kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические занятия со сладостями по химии для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит разработки практических занятий для изучения мороженого, сладких кристаллов, жевательной резинки, шоколада и карамели. Работы оформлены очень доступно и красочно. Опробованы в течение двух лет на учащихся 3-4 классов в курсе внеурочной деятельности "Юный Химик". Ребята  с удовольствием приносили и исследовали любимые сладости. Особенно пользуется успехом работа по построению радуги в стакане, которая требует внимания и аккуратности, но по итогу очень красива.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические занятия со сладостями по химии для начальной школы »

Практическая работа

«Шоколад»

Опыт 1. Растворимое вещество и растворитель

Разделите детей на группы по четверо. Трём в каждой группе дайте одинаковые кусочки шоколада, четвертому вручите лист контроля и карандаш. Трое с шоколадом пускай положат кусочек в рот, а четвертому (чтобы не обидеть) дайте конфетку. Задания для ребят с шоколадом: один просто держит шоколад во рту, не двигая его; второй с помощью языка крутит кусочек во рту; третий пускай разжует шоколад. Обязательно они должны сообщить сразу о том, что шоколад полностью растаял, а "контролер" зафиксировал на бумаге. Расспросите детей, почему так произошло.

Опыт 2. Твердое и жидкое состояние

Растворите несколько кусочков шоколада в кастрюльке с водой. Когда шоколад расстаит, дайте детям кисточки и высушенные листья  деревьев. Пускай дети раскрасят листочки жидким шоколадом, поясняя что поскольку шоколад жидкий, им можно раскрашивать все, что угодно. Когда шоколад совсем остынет и вернется в твердое состояние, аккуратно отделите настоящий листок от нового шоколадного. Пускай это сделают дети со своими листьями.
Опыт 3. Изоляция

Приготовьте растопленный шоколад заранее. Разлейте в контейнеры каждому ребенку. Будьте осторожны и не используйте слишком горячий шоколад. Каждый ребенок пускай измерит температуру шоколада с помощью градусника. Через 5 минут пускай ребята измерят температуру снова. На доске (плакате) отметьте типы контейнеров и разницу в температурах в начале эксперимента и в конце. Обратите внимание детей, на то, какой контейнер держит температуру дольше, а в каком шоколад остывает быстрее.

Опыт 4. Обнаружение жирных кислот

Кусочек шоколада оборачивают фильтровальной бумагой и надавливают на него. На бумаге должны появиться жировые пятна. На пятно помещают каплю 0,5 н. раствора KMnO4. Образуется бурый MnO2  из-за протекания окислительно-восстановительной реакции.

Опыт 5. Обнаружение углеводов

В пробирку насыпают шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливают 2 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхивают и фильтруют. К фильтрату добавляют 1 мл раствора NaOH и 2–3 капли 10 % раствора CuSO4. Пробирку встряхивают. Появляется ярко-синее окрашивание. Реакцию дает сахароза, являющаяся многоатомным спиртом.

Опыт 6. Ксантопротеиновая реакция (обнаружение белка)

В пробирку насыпают шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливают 2–3 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхивают и фильтруют. К 1 мл фильтрата приливают, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной HNO3. Полученную смесь нагревают. Наблюдают желтое окрашивание, переходящее в оранжево-желтое при добавлении 25 %- ного раствора аммиака. Реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.


Практическая работа

«Мороженное»

Опыт 1. Обнаружение белков

В пробирку наливают 1 мл растаявшего молочного мороженого и добавляют 5-7 мл дистиллированной воды. Пробирку закрывают пробкой и встряхивают. К 1 мл полученной смеси добавляют 1 мл 5-10 % раствора NaOH и несколько капель 10 % раствора CuSO4. Содержимое пробирки встряхивают. Происходит биуретовая реакция, при этом появляется ярко-фиолетовое окрашивание.


Опыт 2. Обнаружение сахарозы в плодово-ягодном мороженом

 

В плодово-ягодном мороженом содержится сахароза. В пробирку наливают 1 мл растаявшего мороженого и 1 мл 5-10% раствора NaOH. Затем приливают 2-3 капли 10 % раствора CuSO4. Наблюдают ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).

 

Опыт 3. Обнаружение лимонной кислоты (пищевой добавки Е330) в плодово-ягодном мороженом


В пробирку налейте 1 мл растаявшего мороженого и добавьте 1 мл насыщенного раствора пищевой соды. Наблюдается появление пузырьков углекислого газа


Опыт 4. Обнаружение углеводов в молочном мороженом

Мороженое на молочной основе содержит дисахариды лактозу и сахарозу. В пробирку налейте 1 мл такого мороженого и добавьте 5-7 мл дистиллированной воды. Пробирку закройте пробкой и встряхните несколько раз. Профильтруйте полученную смесь и к фильтрату добавьте 1 мл 5-10 % раствора NaOH и 2-3 капли 10 % раствора CuSO4. Содержимое пробирки осторожно встряхните.









Практическая работа

«Состав жевательной резинки»




  1. Изучите состав жевательной резинки с помощью упаковки. Запишите его


  1. Часть пластинки покатайте по столу. Что наблюдаете?


  1. Прикрепите цветную жевательную резинку к сырому яйцу и оставьте на 5 дней. Что наблюдаете?


  1. Поместите кусочки резинки в емкость с газировкой.


  1. Окрашенную жевательную резинку, порезанную на небольшие кусочки, помещают в пробирку и приливают 2-3 мл воды. Пробирку нагревают в пламени спиртовки до получения окрашенного раствора. Раствор разливают по двум пробиркам и добавляют в одну из них 1 мл  HCl или H2SO4, а в другую 1 мл  NaOH. В зависимости от вида красителя будет происходить изменение его окраски в кислой и щелочной средах.


  1. В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл  NaOH и 1-2 капли  CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание.














Практическая работа

«Изготовление сладких кристаллов»





Стаканчик небольшой , палочка или карандаш, веревочка, канцелярская скрепка, сахар, горячая вода

  1. Наполните стаканчик горячей водой

  2. Добавьте несколько ложек сахара и размешайте до полного растворения

  3. Обмотайте палочку веревочкой, оставив 7см. привяжите скрепку к веревочке

  4. Положите палочку на стаканчик. Скрепка должна быть погружена в воду

  5. Оставьте конструкцию на несколько дней















Практическая работа

«Радуга в стакане»




Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4.

Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью.

Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.



Практическая работа

«Приготовление карамели»




  1. Столовую ложку наполните наполовину сахаром

  2. Добавьте немного воды

  3. Зажгите спиртовку

  4. Доведите смесь до кипения и золотистого цвета

  5. Вылейте полученный раствор на фольгу

  6. Дайте остыть

  7. Карамель готова



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практические занятия со сладостями по химии для начальной школы

Автор: Лаврухина Ирина Владимировна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232366


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства