kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение этанола на основе свойств. Вредное воздействие спиртов на организм человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 10 класса, базовый уровень, входит в тему "Кислородсодержащие органические вещества". На даном уроке рассматривается применение одноатомного спирта этанола, его воздействие на организм человека, его роль в истории человечества. Урок включает в себя лекцию учителя об исторической роли этанола, выступление учащихся с докладами, рефератами о его применении,  фронтальную работу с учебником, работу в парах по карточкам. Урок содержит занимательные факты, что способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение этанола на основе свойств. Вредное воздействие спиртов на организм человека.»

Тема урока: Применение этанола на основе свойств. Вредное воздействия спиртов на организм человека.

Цель урока: Познакомить учащихся с пагубным физиологическим влиянием спиртов на организм человека. Рассмотреть связь между свойствами спиртов и их применением в народном хозяйстве. Рассмотреть историю употребления этанола, его отрицательную роль в жизни общества.

Образовательная

  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: составлять конспект, логически мыслить.

2. Развивающие

  • Развивать у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей;

  • Развивать самостоятельность, творческие способности учеников, используя для этого ситуации интеллектуального затруднения, экспериментальные результаты учащихся;

  • Развивать эмоции учащихся, создавать на уроке ситуации занимательности, используя яркие примеры из истории химии;

  • Развивать познавательный интерес учащихся, используя связи изучаемых явлений с явлениями и предметами окружающей жизни.

3. Воспитательные

  • Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: идеи материальности, познаваемости мира, развития в природе и обществе, причинно-следственных связей между явлениями;

  • Обеспечить целостное восприятие мира, способствовать ликвидации разрыва между теорией изучаемых явлений и использованием полученных знаний на практике за счет постановки эксперимента.

Оборудование: проектор, раздаточные карточки

Тип урока: комбинированный урок

                                               План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть урока

1. Проверка домашнего задания.

Выберите правильный ответ:

1. В метаноле между молекулами возникает:

а) металлическая связь, б) водородная связь,

в) ионная связь, г) ковалентная полярная связь.

2. Этанол можно получить гидратацией:

а) пропана, б) этана, в) этилена, г) ацетилена.

3. Для получения этилата натрия к металлу нужно добавить:

а) метанол, б) этанол, в) глюкозу, г) пропанол.

Установите соответствие между:

4. Уравнением реакции и катализатором, с помощью которого она протекает:

а) СО + 2Н2 → СН3ОН 1) ферменты

б) С2Н4 + Н2О → С2Н5ОН 2) 220ͦ С, 5МПа, Cu, ZnO

в) С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2 3) 280ͦ С, 7МПа, Н3РО4.

5. Реакцией и соответствующим ей названием:

а) С2Н5ОNа + Н2О → 1) дегидратация

б) С2Н5ОН t, H2SO4 конц.→ 2) окисление

в) С2Н5ОН + CuО → 3) гидролиз

Ответы: 1.г, 2.в, 3.б, 4. а2, б3, в1, 5. а3, б1, в2.

2. Изучение нового материала.

Проведем короткую экскурсию в историю употребления напитков, содержащих этанол. (Показ презентации)

По сравнению с возрастом человека современного типа — homo sapiens (не менее 40 тыс. лет) время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, вроде пива, коротко: максимум 4-10 тыс. лет. Ещё короче время потребления крепкого алкоголя, типа водки, полученного путём перегонки — не более 500 лет.

C переходом к позднепервобытной производящей общине, с VIII-II тыс. до н. э., жители материка Евразия начали изготавливать и потреблять слабоградусные алкогольные изделия, полученные путём естественного сбраживания: пиво, мёд (как хмельной напиток), а позднее в южных районах и виноградное сухое вино. Открыв наркотические свойства алкоголя, первобытные люди стали принимать алкоголь в ритуальных, обрядовых целях на нечастых сезонных пирах, которые были необходимым условием поддержания дружественных межобщинных и внутриобщинных связей. Причём, приём алкоголя не являлся самоцелью, а был частью общего праздника, пить допьяна было не принято.

В Древней Греции пили мало, и только разбавленное вино, которое смешивали в соотношении 1:3, 1:4 (одна часть вина и три-четыре части воды). А если учесть, что крепость натурального вина не превышает 12-13%, то нетрудно подсчитать, что крепость вина, которое пили в те времена, не превышала 3-4 градусов. Кроме того, для повседневного употребления вино разбавляли даже в пропорции 1:20. Но даже тогда, когда вино было принято разбавлять водой, существовало пьянство и представление об опьянении, как о чём-то постыдном и недопустимом.

В Древнем Риме отношение к алкоголю поначалу также было сдержанным, существовало много запретов и ограничений: запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам — всю жизнь. Когда же пьянство захлестнуло Римскую Империю, она пала. Как римляне теряли города во время нашествий варваров, рассказано в ряде документов: уже враг стоит у стен, а отцы города покидают пирушку только тогда, когда враги уже по существу входят в город.

Во всех древних культурах безоговорочно запрещалось пить вино детям, а во многих — и женщинам.

Дистиллированный спирт из виноградного вина стали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что значит «одурманивающий». Первую бутылку дистиллированного спирта изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина в спирт сразу же резко усугубила пьянство. Те, кто первыми заглянули в алкогольную пропасть, первыми и осознали пагубные последствия алкоголя. Видимо, именно это и послужило поводом для запрета алкоголя основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570-632). Этот запрет впоследствии был введён в свод мусульманских законов — Коран (VII в). С тех пор на протяжении 12 веков в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступников жестоко карали.

Крепкий алкоголь также научились получать в средневековье в Западной Европе путём возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. С тех пор алкоголь быстро начал распространяться по всему миру. Особенно значительное распространение крепкий алкоголь в Европе получил после изобретения в начале XIX столетия «шнапса» — водки из картофеля.

Почти трезвой была Древняя Русь. Русские пили в основном слабоградусные «напитки». Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Как говорится в русских сказках: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».В будни никаких спиртных «напитков» не было, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Крепость сухих вин, завозимых из Византии, была тоже невелика — от 9 до 14 градусов. Более того, в домосковской Руси вино было принято разбавлять водой, как в Греции и Византии (1:3 или 2:5).

России пили мало и в средние века. По Устюжской Уставной грамоте 1614 года населению дозволялось варить и держать в домах крепкие пития на 4 праздника: Великий День (Пасха), Дмитриевскую субботу, Николин день и на Масленицу.

XIV-XV вв. явились переломными в производстве алкоголя в России. В 1386 году русские впервые ознакомились с виноградным спиртом, ввезенным из Кафры (Крым) генуэзскими купцами.

На Руси сырьём был не виноград, а зерновые. Предположительно хлебное вино впервые стали выкуривать в Московском государстве. Однако в XV-XVI вв. словом «водка» обозначали лекарства в аптеке — настои, отвары, водка значит «разбавленная водой». Закономерно, что хлебное вино, разбавленное водой, тоже стали называть водкой. Но лишь в XVIII веке это слово стало впервые употребляться в официальном языке. Получается, что слово «водка» для обозначения алкогольного изделия применяется немногим более 200 лет. А история того изделия, которое называется водкой сегодня (чистый спирт, разбавленный водой) вообще началась лишь в 1895 году с введением государственной питейной монополии.

Позднее появляется государственная монополия на производство и сбыт, ведь сырьё крайне дешёвое, и в отличие от напитков, получаемых натуральным путём, производство спирта значительно дешевле и прибыль в десятки и сотни раз перекрывает стоимость сырья. Так было положено начало пьяной традиции в России: пьянство стало насаждаться «сверху».

В кабаках XVII века висело объявление: «По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси… питухов от кабаков не отзывать, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне оной, покуда оных питух до креста не пропьется». Получается, что пьянство насаждалось сверху из корыстных побуждений — пополнить казну. Однако это было только начало спаивания.

Значительный вклад в насаждение пьяных традиций в России внёс Пётр I. Главное требование было: «Быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда»

Особенно безудержной алкогольной эксплуатации наш народ стал подвергаться в первой половине XIX века, когда появилось фабричное производство водки и когда повсюду были открыты кабаки с продажей водки днем и ночью. Тогда-то и появилась проблема не просто пьянства, а алкоголизма, что вылилось в конечном итоге в массовое трезвенническое движение и установление «сухого закона». В 1914 году, когда российское общество считало алкогольную ситуацию настолько чрезвычайной, что это вынудило царя Николая II ввести «право местного запрета.

Следующая волна спаивания народа приходятся на конец 20-30-х гг. ХХ столетия после снятия всех ограничений на производство и продажу алкоголя (после отмены «сухого закона»). В сороковые годы роковую роль в распространении пьянства сыграли наркомовские 100 граммов на фронте во время Великой Отечественной войны: многие бывшие фронтовики стали алкозависимыми.

И новая волна спаивания — в 60-е гг., когда в средствах массовой информации развернулась лживая пропаганда «умеренного», «культурного» потребления алкогольных изделий. Наконец, последняя волна спаивания, самая беспрецедентная за всю историю России, началась после поражения горбачёвской антиалкогольной кампании в 90-е гг. XX и первое десятилетие XXI веков.

Физиологическое действие спиртов (доклад ученика).

Примерные факты:

  • регуляция обмена веществ,

  • накапливаясь в печени, может отравлять организм продуктами переработки,

  • по калорийности превосходит углеводы,

  • изменяет концентрацию гормонов,

  • влияет на деятельность нервной системы.

Применение спиртов (доклад ученика)

Примерное содержание доклада:

  • как топливо (метанол, этанол),

  • растворители (производство лаков и красок, пищевая промышленность, медицина, моющие средства и т. д.)

  • получение пластмасс,

  • антивспениватели: этанол, пропанол-1, пропанол-2, гексанол;

  • антикоррозионые вещества: 2-диметиламино-2-метилпропанол-1;

  • гидротропные вещества: гексанол;

  • консерванты: 1,1,1-трихлор-2-метилбутанол-2;

  • охлаждающие агенты: ментол,

  • противосеборейные средства: ундеканол-1;

  • связующие: докозанол-1, высшие жирные спирты (С20—С22);

  • смягчители: высшие жирные спирты (С9—С16);

  • стабилизаторы пены: деканол-1, миристиловый спирт, цетиловый спирт, стеариловый спирт;

  • фиксаторы волос: 2-(2-аминоэтокси)этанол;

  • эмульгаторы: высшие жирные спирты (С40—С60).

3. Закрепление изученного материала.

а) Заполните пробелы:

Максимальная концентрация алкоголя в крови наблюдается через __________после приёма. Как и все одноатомные спирты, этанол _________. Оказывает ____________ действие на нервную систему. У тех, кто постоянно употребляет алкогольные напитки развивается ____________.

Правильные ответы: 20 – 60 минут, ядовит, наркотическое, алкоголизм.

б) Ответить на вопросы:

1. Какое значение имеют природные эстрогены, содержащиеся в пиве?

2. Почему алкоголизм тяжело подвергается лечению?

в) Дополните схему:














(красным выделены пропущенные в схеме слова)


5. Итог урока:

Спирты – многофункциональные вещества, содержащие гидроксильную группу, оказывающие сложное и неоднозначное действие на организм человека. Применяются в различных сферах народного хозяйства и промышленности.


6. Домашнее задание:


7. Источники информации:

https://www.google.com.ua/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2&ie=utf-8&oe=utf-8&gws_rd=cr&ei=VF80Vs3tMsHRywP13qvYAw

https://www.google.com.ua/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8&ie=utf-8&oe=utf-8&gws_rd=cr&ei=f180VrTgNKX5yQPni56ABg

http://www.grinchenko.tvereza.info/1/1-3.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%8B

http://politikus.ru/video/33528-upotreblenie-alkogolya-na-rusi-istoriya-odnogo-obmana.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Медяник Юлия Викторовна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
1970 руб.
2820 руб.
1990 руб.
2840 руб.
2200 руб.
3140 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства