kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование учебного занятия по теме "Карбоновые кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схема проектирования педагогического процесса на уровне дисциплины, темы, занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование учебного занятия по теме "Карбоновые кислоты"»




ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


по теме


«карбоновые кислоты».




базовая подготовка

среднего профессионального образования







Примерная схема проектирования педагогического процесса


Проектирование на уровне дисциплины


  1. Специальность: все специальности первого курса

  2. Курс обучения: 1

  3. Учебная дисциплина (УД): Химия. Объем учебного времени: максимальная учебная нагрузка – 116 часов, обязательная аудиторная нагрузка - 78 часов, самостоятельная работа – 38 часов.

  4. Место УД в учебном плане: общеобразовательный цикл

  5. Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК): формирование элементов общих компетенций ОК.1-ОК.9

  6. Цели, задачи (ожидаемые результаты освоения УД):

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых ма­териалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных спо­собностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни совре­менного общества, необходимости химически грамотного отноше­ния к собственному здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сель­ском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Критерии (показатели достижения целей):

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

  1. Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный с элементами продуктивного; методы: словесные (дискуссия), наглядные, практические; технологии: проблемного обучении,элементы модульного обучения ИКТ формы работы: групповая, парная и индивидуальная работы.

  2. Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет




Проектирование на уровне темы


  1. Название и №темы по программе УД: Раздел 2 «Органическая химия», тема 2.3 «Кислородосодержащие органические соединения».

  2. Объем учебного времени: 14 часов, из них 6 часов – лабораторные работы.

  3. Место темы в УД, межпредметные (внутрипредметные) связи:

химия - тема 2.1(«Основные понятия органической химии»), тема 2.2 («Углеводороды»), тема 3.1 («Химия и жизнь»)

МДК Устройство автомобилей. Тема 1.8.Автомобильные эксплуатационные материалы.

  1. Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, ОК):

Предметные: давать определения понятиям: карбоновые кислоты, изомеры, гомологи, развивать умение проводить химический эксперимент, предсказывать продукты реакций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: 

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенообучающимися, и того, что ещё неизвестно;

- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка и самооценка результатов работы.

 Познавательные: 

развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы, работать с различными источниками информации

 Общеучебные действия:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Знаково-символические действия:

- преобразование объекта в пространственно-графические или знаковосимволические модели;

Логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-установление причинно-следственных связей;

--построение логической цепи рассуждений

-синтез -построение целого из частей

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы.

Коммуникативные: 

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи;

- планирование учебного сотрудничества;

-управление поведением партнеров;

-разрешение конфликтов;

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности;

- умение работать в парах, малых группах, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку.


Личностные результаты

-профессиональное, жизненное самоопределение;

-установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

-воспитывать положительную мотивацию к изучению химии, внимательность, дисциплинированность;

-воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих через соблюдение правил безопасной работы в химической лаборатории, самостоятельность, толерантность.


  1. Критерии и показатели достижения целей:

Знает понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, теорию строения органических веществ.

Умеет называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

Умеет определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
Умеет характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений.

Умеет решать задачи: на вывод молекулярной формулы вещества.

Умеет выполнять: химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Умеет проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Умеет применять: полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности, в частности в своей будущей специальности

  1. Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный с элементами продуктивного

  2. Методы и формы оценки образовательного результата по теме: проверочная работа, решение задач, выполнение упражнений, решение ситуационных задач, лабораторная работа.

  3. Используемые учебно-методические материалы ( в том числе, что требуется доработать): рабочая программа дисциплины, календарно-тематический план, инструкции для проведения лабораторной работы, материалы для проведения промежуточной аттестации.

  4. Средства обучения (ТСО, МТБ): Компьютер проектор, химические реактивы, индивидуальные задания, инструкции для проведения лабораторной работы, учебник химии.




Проектирование на уровне конкретного занятия

  1. Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме): Карбоновые кислоты (тема №2.3.2)

  2. Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи: тема связана с специальными дисциплинами – автомобильные эксплуатационные материалы (тема автомобильные бензины). Внутрипредметные связи-темы: основные классы неорганических веществ, Электролитическая диссоциация, Основные понятия органической химии,

Углеводороды, Химия и жизнь.

  1. Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания):

Создать условия для осознания и осмысления новой информации, дать возможность применить полученные теоретические знания на практике.

1.Образовательные: 

Помочь сформировать знания обучающихся о строении карбоновых кислот.

Содействовать пробуждению интереса учащихся к познанию мира, его химических закономерностей.

2. Развивающие: способствовать формированию элементов исследовательской компетенции

а)познавательных:

 -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность

 -умение использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

 -умение исследование несложных реальных связей и зависимостей.

-умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- умение самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

-умение выдвигать  гипотезы, осуществление- их проверки, владение приемами исследовательской деятельности , элементарными умениями прогноза.

-умение  самостоятельно создавать алгоритмоы познавательной деятельности .

-формулирование полученных результатов.

б) информационно-коммуникативных: 

.-извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма, др.),

 -отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

 -передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

-умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

-объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

в) рефлексивных: 

-объективное оценивание своих учебных достижений, поведения,

-владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

3.Воспитывающие:

- воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Задачи УВЗ:

- Актуализировать понятия «кислородсодержащие органические соединения» и «номенклатура», «изомерия».

- Помочь в определение понятия «карбоновые кислоты».

-Помочь в самостоятельном приобретении знаний о взаимосвязи строения, физических, химических свойств карбоновых кислот.

- Развивать экспериментальные умения (постановки цели эксперимента, выдвижения гипотезы, планирования эксперимента по проверке гипотезы, интерпретации результатов эксперимента, формулирования выводов).

-Развивать умение применять полученные знания в новой ситуации для разрешения практических проблем.
- Продолжить формирование коммуникативных компетенций

  1. Критерии (показатели) достижения целей:

В познавательной сфере:

  • Конкретизируют знания об общей формуле, функциональной группе класса карбоновые кислоты,  их номенклатуре и видах изомерии;

  • Расширят представления о распространении карбоновых кислот в природе.

  • Разовьют умение объяснять причины многообразия карбоновых кислот

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Продолжат формирование систематизированных представлений о веществах, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

Смогут осознать объективную значимость основ химической науки.

6.Тип урока: изучение нового материала.

  1. Методы и формы оценки образовательного результата по теме:

Методы: Текущий контроль в форме: устного опроса и тестовых заданий.

Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные.

8. Учебный материал:

Основной: О.С Габриелян Химия 10класс М. Дрофа 2018

Дополнительная литература: Настольная книга учителя. Химия 10 класс” Часть 1, О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская, М.: 2018, Дрофа.

Электронные ресурсы: http://festival.1september.ru

9.Ведущие методы, технологии, методики: Словесные, наглядные, эксперимент, исследовательские, элементы проблемного обучения, ИКТ, анализ источников, сравнение, обобщение, проблемная беседа; системно-деятельностный подход.

10.Форма УВЗ:урок.

11.Форма предъявления учебного материала учащимся: тексты источников с вопросами и заданиями, презентация, лабораторные опыты, инструкции по выполнению лабораторных опытов.

12.МТБ, ТСО, расходные материалы и т.п.: мультимедийное оборудование, учебники, презентация, раздаточный материал (письменные источники с вопросами и заданиями для групп).

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички.

Реактивы: растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия NaOH, гидроксида калия КОН, карбоната натрия Na2СО3, лакмуса, стружка железа, порошок оксида меди (II) СuO.









Этапы и временные рамки

УВЗ

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата


Базовый уровень

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся


Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1) Организационный момент

2 мин.

Организация готовности и внимания

Готовность всей группы к работе

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

Фронтальная

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. Проверка готовности помещения и оборудования, определение структуры занятия.

2) Мотивация учащихся

(стадия вызова)

8 мин.

Проявляет интерес к теме занятия.

Умеет формулировать цель и задачи урока

Обсуждение поставленных вопросов

(Приложение А)



Формулируют тему, цель, задачи урока, отвечают на вопросы




Фронтальная беседа


Задаёт проблемные вопросы («мозговой штурм», «блиц-опрос», лабораторный опыт)

Подводит обучающихся к формулировке занятия

3) Усвоение новых знаний

50 мин.

Знает общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты, их номенклатуру и виды изомерии, химические свойства, применение.

Составляет индивидуальный плана действий, подводит итог урока, анализирует индивидуальные достижения, организовывает совместную деятельность

Заполнение рабочего

листа с использованием инструктивных карт.

(Приложения Б,В,Г)


Инструктивная карта №1

Карбоновые кислоты: определение, классификация, гомологический ряд.


Инструктивная карта №2

Карбоновые кислоты: номенклатура.


Инструктивная карта №3

Карбоновые кислоты: изомерия.


Инструктивная карта №4

Карбоновые кислоты: способы получения, физические свойства


Инструктивная карта №5

Карбоновые кислоты: химические свойства



















































1 этап

Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют в группе или у преподавателя. Планируют работу.


Метод: проблемный.












2 этап

Анализируют источники, отвечают на вопросы. Активно работают в группах. При необходимости консультируются.


Метод: проблемный.












3 этап

Оформляют рабочий лист, обсуждают текст выступления, продумывают форму своего сообщения.


Метод: эвристический.










4 этап

Осуществляют выступление в группах Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам.


Метод:эвристический.


1 этап

Работа в группах.























2 этап

Работа в группах.




















3 этап

Работа в группах.

















4 этап

Работа в группах.

1 этап (10 мин)

Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проблему

Деятельность педагога:

Группам выдаются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности.

Показатель результата решения задачи: эмоциональное состояние школьников, ответы на вопросы, активное включение в работу.


2 этап (15 мин)

Дидактическая задача: организация поиска решения.

Деятельность педагога: Участия в этом этапе урока не принимаю, но по мере необходимости консультирую обучающихся, оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу групп.

Показатель результатов решения задачи: записи в рабочих листах, активная учебная деятельность.


3 этап (10 мин)

Дидактическая задача: оформление мини-сообщений.

Деятельность педагога: организую деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний; организую умственную деятельность по применению полученных знаний.

Показатель результатов решения задачи: готовы к выступлению.


4 этап (15мин)

Дидактическая задача: защита выступлений

Деятельность педагога: раздаю листы оценок в группы. Организую выступления проектных групп с сообщениями. Побуждаю обучающихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения обучающихся. Даю пояснения.

Показатель результатов решения задачи: представили свои ответы по инструктивным картам.


4) Осмысление и закрепление знаний

15 мин.


Проверка усвоения изученного материала.


Умеют высказывать и аргументировать свою точку зрения

Правильность выполненного задания

(Приложение Д)



Выполняют упражнения



Индивидуальная, фронтальная







Наблюдает за ходом выполнения заданий. Демонстрирует правильные ответы через презентацию

5) Подведение итогов урока

5 мин

Проанализировать достижение результатов урока

Достижение результата Правильное восприятие итогов урока, выставленных отметок, понимание проблем, возникших при работе

Слушают, делают выводы о своей работе

Фронтально

Анализирует работу студентов во время урока, дает оценку успешности достижения целей урока, намечает перспективы учебной деятельности

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8 мин.


Оценка и самооценка деятельности обучающихся, определение эмоционального состояния.

Полученные оценки за урок, получение обратной связи

Оценивает критически результат собственного труда.

Оценивает значимость знаний, умений, навыков деятельности, полученных на занятии

индивидуальная

Задает вопросы. Отслеживает эмоциональное состояние обучающихся по прошествии урока

7) Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Закрепление полученных знаний

Правильное понимание выполнения задания

(Приложение Е)


Слушают, записывают

Индивидуальная

Объясняет, напоминает какими источниками информации можно воспользоваться

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Мотивация учащихся (Стадия вызова)

«Мозговой штурм»

На столе в чаше лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны. Преподаватель показывает на фрукты.

Представьте: вы разрезаете ножом спелый лимон. По ножу потекла капелька мутноватого сока. Вы берете в рот дольку лимона и … Почему сок лимона кислый? Что придает кислый вкус щавелю и незрелому яблоку? (И в соке лимона, и в соке щавеля, и в соке незрелого яблока имеются кислоты).

Как вы думаете, что объединяет вот эти вкусности? (кислоты)

А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова “кислота”? (кислые, едкие, опасные)

На магнитную доску вывешиваются слова: “кислые”, “едкие”, “жидкие”, “опасные”, “несъедобные”.и т.д.

«Блицопрос»    

Многие кислоты встречаются в свободном виде в растительных и животных организмах. Название кислот главным образом связано с источником их получения. Такие названия сложились исторически и обозначаются как тривиальные.

Сейчас я буду говорить вам, где содержится кислота, а вы постараетесь догадаться, как кислота называется.

В щавеле содержится…… (щавелевая кислота).

В корнях растения валерианы…… (валериановая кислота).

В яблоках……. (яблочная кислота).

В лимоне…… (лимонная кислота).

В молоке (прокисшем)……(молочная кислота).

В янтаре…….(янтарная кислота).

В сливочном масле (прогорклом)…….(масляная кислота).

В едких выделениях муравьёв ……(муравьиная)

                                                                              

Таким образом, кислоты не обязательно получать синтетически, их можно выделить из окружающих нас растений, они содержаться в продуктах.

Для того чтобы обнаружить кислоту используют индикатор.

Что такое индикатор? (Это вещество, изменяющее свою окраску в кислой или щелочной среде). Какой индикатор используют для обнаружения кислот? (Синий лакмус). Если бы лакмус умел говорить, то он произнёс бы:

Ах, что же я поделаю с собой-

Ведь в щелочи я сине-голубой.

А в кислоте быть синим, не умею.

Я лакмус – и в кислотах я ……(краснею).

На ваших столах в чашечках Петри находятся дольки мандарина. Разомните их стеклянной палочкой и на сок капните синий лакмус. Что наблюдаете? (Лакмус изменил окраску). В мандарине содержится лимонная кислота, поэтому лакмус изменил окраску.

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны:

  • сформулировать определение,

  • вывести общую формулу,

  • изучить классификацию,

  • овладеть навыками номенклатуры,

  • рассмотреть физические свойства,

  • определить закономерности, вытекающие из электронного строения,

  • оценить разнообразие

  • и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.

Работать мы будем в группах постоянного состава, а помогут вам в работе задания в инструкционных картах и рабочих листах на столах.





ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Кислородосодержащие органические соединения

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.


- это _______________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________Общая формула СnН2n+1 СООН или RСООН



  1. Гомологический ряд.

  2. Номенклатура.

  3. Изомерия.

  4. Физические свойства.

  5. Получение.

  6. Химические свойства.

  7. Применение.

  1. Гомологический ряд.

    Структурная формула

    Название

    НСООН

    ……………………………………. (муравьиная кислота)

    СН3 – СООН

    Этановая кислота (уксусная кислота)


    Пропановая кислота (пропионовая кислота)


    Бутановая кислота (масляная кислота)


    Пентановая кислота (валериановая кислота)

  2. Номенклатура.

Для того, чтобы назвать карбоновую кислоту надо:

  1. Выбрать самую длинную углеродную цепь, включающую функциональную группу и пронумеровать ее с конца (с права на лево).

  2. Название карбоновой кислоты производят от алкана, добавив окончание - овая.

О

СН3-СН – CH2 - СН2 – СН2- С

| ОН

СН3

по номенклатуре ИЮПАК следует назвать 5 – метилгексановая кислота


О

CH3 – CН – СН2 – СН – CН2 – С будет называться _____________________.

| | ОН

CH3 СН3


О

3 – CН– CH2 –СН3 - С

| ОН

CH3 будет называться _____________________.

О

CH3– СН2 – СН – СН2 – С

| ОН

C 2H5 будет называться _____________________.

По систематическому названию легко написать формулы, например,

Гексановая кислота _____________________

3,3-диметилбутановая кислота___________________


3.Изомерия.

Виды:

1)Изомерия углеродного скелета. О

2) Межклассовая изомерия (со сложными эфирами R - С )

О - R


Например: для бутановой кислоты __________________________________________________напишите

а) изомер углеродного скелета.(Внимание: карбоксильную группу оставить на прежнем месте). Назовите изомер.




б) межклассовый изомер


4. Физические свойства ___________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Получение кислот карбоновых. _________________________________________________________________________________________

6.Химические свойства.

1. Свойства кислот, общие со свойствами неорганических кислот.

А.

__________________________________________________________________

Б.

__________________________________________________________________

В.

__________________________________________________________________

Вывод: карбоновые кислоты, как и неорганические реагируют с



2. Уравнение реакции «серебряного зеркала» с муравьиной кислотой


______________________________________________________________

3. Реакция этерификации

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1

Карбоновые кислоты: определение, классификация, гомологический ряд.

Прочитайте текст и подготовьте ответы на вопросы рабочего листа

Карбоновые кислоты- органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп- СООН связанных с углеводородным радикалом. 

Откуда произошло название функциональной группы? (от названий образующих её карбонила С=О, и гидроксила -ОН. ? А для каких классов они характерны – (альдегидов и спиртов ).

Классификация к/к: класс карбоновых кислот многообразен. В него входят одно-, двух- и многоосновные кислоты, предельные, непредельные и ароматические.

Карбоновые кислоты классифицируют:

1. В зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле:

  • Одноосновные –

  • этановая.

  • Двухосновные – щавелевая.

  • Многоосновные.



2. В зависимости от природы радикала:

  • Предельные – этановая

  • Непредельные – олеиновая

  • Ароматические – бензойная


Вопросы:

  1. Дайте определение понятию «карбоновые кислоты».

  2. Предложите классификацию карбоновых кислот, указывая признаки классификации.

  3. Дайте определение понятию «предельные одноосновные карбоновые кислоты».

  4. Напишите структурные формулы простейшей предельной одноосновной карбоновой кислоты и её ближайших четырех гомологов.

  5. Оформите рабочий лист по вашей теме.

  6. Подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2

Карбоновые кислоты: номенклатура по ИЮПАК


Прочитайте текст и подготовьте ответы на вопросы рабочего листа.


Номенклатура.

Для определения названия в соответствии с международной номенклатурой придерживаются порядка:

1) Выделяют главную цепь.

2) Нумеруют цепь, начиная с карбоксильной группы (справа на лево);

3) Называют номер атома углерода, при котором находится радикал;

4) Называют радикал;

5) Называют углеродную цепь;

6) Добавляют суффикс - овая кислота. Например:


Учитывая, что названия предельных одноосновных карбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя суффикс «овая” и слово «кислота» к названию соответствующего алкана, дайте название соединениям из рабочего листа.



Вопросы:

  1. Оформите рабочий лист по вашей теме.

  2. Подготовьте краткое сообщение на 5 минут.


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3

Карбоновые кислоты: изомерия.


Прочитайте текст и подготовьте ответы на вопросы рабочего листа.

Изомерия.

Для одноосновных предельных кислот существует два вида структурной изомерии:

1. Изомерия углеродного скелета (начиная с бутановой).

О

2. Межклассовая изомерия: со сложными эфирами, общая формула которых: R - С

О - R



О

Например, дано вещество: пентановая кислота СН3-СН2 – CH2 - СН2 - С 5Н10О2)

ОН


О

Изомерия углеродного скелета: CH3 – CH3 – СН – С 2- метилбутановая кислота 5Н10О2)

| ОН

CH3


О

Межклассовая изомерия: СН3– С

О – CH2 – CH3 этиловый эфир пропионовой кислоты 5Н10О2)


Оформите рабочий лист по вашей теме.

Подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 4

Карбоновые кислоты: способы получения, физические свойства


Прочитайте текст и подготовьте ответы на вопросы рабочего листа.

Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения молекулы:


Низшие карбоновые кислоты – жидкости; высшие – твердые вещества

Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем меньше ее запах.

С увеличением относительной молекулярной массы кислоты растворимость уменьшается

Чем больше относительная масса кислоты, тем выше температура кипения

Температура кипения кислот с нормальным строением углеродного радикала выше, чем температура кипения кислот изомерного строения.



Пример получения уксусной кислоты из альдегида (реакция серебряного зеркала):



Чем можно объяснить, что муравьиная кислота вступает в реакцию «серебряного зеркала»? Составьте уравнение этой реакции.




Оформите рабочий лист по вашей теме.

Подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 5

Карбоновые кислоты: химические свойства


Изучите химические свойства карбоновых кислот общих с неорганическими в ходе лабораторного опыта.

Все карбоновые кислоты подобно неорганическим кислотам обладают кислотными свойствами и при диссоциации образуют ионы водорода, проявляя общие химические свойства: СН3СООН ↔ СН3СОО- + Н+. Кислотный остаток называется ацетат- ион.

Соблюдайте технику безопасности!!!

Опыт № 1. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами неорганических кислот.


а) В пробирку с 4-5 каплями раствора уксусной кислоты прибавьте 2-3 капли раствора лакмуса. Какая появилась окраска и почему? Затем по капле прибавляйте раствор гидроксида натрия или гидроксида калия. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение реакции.

б) К 10 каплям раствора уксусной кислоты поместите немного стружек магния. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение реакции.

в) В пробирку положите немного оксида меди (II) и прибавьте 10 капель уксусной кислоты. Нагреть. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение реакции.


Сделайте вывод об общих химических свойствах карбоновых кислот со свойствами неорганических кислот.

Вывод: карбоновые кислоты, как и неорганические реагируют с ………….


Чем можно объяснить, что муравьиная кислота вступает в реакцию «серебряного зеркала»? Составьте уравнение этой реакции.

Реакция этерификации – это реакция между карбоновой кислотой и спиртом. Образуются сложные эфиры.


Оформите рабочий лист по вашей теме.

Подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Карбоновые кислоты и жизнь.

Проводим пресс – конференцию. На экран выводятся вопросы корреспондентов.

Обучающиеся находят и зачитывают заранее перетасованные ответы.

Вопросы корреспондентов

Ответы химиков

1-й корреспондент. Журнал “Хозяюшка”.
Многих наших читателей интересует, почему иногда
приготовленное вино прокисает?


Ученик-химик Процесс приготовления
вина не меняется уже много веков: после сбора
урожая виноград (белый или красный) давят и из
этой массы путем отжима получают сок. Сок должен
бродить в плотно закупоренных сосудах. Если же
вино долго стоит открытым или плохо закупорено,
то вместо вина образуется уксусная кислота.


2-й корреспондент. Журнал “Вокруг света”.

Какую роль играют кислоты в природе?


Ученик-химик Многие кислоты образуют сложные
эфиры, обладающие определенными запахами.
Комаров привлекает запах молочной кислоты,
содержащейся в поте человека. Собака чувствует
запах масляной кислоты в концентрации 10–18 г/см3.
Самки обезьян привлекают самцов выделениями
уксусной и пропионовой кислот. А индейцы для
уничтожения своих врагов смачивали наконечники
копий и стрел ядом. Оказалось, яд – производное
уксусной кислоты.


3-й корреспондент. Журнал “Лиза”.

А что можно посоветовать нашим читательницам для
поддержания красоты?


Ученик-химик Фруктовые кислоты,
содержащиеся в цитрусовых, могут проникать в
глубь кожи, ускорять процесс ее обновления. Можно
посоветовать протирать кожу ломтиком лимона или
апельсина, но осторожно, чтобы не было
раздражения. Сам запах цитрусовых оказывает
тонизирующее влияние на нервную систему. Можно
принимать ванну с ломтиками лимона, апельсина,
мандарина.


4-й корреспондент. Газета “Приусадебное хозяйство”.

Обращает на себя внимание название “капроновая”. Не могли бы вы объяснить происхождение этого слова? И как можно использовать карбоновые кислоты в сельском
хозяйстве?

Ученик-химик Корень “капра” в
переводе с латинского – “коза”. Сложные эфиры
капроновой, каприновой, каприловой кислот
находятся в жире козьего молока. Что касается
применения карбоновых кислот в сельском
хозяйстве, стоит отметить, что использование
лимонной кислоты при обработке плодов
цитрусовых уменьшает прочность прикрепления их
к материнскому растению. Клюкву и бруснику можно
долгое время хранить в свежем виде без сахара. И
все благодаря тому, что в них содержится
прекрасный консервант – бензойная кислота.
Янтарная кислота стимулирует рост растений и
повышает урожайность, ускоряет развитие
кукурузы.



5-й корреспондент. Газета “Народный доктор”. Используются ли органические кислоты в
медицине?


Ученик-химик. Молочная кислота из-за
высокой гигроскопичности используется для
прижигания. Винная кислота – это и легкое
слабительное, и противоядие при отравлении
щелочами, она нужна также для приготовления
плазмы при переливании крови. Аскорбиновая
кислота (витамин С) – антиоксидант, выводит из
организма токсины и канцерогенные вещества,
укрепляет иммунитет.


6-й корреспондент. Журнал “Наука и
жизнь”.

Известны ли интересные исторические
факты, связанные с кислотами?


Ученик-химик. В 1714 г. по указу Петра I в
Петербурге был заложен аптекарский сад. Там
выращивали лекарственные растения, снабжая ими
аптеки или перерабатывая их на лекарства. Так
вот, листья одного из таких растений, помещенные
в молоко, предохраняют его от скисания. Свежее
мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше
сохраняются. Из его корней можно получить желтый
краситель. Из волокон можно изготовить сети, не
гниющие в воде. Листья – неистощимая основа для
фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и
полезной пищи. Мы знаем это растение по сказке
Андерсена. Личный опыт общения с этим растением
способен довести до слез. Наконец, это растение
узнают даже слепые. Это – … правильно, крапива,
содержащая муравьиную кислоту.


7-й корреспондент. Журнал “Здоровье”.
Есть ли кислоты, представляющие какую-либо
опасность для здоровья человека?


Ученик-химик. Щавелевая кислота
широко распространена в природе. Она содержится
в щавеле, смородине, апельсинах, малине. Но ее не
используют в пищевой отрасли промышленности. Эта
кислота сильнее уксусной в 200 раз и может
разъедать посуду. Ее соли могут откладываться в
организме человека, образуя камни.


На этом наша пресс-конференция заканчивается. Спасибо за вопросы.                                     

ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Выполните задания


    1. Запишите структурную формулу 2-метилгексановая кислота.


2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК:

CH3

|

CH3 – C – CН2– CH2 –СООН

|

CH3


  1. Выпишите формулы веществ, с которыми может вступать в реакцию уксусная кислота:

Сu, Zn, СаО, Р2О5, СаСО3, КОН.


  1. В пищевой промышленности уксусная кислота используется в качестве консерванта и регулятора кислотности под кодом Е-260. Напишите структурную формулу предыдущего гомолога этой кислоты, имеющий код Е – 236. Назовите эту кислоту.





ПРИЛОЖЕНИЕ Е


Домашнее задание

    1. Параграф 12 учебника (уровень А)

    2. Упр.5,7,8 параграфа 12 учебника (уровень Б)

    3. Упр.6,10 параграфа 12 учебника (уровень В)







1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектирование учебного занятия по теме "Карбоновые кислоты"

Автор: Смирнова Елена Николаевна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства