Практическая работа исследовательского характера по теме "Приготовление раствора глюкозы и расчёт её массовой доли в растворе"
Практическая работа исследовательского характера по теме "Приготовление раствора глюкозы и расчёт её массовой доли в растворе"
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА ГЛЮКОЗЫ И РАСЧЕТ ЕЁ МАССОВОЙ ДОЛИ В РАСТВОРЕ».
1. Мотивация:
При некоторых заболеваниях у людей (например, при язвенном колите) невозможно принятие пищи естественным путём, поэтому возникает необходимость в искусственном питании. Сущность такого искусственного питания состоит в обеспечении организма всеми необходимыми для нормальной жизнедеятельности веществами, участвующими в регуляции белкового, углеводного, жирового, водно-электролитного, витаминного обмена и кислотно-щелочного равновесия. В больницах питательные вещества вводят в организм, минуя желудочно-кишечный тракт непосредственно во внутренние среды организма (как правило, в сосудистое русло - в вену).
Для восполнения энергии организма вводят раствор углевода – глюкозы. Ее калорийность 4 ккал/г (17,1 кДж/г). На практике чаще всего применяются растворы глюкозы с концентрацией от 5 до25%.
Сегодня на практической работе вам надо будет приготовить питательный раствор глюкозы и рассчитать массовую долю глюкозы в этом растворе.
Цели исследования:
- опираясь на теоретические знания о растворах, предположите порядок его
приготовления;
- проверьте экспериментально ваши предположения;
- сделайте вывод;
- выполните расчетную часть работы.
Оснащение и оборудование:
Кристаллическая глюкоза (С6Н12О6), вода, пустой стакан, стеклянная палочка, мерный цилиндр, ученические весы с разновесами, демонстрационные таблицы «Взвешивание» и «Приготовление растворов заданной концентрации», литература (учебник 8 класса, Габриелян О.С.), раздаточный материал с алгоритмом работы.
II. Ход работы:
1. При выполнении практической частиработы (приготовление раствора глюкозы, состоящего из 1 г вещества и 20 мл воды) руководствуйтесь предложенным алгоритмом (смотри ниже), отвечая письменно на поставленные вопросы или задания.
2. При выполнении расчетной части работы (определение массовой доли глюкозы в полученном растворе) руководствуйтесь предложенными на с. величинами с формулами и алгоритмом (смотри ниже).
III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1-й уровень: решите задачу на определение количества вещества (n) глюкозы (С6Н12О6) в приготовленном растворе.
2-й уровень: рассчитайте число молекул (N) глюкозы (С6Н12О6) в приготовленном растворе.
3-й уровень: предположим, чтобы выпить весь приготовленный раствор глюкозы вам нужно сделать 10 глотков, то рассчитайте, сколько молекул глюкозы (С6Н12О6) содержится в одном глотке.
АЛГОРИТМ (в виде направляющих вопросов) для выполнения практической части:
I. Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. ) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы о растворах:
Из каких компонентов состоит раствор?
Какое вещество чаще всего берется в качестве растворителя?
Что означает «приготовить раствор»?
С помощью чего можно отмерить необходимую массу вещества для приготовления раствора?
Чем можно отмерить необходимый для приготовления раствора объём воды?
II. Прогнозирование:
1.Исходя из теоретического анализа и имеющихся на столе реактивов, посуды, приборов и приспособлений, предположите последовательность операций, необходимых для приготовления раствора глюкозы, состоящего из 1 г глюкозы и 20 мл воды.
2. Запишите эту последовательность в тетрадь.
III. Эксперимент:
1.Для подготовки весов к работе руководствуйтесь демонстрационной таблицей «Взвешивание».
2.Руководствуясь демонстрационной таблицей «Приготовление растворов заданной концентрации» и правилами техники безопасности при работе со стеклянной посудой, осуществите предполагаемую последовательность операций и приготовьте указанный раствор глюкозы.
IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).
АЛГОРИТМ для выполнения расчётной части:
Задание: рассчитайте массовую долю глюкозы в приготовленном вами растворе.
Оформление: решить задачу:
Запишите в «Дано» величины: массу навески глюкозы (1 г) и объём воды (20 мл).
Запишите в «Найти» величину, обозначающую массовую долю вещества (глюкозы) в растворе, выраженную в процентах.
В разделе «Решение» вначале запишите формулу для расчета массовой доли вещества в растворе, затем все необходимые вспомогательные формулы (см. учебник, с. 85-87); сделайте подстановку данных в указанные формулы и произведите необходимые расчеты, пользуясь калькулятором.
Запишите ответ задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа исследовательского характера по теме "Приготовление раствора глюкозы и расчёт её массовой доли в растворе" »
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА ГЛЮКОЗЫ И РАСЧЕТ ЕЁ МАССОВОЙ ДОЛИ В РАСТВОРЕ».
1. Мотивация:
При некоторых заболеваниях у людей (например, при язвенном колите) невозможно принятие пищи естественным путём, поэтому возникает необходимость в искусственном питании. Сущность такого искусственного питания состоит в обеспечении организма всеми необходимыми для нормальной жизнедеятельности веществами, участвующими в регуляции белкового, углеводного, жирового, водно-электролитного, витаминного обмена и кислотно-щелочного равновесия. В больницах питательные вещества вводят в организм, минуя желудочно-кишечный тракт непосредственно во внутренние среды организма (как правило, в сосудистое русло - в вену).
Для восполнения энергии организма вводят раствор углевода – глюкозы. Ее калорийность 4 ккал/г (17,1 кДж/г). На практике чаще всего применяются растворы глюкозы с концентрацией от 5 до25%.
Сегодня на практической работе вам надо будет приготовить питательный раствор глюкозы и рассчитать массовую долю глюкозы в этом растворе.
Цели исследования:
- опираясь на теоретические знания о растворах, предположите порядок его
приготовления;
- проверьте экспериментально ваши предположения;
- сделайте вывод;
- выполните расчетную часть работы.
Оснащение и оборудование:
Кристаллическая глюкоза (С6Н12О6), вода, пустой стакан, стеклянная палочка, мерный цилиндр, ученические весы с разновесами, демонстрационные таблицы «Взвешивание» и «Приготовление растворов заданной концентрации», литература (учебник 8 класса), раздаточный материал с алгоритмом работы.
II. Ход работы:
1. При выполнении практической частиработы (приготовление раствора глюкозы, состоящего из 1 г вещества и 20 мл воды) руководствуйтесь предложенным алгоритмом (смотри ниже), отвечая письменно на поставленные вопросы или задания.
2. При выполнении расчетной части работы (определение массовой доли глюкозы в полученном растворе) руководствуйтесь предложенными на с. величинами с формулами и алгоритмом (смотри ниже).
III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1-й уровень: решите задачу на определение количества вещества (n) глюкозы (С6Н12О6) в приготовленном растворе.
2-й уровень: рассчитайте число молекул (N) глюкозы (С6Н12О6) в приготовленном растворе.
3-й уровень: предположим, чтобы выпить весь приготовленный раствор глюкозы вам нужно сделать 10 глотков, то рассчитайте, сколько молекул глюкозы (С6Н12О6) содержится в одном глотке.
АЛГОРИТМ (в виде направляющих вопросов) для выполнения практической части:
I. Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. ) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы о растворах:
Из каких компонентов состоит раствор?
Какое вещество чаще всего берется в качестве растворителя?
Что означает «приготовить раствор»?
С помощью чего можно отмерить необходимую массу вещества для приготовления раствора?
Чем можно отмерить необходимый для приготовления раствора объём воды?
II. Прогнозирование:
Исходя из теоретического анализа и имеющихся на столе реактивов, посуды, приборов и приспособлений, предположите последовательность операций, необходимых для приготовления раствора глюкозы, состоящего из 1 г глюкозы и 20 мл воды.
Запишите эту последовательность в тетрадь.
III. Эксперимент:
Для подготовки весов к работе руководствуйтесь демонстрационной таблицей «Взвешивание».
Руководствуясь демонстрационной таблицей «Приготовление растворов заданной концентрации» и правилами техники безопасности при работе со стеклянной посудой, осуществите предполагаемую последовательность операций и приготовьте указанный раствор глюкозы.
IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).
АЛГОРИТМ для выполнения расчётной части:
Задание: рассчитайте массовую долю глюкозы в приготовленном вами растворе.
Оформление: решить задачу:
Запишите в «Дано» величины: массу навески глюкозы (1 г) и объём воды (20 мл).
Запишите в «Найти» величину, обозначающую массовую долю вещества (глюкозы) в растворе, выраженную в процентах.
В разделе «Решение» вначале запишите формулу для расчета массовой доли вещества в растворе, затем все необходимые вспомогательные формулы (см. учебник, с. ); сделайте подстановку данных в указанные формулы и произведите необходимые расчеты, пользуясь калькулятором.