Применение этанола на основе свойств. Вредное воздействие спиртов на организм человека.
Применение этанола на основе свойств. Вредное воздействие спиртов на организм человека.
Урок для 10 класса, базовый уровень, входит в тему "Кислородсодержащие органические вещества". На даном уроке рассматривается применение одноатомного спирта этанола, его воздействие на организм человека, его роль в истории человечества. Урок включает в себя лекцию учителя об исторической роли этанола, выступление учащихся с докладами, рефератами о его применении, фронтальную работу с учебником, работу в парах по карточкам. Урок содержит занимательные факты, что способствует развитию познавательного интереса учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение этанола на основе свойств. Вредное воздействие спиртов на организм человека.»
Тема урока: Применение этанола на основе свойств. Вредное воздействия спиртов на организм человека.
Цель урока: Познакомить учащихся с пагубным физиологическим влиянием спиртов на организм человека. Рассмотреть связь между свойствами спиртов и их применением в народном хозяйстве. Рассмотреть историю употребления этанола, его отрицательную роль в жизни общества.
Образовательная
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: составлять конспект, логически мыслить.
2. Развивающие
Развивать у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей;
Развивать самостоятельность, творческие способности учеников, используя для этого ситуации интеллектуального затруднения, экспериментальные результаты учащихся;
Развивать эмоции учащихся, создавать на уроке ситуации занимательности, используя яркие примеры из истории химии;
Развивать познавательный интерес учащихся, используя связи изучаемых явлений с явлениями и предметами окружающей жизни.
3. Воспитательные
Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: идеи материальности, познаваемости мира, развития в природе и обществе, причинно-следственных связей между явлениями;
Обеспечить целостное восприятие мира, способствовать ликвидации разрыва между теорией изучаемых явлений и использованием полученных знаний на практике за счет постановки эксперимента.
Оборудование: проектор, раздаточные карточки
Тип урока: комбинированный урок
План урока.
Организационный момент.
Основная часть урока
1. Проверка домашнего задания.
Выберите правильный ответ:
1. В метаноле между молекулами возникает:
а) металлическая связь, б) водородная связь,
в) ионная связь, г) ковалентная полярная связь.
2. Этанол можно получить гидратацией:
а) пропана, б) этана, в) этилена, г) ацетилена.
3. Для получения этилата натрия к металлу нужно добавить:
а) метанол, б) этанол, в) глюкозу, г) пропанол.
Установите соответствие между:
4. Уравнением реакции и катализатором, с помощью которого она протекает:
Проведем короткую экскурсию в историю употребления напитков, содержащих этанол. (Показ презентации)
По сравнению с возрастом человека современного типа — homo sapiens (не менее 40 тыс. лет) время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, вроде пива, коротко: максимум 4-10 тыс. лет. Ещё короче время потребления крепкого алкоголя, типа водки, полученного путём перегонки — не более 500 лет.
C переходом к позднепервобытной производящей общине, с VIII-II тыс. до н. э., жители материка Евразия начали изготавливать и потреблять слабоградусные алкогольные изделия, полученные путём естественного сбраживания: пиво, мёд (как хмельной напиток), а позднее в южных районах и виноградное сухое вино. Открыв наркотические свойства алкоголя, первобытные люди стали принимать алкоголь в ритуальных, обрядовых целях на нечастых сезонных пирах, которые были необходимым условием поддержания дружественных межобщинных и внутриобщинных связей. Причём, приём алкоголя не являлся самоцелью, а был частью общего праздника, пить допьяна было не принято.
В Древней Греции пили мало, и только разбавленное вино, которое смешивали в соотношении 1:3, 1:4 (одна часть вина и три-четыре части воды). А если учесть, что крепость натурального вина не превышает 12-13%, то нетрудно подсчитать, что крепость вина, которое пили в те времена, не превышала 3-4 градусов. Кроме того, для повседневного употребления вино разбавляли даже в пропорции 1:20. Но даже тогда, когда вино было принято разбавлять водой, существовало пьянство и представление об опьянении, как о чём-то постыдном и недопустимом.
В Древнем Риме отношение к алкоголю поначалу также было сдержанным, существовало много запретов и ограничений: запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам — всю жизнь. Когда же пьянство захлестнуло Римскую Империю, она пала. Как римляне теряли города во время нашествий варваров, рассказано в ряде документов: уже враг стоит у стен, а отцы города покидают пирушку только тогда, когда враги уже по существу входят в город.
Во всех древних культурах безоговорочно запрещалось пить вино детям, а во многих — и женщинам.
Дистиллированный спирт из виноградного вина стали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что значит «одурманивающий». Первую бутылку дистиллированного спирта изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина в спирт сразу же резко усугубила пьянство. Те, кто первыми заглянули в алкогольную пропасть, первыми и осознали пагубные последствия алкоголя. Видимо, именно это и послужило поводом для запрета алкоголя основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570-632). Этот запрет впоследствии был введён в свод мусульманских законов — Коран (VII в). С тех пор на протяжении 12 веков в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступников жестоко карали.
Крепкий алкоголь также научились получать в средневековье в Западной Европе путём возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. С тех пор алкоголь быстро начал распространяться по всему миру. Особенно значительное распространение крепкий алкоголь в Европе получил после изобретения в начале XIX столетия «шнапса» — водки из картофеля.
Почти трезвой была Древняя Русь. Русские пили в основном слабоградусные «напитки». Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Как говорится в русских сказках: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».В будни никаких спиртных «напитков» не было, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Крепость сухих вин, завозимых из Византии, была тоже невелика — от 9 до 14 градусов. Более того, в домосковской Руси вино было принято разбавлять водой, как в Греции и Византии (1:3 или 2:5).
России пили мало и в средние века. По Устюжской Уставной грамоте 1614 года населению дозволялось варить и держать в домах крепкие пития на 4 праздника: Великий День (Пасха), Дмитриевскую субботу, Николин день и на Масленицу.
XIV-XV вв. явились переломными в производстве алкоголя в России. В 1386 году русские впервые ознакомились с виноградным спиртом, ввезенным из Кафры (Крым) генуэзскими купцами.
На Руси сырьём был не виноград, а зерновые. Предположительно хлебное вино впервые стали выкуривать в Московском государстве. Однако в XV-XVI вв. словом «водка» обозначали лекарства в аптеке — настои, отвары, водка значит «разбавленная водой». Закономерно, что хлебное вино, разбавленное водой, тоже стали называть водкой. Но лишь в XVIII веке это слово стало впервые употребляться в официальном языке. Получается, что слово «водка» для обозначения алкогольного изделия применяется немногим более 200 лет. А история того изделия, которое называется водкой сегодня (чистый спирт, разбавленный водой) вообще началась лишь в 1895 году с введением государственной питейной монополии.
Позднее появляется государственная монополия на производство и сбыт, ведь сырьё крайне дешёвое, и в отличие от напитков, получаемых натуральным путём, производство спирта значительно дешевле и прибыль в десятки и сотни раз перекрывает стоимость сырья. Так было положено начало пьяной традиции в России: пьянство стало насаждаться «сверху».
В кабаках XVII века висело объявление: «По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси… питухов от кабаков не отзывать, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне оной, покуда оных питух до креста не пропьется». Получается, что пьянство насаждалось сверху из корыстных побуждений — пополнить казну. Однако это было только начало спаивания.
Значительный вклад в насаждение пьяных традиций в России внёс Пётр I. Главное требование было: «Быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда»
Особенно безудержной алкогольной эксплуатации наш народ стал подвергаться в первой половине XIX века, когда появилось фабричное производство водки и когда повсюду были открыты кабаки с продажей водки днем и ночью. Тогда-то и появилась проблема не просто пьянства, а алкоголизма, что вылилось в конечном итоге в массовое трезвенническое движение и установление «сухого закона». В 1914 году, когда российское общество считало алкогольную ситуацию настолько чрезвычайной, что это вынудило царя Николая II ввести «право местного запрета.
Следующая волна спаивания народа приходятся на конец 20-30-х гг. ХХ столетия после снятия всех ограничений на производство и продажу алкоголя (после отмены «сухого закона»). В сороковые годы роковую роль в распространении пьянства сыграли наркомовские 100 граммов на фронте во время Великой Отечественной войны: многие бывшие фронтовики стали алкозависимыми.
И новая волна спаивания — в 60-е гг., когда в средствах массовой информации развернулась лживая пропаганда «умеренного», «культурного» потребления алкогольных изделий. Наконец, последняя волна спаивания, самая беспрецедентная за всю историю России, началась после поражения горбачёвской антиалкогольной кампании в 90-е гг. XX и первое десятилетие XXI веков.
Физиологическое действие спиртов (доклад ученика).
Примерные факты:
регуляция обмена веществ,
накапливаясь в печени, может отравлять организм продуктами переработки,
по калорийности превосходит углеводы,
изменяет концентрацию гормонов,
влияет на деятельность нервной системы.
Применение спиртов (доклад ученика)
Примерное содержание доклада:
как топливо (метанол, этанол),
растворители (производство лаков и красок, пищевая промышленность, медицина, моющие средства и т. д.)
Максимальная концентрация алкоголя в крови наблюдается через __________после приёма. Как и все одноатомные спирты, этанол _________. Оказывает ____________действие на нервную систему. У тех, кто постоянно употребляет алкогольные напитки развивается ____________.
1. Какое значение имеют природные эстрогены, содержащиеся в пиве?
2. Почему алкоголизм тяжело подвергается лечению?
в) Дополните схему:
(красным выделены пропущенные в схеме слова)
5. Итог урока:
Спирты – многофункциональные вещества, содержащие гидроксильную группу, оказывающие сложное и неоднозначное действие на организм человека. Применяются в различных сферах народного хозяйства и промышленности.