kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме :"Фосфор.Строение,свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -путешествие по теме "Фосфор.Строение,свойства" проходит в игровой форме.Класс делится наа две команды и учащиеся совершают путешествие по станциям,т.е.отвечают на вопросы и выполняют предложенные задания.Станции по которым проходит путешествие :историческая,геологическая,"аллотропныемодификации",химическая,здоровья,прикладная,поэтическая,здоровья,контрольная. В конце урока учитель подводит итоги и объявляет победителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии в 9 классе по теме :"Фосфор.Строение,свойства" »

Фосфор, строение, свойства Фосфор – элемент жизни и мысли.    А.Е. Ферсман

Фосфор, строение, свойства

Фосфор – элемент жизни и мысли.

А.Е. Ферсман

Не нужен университет, Ни Кембридж, и ни Оксфорд, Чтобы узнать: латинской «Р» Обозначают …

Не нужен университет,

Ни Кембридж, и ни Оксфорд,

Чтобы узнать: латинской «Р»

Обозначают …

Паспортные данные фосфора Станция историческая Станция «Аллотропные модификации» Станция геологическая Станция химическая Станция здоровья Станция прикладная Станция поэтическая Станция контрольная
  • Паспортные данные фосфора
  • Станция историческая
  • Станция «Аллотропные модификации»
  • Станция геологическая
  • Станция химическая
  • Станция здоровья
  • Станция прикладная
  • Станция поэтическая
  • Станция контрольная

Перечислите элементы V группы. Охарактеризуйте фосфор по положению  в периодической системе химических элементов  Д.И. Менделеева. Опишите электронное строение атома фосфора. В чем сходство и различие в строении атомов азота  и фосфора? Назовите возможные степени окисления фосфора. Напишите формулу его высшего оксида, укажите его характер. Напишите формулу гидроксида фосфора, укажите его характер. Напишите формулу летучего водородного соединения фосфора. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) азот, фосфор, мышьяк; б) кремний, фосфор, сера?
  • Перечислите элементы V группы.
  • Охарактеризуйте фосфор по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
  • Опишите электронное строение атома фосфора.
  • В чем сходство и различие в строении атомов азота и фосфора?
  • Назовите возможные степени окисления фосфора.
  • Напишите формулу его высшего оксида, укажите его характер.
  • Напишите формулу гидроксида фосфора, укажите его характер.
  • Напишите формулу летучего водородного соединения фосфора.
  • У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) азот, фосфор, мышьяк; б) кремний, фосфор, сера?

Фосфор впервые получил в 1669 г. алхимик из Гамбурга Хеннинг Бранд. Подобно другим алхимикам, он пытался получить философский камень. Однажды ему пришло в голову выпарить воду из мочи, которая  в большом количестве скапливалась в ямах около солдатских казарм. Он смешал полученный сухой остаток с углем  и песком, прокалил и… в реторте оказалось удивительное, светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем». Свое название фосфор получил  за способность светиться в темноте  (греч. фосфор означает «светоносный»).

Фосфор впервые получил в 1669 г. алхимик из Гамбурга Хеннинг Бранд. Подобно другим алхимикам, он пытался получить философский камень. Однажды ему пришло в голову выпарить воду из мочи, которая в большом количестве скапливалась в ямах около солдатских казарм. Он смешал полученный сухой остаток с углем и песком, прокалил и… в реторте оказалось удивительное, светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем».

Свое название фосфор получил за способность светиться в темноте (греч. фосфор означает «светоносный»).

Вскоре Ю. Ган и К Шееле доказали, что  в костях содержится много фосфора. Немного позже Ж. Пруст и М. Клапрот, исследуя различные природные соединения, доказали, что фосфор широко распространен в земной коре, главным образом в виде фосфата кальция.  К.В. Шееле  (1742–1786)  В начале 70-х гг. XVIII в. великий французский ученый А. Лавуазье, сжигая фосфор в замкнутом объеме воздуха, доказал, что фосфор – самостоятельный химический элемент. В 1799 г. было доказано, что соединения фосфора необходимы для нормального развития растений. Антуан Лоран  Лавуазье  В 1847 г. немецкий химик Шретер получил красный фосфор. В 1934 г. американский ученый Бриджмен выделил черный фосфор. Впоследствии были выделены фиолетовый и коричневый фосфор.  Бриджмен

Вскоре Ю. Ган и К Шееле доказали, что в костях содержится много фосфора.

Немного позже Ж. Пруст и М. Клапрот, исследуя различные природные соединения, доказали, что фосфор широко распространен в земной коре, главным образом в виде фосфата кальция.

К.В. Шееле (1742–1786)

В начале 70-х гг. XVIII в. великий французский ученый А. Лавуазье, сжигая фосфор в замкнутом объеме воздуха, доказал, что фосфор – самостоятельный химический элемент.

В 1799 г. было доказано, что соединения фосфора необходимы для нормального развития растений.

Антуан Лоран

Лавуазье

В 1847 г. немецкий химик Шретер получил красный фосфор. В 1934 г. американский ученый Бриджмен выделил черный фосфор. Впоследствии были выделены фиолетовый и коричневый фосфор.

Бриджмен

«Да! Это была собака, огромная, черная как смоль… Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», – сказал я». Изучите аллотропные модификации фосфора  и найдите ошибку в тексте. Заполните таблицу.

«Да! Это была собака, огромная, черная как смоль… Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», – сказал я».

Изучите аллотропные модификации фосфора и найдите ошибку в тексте. Заполните таблицу.

Характеристика вещества Белый фосфор Кристаллическая решетка Красный фосфор Цвет Запах Растворимость в воде Растворимость в сероуглероде Химическая активность Свечение Действие на организм

Характеристика вещества

Белый фосфор

Кристаллическая решетка

Красный фосфор

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в сероуглероде

Химическая активность

Свечение

Действие на организм

Наиболее распространен белый, или желтый, фосфор. Белый фосфор имеет молекулярную решетку, в узлах которой находятся тетраэдрические молекулы Р 4.  Это очень реакционноспособное, мягкое воскообразное вещество бледно-желтого цвета, с неприятным чесночным запахом, растворимое в сероуглероде и бензоле, нерастворимое в воде. Очень ядовит. Воспламеняется при трении, обладает уникальной способностью светиться в темноте за счет медленного окисления. Температура плавления – 44 о С. В лаборатории его хранят под слоем воды. Смертельная доза– 0,1 г.

Наиболее распространен белый, или желтый, фосфор. Белый фосфор имеет молекулярную решетку, в узлах которой находятся тетраэдрические молекулы Р 4.

Это очень реакционноспособное, мягкое воскообразное вещество бледно-желтого цвета, с неприятным чесночным запахом, растворимое в сероуглероде и бензоле,

нерастворимое в воде. Очень ядовит. Воспламеняется при трении, обладает уникальной способностью светиться в темноте за счет медленного окисления.

Температура плавления – 44 о С. В лаборатории его хранят под слоем воды. Смертельная доза– 0,1 г.

Аморфный темно-малиновый порошок без запаха. Менее активен, чем белый фосфор, нерастворим в воде  и сероуглероде, не светится в темноте  и не самовоспламеняется, абсолютно безвреден. Температура возгорания – 260 о С.

Аморфный темно-малиновый порошок без запаха. Менее активен, чем белый фосфор, нерастворим в воде и сероуглероде, не светится в темноте и не самовоспламеняется, абсолютно безвреден. Температура возгорания – 260 о С.

Имеет атомную кристаллическую решетку.  По внешним признакам черный фосфор напоминает графит, имеет металлический блеск, обладает электропроводностью  и теплопроводностью, довольно твердый. Наименее активный из всех модификаций. Ромбическая модификация Кубическая модификация

Имеет атомную кристаллическую решетку. По внешним признакам черный фосфор напоминает графит, имеет металлический блеск, обладает электропроводностью и теплопроводностью, довольно твердый.

Наименее активный из всех модификаций.

Ромбическая модификация

Кубическая модификация

Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии. Массовая доля фосфора в земной коре – около 0,12%. Важнейшие минералы: С a 3 (PO 4 ) 2 – фосфорит; 3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙Ca(OH) 2 – гидроксиапатит; 3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙CaF 2 – фторапатит. В 1806 г. Ф. Велер предложил получение фосфора  из фосфата кальция, песка и угля. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции с электронным балансом:

Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии. Массовая доля фосфора в земной коре – около 0,12%.

Важнейшие минералы:

С a 3 (PO 4 ) 2 – фосфорит;

3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙Ca(OH) 2 – гидроксиапатит;

3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙CaF 2 – фторапатит.

В 1806 г. Ф. Велер предложил получение фосфора из фосфата кальция, песка и угля. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции с электронным балансом:

Допишите уравнения реакций. Какую роль выполняет фосфор в этих реакциях? Составьте электронный баланс к данным реакциям. Взаимодействие с активными металлами:   Mg + P → Взаимодействие с кислородом:   Р + О 2  → Взаимодействие с бертолетовой солью:  Р +  KClO 3 → Р 2 О 5  +  KCl

Допишите уравнения реакций. Какую роль выполняет фосфор в этих реакциях? Составьте электронный баланс к данным реакциям.

  • Взаимодействие с активными металлами:

Mg + P →

  • Взаимодействие с кислородом:

Р + О 2 →

  • Взаимодействие с бертолетовой солью:

Р + KClO 3 → Р 2 О 5 + KCl

По содержанию в организме человека фосфор относится к макроэлементам ( w (Р) = 0,95%). Фосфор входит в состав костной, нервной  и мозговой тканей, крови, молока. Фосфором богаты яйца, мясо, молоко, хлеб. Почти все важнейшие физиологические процессы, происходящие в организме человека, связаны с превращениями соединений фосфора.
  • По содержанию в организме человека фосфор относится к макроэлементам ( w (Р) = 0,95%).
  • Фосфор входит в состав костной, нервной и мозговой тканей, крови, молока.
  • Фосфором богаты яйца, мясо, молоко, хлеб.
  • Почти все важнейшие физиологические процессы, происходящие в организме человека, связаны с превращениями соединений фосфора.

Следите за своим здоровьем!

Более половины объема мирового производства фосфора перерабатывается  в соединения, используемые  в синтетических моющих средствах. Соединения фосфора используют для получения антикоррозионных добавок  к маслам и горючему для автомобилей. Сульфиды фосфора стали необходимы  в сражении с ржавчиной в металлургии. Фосфор используется при производстве спичек. Фосфор нужен для получения фосфористой бронзы.
  • Более половины объема мирового производства фосфора перерабатывается в соединения, используемые в синтетических моющих средствах.
  • Соединения фосфора используют для получения антикоррозионных добавок к маслам и горючему для автомобилей.
  • Сульфиды фосфора стали необходимы в сражении с ржавчиной в металлургии.
  • Фосфор используется при производстве спичек.
  • Фосфор нужен для получения фосфористой бронзы.

Я светоносный элемент.  Я спичку вам зажгу в момент.  Сожгут меня – и под водой  Я сразу стану кислотой. Запишите уравнения реакций, о ко- торых идет речь в этом стихотворе- нии.

Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Я сразу стану кислотой.

Запишите уравнения реакций, о ко-

торых идет речь в этом стихотворе-

нии.

пшеница при среднем урожае из почвы берет в год 72 кг азота и 30 кг фосфора? исследования Луны показали присут-ствие там фосфора ( w (Р) = 0,08%)? каждый из нас носит в себе 4,5 кг фосфора в виде химических соединений? свыше 85% содержащегося в организме фосфора приходится на долю костной ткани? в Амстердаме в 1730 г. 31 г фосфора стоил около 80 золотых рублей?
  • пшеница при среднем урожае из почвы берет в год 72 кг азота и 30 кг фосфора?
  • исследования Луны показали присут-ствие там фосфора ( w (Р) = 0,08%)?
  • каждый из нас носит в себе 4,5 кг фосфора в виде химических соединений?
  • свыше 85% содержащегося в организме фосфора приходится на долю костной ткани?
  • в Амстердаме в 1730 г. 31 г фосфора стоил около 80 золотых рублей?

1. Сколько электронов в атоме фосфора находится на внешнем энергетическом уровне? 1) 2 ;  2) 3;  3) 5;  4) 15. 2. Число нейтронов в ядре атома 31 Р: 1) 5;  2) 15;  3) 16;  4) 31. 3. Максимальная степень окисления фосфора в соединениях равна: 1) +6; 2) +5;  3) +3;  4) +4. 4. При взаимодействии фосфора с активными металлами образуются соединения, в которых его степень окисления равна: 1) -3;  2) 0;  3) +3;  4) +5. 5. Среди перечисленных элементов V группы типичным неметаллом является: 1) фосфор;  2) мышьяк;  3) сурьма;  4) висмут. 6. В соединениях РН 3 , Р 2 0 5 , Н 3 Р0 3 фосфор имеет степени окисления, соответственно равные:
  • 1. Сколько электронов в атоме фосфора находится на внешнем энергетическом уровне?

1) 2 ; 2) 3; 3) 5; 4) 15.

  • 2. Число нейтронов в ядре атома 31 Р:

1) 5; 2) 15; 3) 16; 4) 31.

  • 3. Максимальная степень окисления фосфора в соединениях равна:

1) +6; 2) +5; 3) +3; 4) +4.

  • 4. При взаимодействии фосфора с активными металлами образуются соединения, в которых его степень окисления равна:

1) -3; 2) 0; 3) +3; 4) +5.

  • 5. Среди перечисленных элементов V группы типичным неметаллом является:

1) фосфор; 2) мышьяк; 3) сурьма; 4) висмут.

  • 6. В соединениях РН 3 , Р 2 0 5 , Н 3 Р0 3 фосфор имеет степени окисления, соответственно равные:

1) +3; +5; -3; 2) -3; +5; +3; 3) -3; +3; +5; 4) +3; -5; -3.

§ 28 № 3, 4. Тетрадь на печатной основе, с. 113, № 1–4.

§ 28 № 3, 4.

Тетрадь на печатной основе, с. 113, № 1–4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку химии в 9 классе по теме :"Фосфор.Строение,свойства"

Автор: Коблякова Нелли Валерьевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства