 8 - “Практическая” (слайд № 32).

Ученик рассказывает о применении железа и его сплавов (слайды № 33, 34) и предлагает заполнить пропуски в соотношениях: вещество (смесь) - свойство - область применения (слайды № 35,36).

Страничка 9 - “ В царстве рыжего дьявола”.

Учитель. Какая ассоциация возникает в связи со словосочетанием “Рыжий дьявол”? (слайд № 37)(ответы)

Послушайте отрывок из “Занимательной минералогии” А.Е.Ферсмана (слайд № 38): “…Тщетно старается человек удержать в своих руках железо, покрывает его тонким слоем цинка или олова, превращает в жесть, красит его масляной краской, лакирует, никелирует, хромирует, смазывает маслом, керосином, - тысячами способов ухищряется человек, чтобы подольше сохранить железо в своих руках. Но оно все-таки неустанно исчезает, покрывается ржавчиной, смывается водой и снова рассеивается по поверхности земли”.

Ученик. Что такое коррозия? Какие способы защиты от коррозии показаны на слайдах 39 - 42?

Страничка 11 - “Экспериментальная” (слайд № 43).

Учитель: Предлагаю выполнить лабораторный опыт по теме «Выбери генетическую цепочку» слайд № 44

IV. Рефлексивно - оценочный этап.

  1. Возвращение к приёму “Верите ли вы?” (если необходимо)

  2. Составление кластера.

  3. Заполнение листа контроля (слайд № 4).

  4. Выставление оценок. Комментарии работы и урока.

  5. Поделитесь своими впечатлениями, для этого закончите предложения, посвящённые сегодняшнему уроку (слайд № 46).

V. Домашнее задание (слайд № 47) - на выбор учащихся.

Сдайте тетрадь, листы самоконтроля.

Литература.

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005.

  2. Герасимова Р.Ш, Ручка Н.П. Интегрированный урок “Металлургия. Получение металлов”//

  3. http://festival.1september.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проект по теме " Могучее железо"

Автор: Рыжова Марина Евгеньевна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока по теме: "полезные ископаемые- кладовые земли" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie-kladovyie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "181371"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425323036"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "конспект урока по теме: "полезные ископаемые- кладовые земли" 3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie-kladovyie-ziemli-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "181374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425323406"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок для родителей  «Математика в нашей жизни» "
    ["seo_title"] => string(59) "otkrytyi-urok-dlia-roditieliei-matiematika-v-nashiei-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "107182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403181595"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Открытый урок для родителей  «Математика в нашей жизни» 2 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-dlia-roditieliei-matiematika-v-nashiei-zhizni-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403182486"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства