kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предельные углеводороды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предельные углеводороды.урок изучения нового материала. Урок построен по современным требованием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предельные углеводороды.»

Предельные углеводороды.

Основное содержание урока

Основные методы и приемы

Задачи урока

Образовательная: сформировать понятия у учащихся: гомологический ряд, гомологи, изомерия на примере предельных углеводородов. Изучить пространственное строение алканов, их способы получения, физические и химические свойства. Показать взаимосвязь между строением и свойствами. Научить учащихся давать названия предельным углеводородам по систематической номенклатуре. Познакомить с основными областями применения насыщенных углеводородов.

Развивающая: в целях развития логического мышления продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: раскрыть связь научных данных с жизнью. Продолжить воспитывать экологически образованную личность и ответственное отношение к учебе.

ФОУД: урок

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: с использованием ЦОР

Оборудование: шаростержневые модели молекул предельных углеводородов, пластилин, спички, зажигалка,

Ход урока

  1. Организация класса (приветствие, проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку)

  2. Актуализация знаний

Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучать новый раздел химии. Какой? (органическая химия)

  1. Что такое органическая химия? (химия соединений углерода)

  2. Каково электронное строение атома углерода?

(на внешнем электронном уровне углерод содержит 4 электрона и до его завершения также не хватает 4 электронов, поэтому тенденция к отдаче и принятию электронов у него выражена одинаково.)

  1. Чему равна валентность атома углерода в органических соединениях? (4)

  2. Что такое валентность? Как она определяется?

(Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей, она определяется числом химических связей, которые образует данный атом с другими атомами в молекуле)

  1. Что такое химическое строение вещества?

(определенный порядок, последовательность соединения атомов в молекулы)

Ребята, давайте вспомним неорганическую химию, которую мы недавно изучали. Что является теоретической основой неорганической химии? (ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева).

  1. Что является теоретической основой органической химии? (теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.)

  2. Сформулируйте основные положения теории А. М. Бутлерова.

  1. Атомы в молекулах органических веществ связаны друг с другом согласно их валентности.)

  2. Свойства веществ зависят не только от состава их молекул, но и от их химического строения)

  1. Изучение нового материала.

Если присмотреться к поверхности заросшего пруда, болота или другого водоёма, можно заметить, как на поверхность поднимаются пузырьки газа. С давних пор люди называли его болотным газом. И только в 1785 году французский химик Клод  Луи Бертолле (открывший бертолетову соль) установил, что в состав болотного газа входят два элемента – углерод и водород. Впоследствии было выяснено, что в этом соединении на один атом углерода приходится четыре атома водорода, молекулярная формула вещества СН4. Болотный газ получил название «метан». Метан – простейшее органическое соединение, которое относится к классу УВ. Как вы думаете почему метан относится к УВ?

Мы с вами сегодня начнем изучать этот класс соединений.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Простейший представитель ПУВ – метан (молекулярная, структурная формулы). Но данные формулы не отражают истинного строения молекул метана. Молекула метана не имеет плоского строения, как можно представить на основании структурной формулы.

Молекула метана в действительности имеет форму тетраэдра. Тетраэдр – это пирамида, в основании которой лежит равносторонний треугольник. В центре тетраэдра находится атом углерода, а все его четыре валентности направлены к вершинам тетраэдра. Физическими методами исследования установлено, что валентные углы равны 109о28'.

Работа с моделями молекулы метана

Используя пластилин и спички, учащиеся собирают молекулу метана. Для этого необходимо сделать 5 пластилиновых шариков, из которых один побольше, 4 других – поменьше. С помощью спичек соедините все шарики в одно целое, таким образом, чтобы получилась тетраэдрическая модель молекулы метана. А теперь отнимите от нее один атом водорода - вы получите углеводородный остаток, или радикал, - СН3, который называют метил. В нем одна валентность углерода не насыщена, свободна. Такие радикалы существуют очень короткое время: в момент образования они соединяются с другими атомами или один с другим. Соедините между собой два радикала метила и вы получите другой углеводород, ближайший родственник метана – этан. (рис. 118, с. 201 уч.)

СН3 - + - СН3 = СН3 - СН3

Если от молекулы этана отнять один атом водорода, то получится радикал этил -СН2 – СН3 или – С2Н5.

Радикал – это частица с неспаренным электроном или с одной свободной химической связью.

- Соберите также молекулу пропана

- Составьте структурные и молекулярные формулы собранных моделей молекул – этана, пропана и бутана.

Их строение подобно, поэтому похожи их свойства.

- Чем отличаются эти соединения? (Любое из приведенных соединений можно получить прибавляя или убавляя одну или несколько групп - СН2-).

Ряд веществ, расположенных в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам, но отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп –СН2-, называют гомологическим рядом (от греч. Гомолог - сходный). Вещества такого ряда называют гомологами.

Исходя из структурных формул, представленных на доске, можно заключить, что все связи между атомами С простые, одинарные.

Углеводороды, в которых имеются только простые связи между атомами С и которые соединены с максимально возможным числом атомов водорода, т.е. насыщены ими до предела, называют предельными углеводородами.

Другие названия этого класса соединений – насыщенные УВ, парафины (от лат. - малоактивный), алканы.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Ручки дружно вверх подняли,

Наши пальчики размяли,

А потом опять их сжали.

Кулачками повращали,

Головою покачали

И ногами постучали.

Отдохнули! Помолчали!

И опять работать стали!

Таблица

Названия первых 10 членов ГР алканов надо выучить наизусть, в противном случае вы не разберетесь не только в этой теме, но и в последующих. В определенном смысле, названия 10 членов ГР алканов – это то же самое, что и химическая символика, которую вы изучали в 8 классе.

- Первые 7 членов ГР алканов и радикалы приведены у вас в учебнике на с. 203 таблица 9. В тетрадях допишите названия еще 3 членов ряда и радикалов.

Если вы внимательно проанализируете количественный состав углеводородов в ряду метан – декан, то сможете вывести общую формулу ПУВ, а именно, обозначив число атомов углерода в них через n, получите формулу CnH2n+2.

Задание. – Составить формулу ПУВ, имеющего в своем составе5 атомов С.

- Я называю формулу, а вы определяете, относится ли данное соединение к классу ПУВ:

С3Н6, С2Н2, С5Н12, С9Н16, С7Н8, С7Н16, С20Н42

Сборка молекулы бутана двумя различными способами.

  1. К готовой молекуле пропана добавим радикал метил. Для этого уберем 1 атом Н от концевого атома С и на его место поставим радикал. Получим н-бутан.

- Составьте его структурную формулу. (прямая углеродная цепь)

- На прошлом уроке я предлагал вам подумать – только ли в линию могут выстраиваться углеродные атомы, соединяясь один с другим. Конечно же нет, для молекулы состава С4Н10 возможно и разветвленное строение.

2. Уберем атом Н от среднего атома углерода, получим УВ с точно такой же формулой, что и предыдущий, но другого строения.

- Составьте его структурную формулу. (разветвленная углеродная цепь) – изобутан

- Теория Бутлерова утверждает, что свойства веществ зависят не только от их состава, но и от строения. Поэтому наблюдается разница в свойствах этих 2 соединений.

Вещества, которые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но отличаются по своему строению и свойствам, называют изомерами, а явление существования таких веществ носит название изомерии.

Явление изомерии объясняет многообразие органических соединений. Число изомеров растет с числом атомов С, например для пентана С5Н12 существует только 3 изомера, а для декана С10Н22 уже 75.

Первые четыре представителя ряда метана имеют тривиальные (исторические) названия: метан, этан, пропан, бутан. Названия последующих членов гомологического ряда образуют от греческих числительных, которые указывают число атомов углерода с прибавление суффикса –ан: пентан, гексан и т.д. Названия радикалов дают исходя из названия соответствующего углеводорода с заменой суффикса –ан на –ил: метил, этил, гексил и т.д.

Физические свойства

- проблемный вопрос: Гражданин Иванов использовал в гараже горелку на пропан-бутановой смеси. Почему зимой в морозы Иванов не смог зажечь горелку.

С возрастанием относительной молекулярной массы свойства гомологов в ряду закономерно изменяются:

  1. Агрегатное состояние

первые 4 члена ряда – газы, следующие 13 – жидкости, а далее – твердые вещества.

2. увеличиваются tпл и tкип.

3. уменьшается растворимость.

- Вернемся к поставленному ранее вопросу, кто ответит?

Применение.

Химические свойства

Опыт с парафином.

Вывод: при горении парафина выделились капельки воды, значит, в его состав входит Н. Помутнение известковой воды вызывает углекислый газ, значит, в состав парафина входит так же и С.

  1. Важнейшее свойство ПУВ – горение.

СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О

Смесь метана с кислородом или воздухом при поджигании может взрываться.

Подобные смеси опасны в каменноугольных шахтах. Чтобы обеспечить безопасность работы в шахтах, там устанавливают анализаторы, сигнализирующие о появлении газа, и мощные вентиляционные устройства.

При высоких температурах молекулы ПУВ расщепляются. Например, метан при температуре более 1500С распадается на углерод и водород:

СН4 = С+2Н2

  1. Реакции дегидрирования.

Реакции, в которых от молекул органического вещества отщепляются молекулы водорода, называют реакциями дегидрирования.

При разложении этана наряду с водородом получается этилен С2Н4:

С2Н6 = С2Н4 + Н2

Этилен – представитель непредельных углеводородов, о которых речь пойдет на следующем уроке.

  1. Домашнее Задание.

§ 33, Упр. 1-5 после § 33, выучить названия 10 членов ГР ПУВ и их радикалов.

Сторонники природоохранного движения в целях защиты окружающей среды и экономии природных ресурсов предложили прекратить добычу природных углеводородов. Можно ли поддержать их предложение? Ответ обоснуйте.

  1. Закрепление

На каждую парту выдается по кроссворду, время решения которого 5 мин. После этого проверяют ответы. Ребята, которые ответили на все вопросы правильно и быстрее всех, получают оценку «отлично».
Для заполнения сетки кроссворда по горизонтали необходимо ответить на следующие вопросы.

По горизонтали:

1. Алкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8.
2. Простейший представитель предельных углеводородов.
3. Вещества, которые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но отличаются химическим строением и свойствами.
4. Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана.
5. Жидкий природный источник углеводородов.
6. Название радикала С2Н5–.
7. СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О

Как называется этот процесс?

8. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях.
Если вы правильно ответили на вопросы, то в выделенном столбце по вертикали получат одно из названий предельных углеводородов.

Подведение итогов.

Итак, сегодня мы с вами изучили предельные углеводороды, связи в которых между атомами углерода простые, или одинарные. На следующем уроке мы с вами будем изучать другой класс углеводородов, с представителем которых мы сегодня познакомились – этилен. Выставляем оценки.
























1 мин


Фронтальная беседа (словесный метод)

5 мин




































25 мин

Речь учителя

(словесный метод)










Слайд 1

(наглядный метод)

Слайд 2 (объяснительно- иллюстративный метод)









Демонстрация














Слайд 3 (наглядный метод)



Слайд 4

(наглядный метод)







Слайд 5

(наглядный метод)








Слайд 6

(наглядный метод)

























Слайд 7

(наглядный метод)







Речь учителя

(словесный метод)


Слайд 8

(наглядный метод)





Демонстрация





С. 202 учебник














Слайд 9

(наглядный метод)



Речь учителя

(словесный метод)
















Слайд 10

(наглядный метод)








Слайд 11

(наглядный метод)

Демонстрация




Слайд 12

(наглядный метод)










Слайд 13

(наглядный метод)







Слайд 14

(наглядный метод)

3 мин





Слайд 15

(наглядный метод)

8 мин






















1 мин






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Предельные углеводороды.

Автор: Першиков Михаил Сергеевич

Дата: 29.04.2016

Номер свидетельства: 323441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Общая характеристика предельных углеводородов "
    ["seo_title"] => string(56) "obshchaia-kharaktieristika-priediel-nykh-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "118197"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413060872"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация по теме: "Предельные углеводороды" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-po-tiemie-priediel-nyie-ughlievodorody"
    ["file_id"] => string(6) "192537"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427468417"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "урок химии  в 10  классе  по теме «Предельные  углеводороды» "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-khimii-v-10-klassie-po-tiemie-priediel-nyie-ughlievodorody"
    ["file_id"] => string(6) "114571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411570011"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Предельные углеводороды – алканы"
    ["seo_title"] => string(29) "predelnye_uglevodorody_alkany"
    ["file_id"] => string(6) "583469"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623768558"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Предельные углеводороды"
    ["seo_title"] => string(28) "priediel-nyie-ughlievodorody"
    ["file_id"] => string(6) "137848"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417441483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства