Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме: «Предельные углеводороды».
Целью данного занятия является изучение новой темы. Задачей занятия является формирование новых знаний. При изучении нового материала используются следующие формы работы: создание проблемной ситуации, сравнительный анализ состава изомеров, использование ИКТ.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине Химия
Раздел: Органическая химия
Тема: Предельные углеводороды
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» 1 курс
Купино
2015 учебный год
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии по
общеобразовательным дисциплинам, общему гуманитарному и
социально – экономическому, математическому
и естественнонаучному циклу
Протокол____ от___________________2016 г.
Председатель ______________ /__________________/
Автор - составитель: преподаватель химии высшей категории
Веде Ирина Викторовна
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Химия» по теме
«Предельные углеводороды».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме: «Предельные углеводороды».
Целью данного занятия является изучение новой темы. Задачей занятия является формирование новых знаний. При изучении нового материала используются следующие формы работы: создание проблемной ситуации, сравнительный анализ состава изомеров, использование ИКТ.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Освоение содержания учебной темы «Природные источники углеводородов» обеспечивает формирование следующих результатов:
личностных:
- Л3: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) (М1);
предметных:
- владение основополагающими химическими понятиями:
изомерия
теориями:
теория Бутлерова
законами и закономерностями:
закон сохранения массы веществ
- уверенное пользование химической терминологией и символикой:
гидрирование;
дегидрирование;
гидратация;
дегидратация;
галогенирование;
гидрогалогенирование
- формирование умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение умениями выдвигать гипотезы о принадлежности веществ к изомерам на основе знаний о составе, строении веществ
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия ««Предельные углеводороды».
Вид занятия закрепление изученного материала
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Цели занятия:
1. Воспитательные
- воспитание готовности к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
2.Развивающие
- активизация познавательной деятельности студентов
-развитие способности к постановке задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов общению
3. Образовательные
-определение принадлежности веществ к гомологическому ряду алканов, составление структурных формул изомеров алканов, составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства алканов и способы их получения;
- формирование навыков выполнения расчетов по уравнениям реакций;
- формирование навыков уверенного пользования химической терминологией и символикой.
Междисциплинарная интеграция:
Внутридисциплинарная интеграция:
Природные источники
углеводородов
Предельные углеводороды
Этиленовые и диеновые углеводороды
Ацетиленовые углеводороды
Ароматические углеводороды
Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия по теме: «Предельные углеводороды», содержание учебного материала учебника, алгоритмы составления изомеров и решения расчетных задач
Оборудование.
мультимедийная система, разработка занятия «Алканы», сайт Интернет-уроки, тесты, тренажеры
Задания для самостоятельной работы студентов:
Ответы на вопросы учебник О.С.Габриелян «Химия» 11 класс, Москва, Дрофа – 2014г. страница 84 № 5, 7,8
Перечень литературы:
Основная: О.С.Габриелян «Химия» 11 класс, Москва, Дрофа – 2012 г.
Дополнительная:
ресурсы интернет
Описание хода занятия
№
Основные этапы
занятия
Ориентировочное время
Содержание этапа.
Методическое обоснование
УЭ1
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Цель: активизация познавательной деятельности студентов. (Л1);
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3.
Проверка изученного материала /проверочная работа-
Цель: владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями;
- уверенное пользование химической терминологией и символикой; -владение умениями выдвигать гипотезы о принадлежности веществ к изомерам на основе знаний о составе, строении веществ
20
На данном этапе студенты выполняют самостоятельную работу по проверке знаний изученного материала:
1: выполняют самостоятельную работу на проверку знаний химических свойств алканов и терминологии названий химических реакций - 10 минут;
2. составляют изомеры предложенных алканов согласно алгоритмам, изученным на теоретическом занятии и дают названия составленным изомерам – 10 минут
Приложение 1
4.
Изложение нового материала
Цель: формирование предметных результатов по данной теме:
- формирование умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
20 мин
3. Изучают алгоритмы решения задач на вывод формул органических веществ
Использование сайта Интернет – урок, видео-урок изучение алгоритмов решения задач на вывод формул органических веществ
Приложение 2
4.
Физкультминутка
реализация
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
3 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений
7.
Осмысление и систематизация полученных знаний реализация
Цель: систематизация и закрепление полученных знанийи сформированных умений давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
20 мин.
Использование сайта Интернет – урок: выполнение тренажеров и теста
- решение задач в тетради и у доски
8.
Самостоятельная работа
10
Решение задачи на вывод формулы органического вещества
Приложение 3
9.
Подведение итогов
10 мин.
Проверка выполнения самостоятельной работы
Приложение 3
10.
Задание на дом
2 мин.
Выполнение упражнений
Всего
90 мин
Приложение 1
1 вариант
Используя знания о химических свойствах алканов, напишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты. Подпишите названия органических соединений. Укажите условия и необходимые катализаторы, типы реакций.
CH4→ CH3Cl → CH3 – CH3 → CH2 = CH2 → C2H5ОН
Постройте изомер для каждого из веществ, определите тип изомерии, дайте названия веществам.
C4H10; CH2 = CH2; CHCl = CHCl
Критерии оценки (дихотомическая система оценивания)
Составлены правильно уравнения не менее 3 реакций – 1 балл
Определены верно виды не менее 3 реакций – 1 балл
Правильно расставлены коэффициенты не менее чем в 3 реакциях – 1 балл
Определены правильно названия не менее 5 видов веществ – 1 балл
Определены верно не менее 2 видов изомерии – 1 балл
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
Менее 3 баллов - неудовлетворительно
2 вариант
Используя знания о химических свойствах алканов, напишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты. Подпишите названия органических соединений. Укажите условия и необходимые катализаторы, типы реакций.
CH4 → CH3Br → C2H6 → CH2 = CH2 → C2H5ОН
Постройте изомер для каждого из веществ, определите тип изомерии, дайте названия веществам.
C5H12; C2H4 = C2H4; CHBr = CHBr
Критерии оценки (дихотомическая система оценивания)
Составлены правильно уравнения не менее 3 реакций – 1 балл
Определены верно виды не менее 3 реакций – 1 балл
Правильно расставлены коэффициенты не менее чем в 3 реакциях – 1 балл
Определены правильно названия не менее 5 видов веществ – 1 балл
Определены верно не менее 2 видов изомерии – 1 балл
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
Менее 3 баллов - неудовлетворительно
Приложение 2
Алгоритм решения задачи на вывод формулы органического
соединения по общей формуле класса органических веществ.
Пример задачи: «Определите молекулярную формулу алкана, обнаруженного в кожуре яблок, плотность паров которого по водороду равна 22»
АЛГОРИТМ №1.
Находим молярную массу углеводорода умножив плотность на молярную массу водорода.
Вспоминаем общую формулу названного класса органических соединений.
2.Записываем сумму масс атомов химических элементов в молекуле, выразив неизвестные индексы через «n». Приравниваем полученное выражение к известной молекулярной или молярной массе вещества.
3. Рассчитываем значение «n» и записываем общую формулу органического соединения.
4. При необходимости даем название веществу, записываем его структурную формулу и формулы его изомеров. -индивидуально решаем задачу по карточке:
1.СnH2n+2
2. 12n+2n+2=44
3. n=14 = C3H8 – пишем название данного вещества и проверяем, совпадает ли его молярная масса с рассчитанной в пункте 1.
Приложение 3
Задачи для самостоятельного решения
1 вариант: «Определите молекулярную формулу алкана, плотность паров которого по водороду равна 36»
2 вариант: «Определите молекулярную формулу алкана, плотность паров которого по водороду равна 22»
Критерии оценки решения задачи
Дихотомическая система
За каждый, правильно выполненный критерий, обучающийся получает 1 балл
Точно рассчитана молекулярная масса.
Уравнение для решения задачи составлено в соотвествии с общей формулой алканов.
Правильно составлена молекулярная формула искомого углеводорода.
Структурная формула составлена в соответствии с теорией Бутлерова.