kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование "Гидролиз солей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план урока химии в 9 классе "Гидролиз солей"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование "Гидролиз солей"»

Гидролиз солей

Урок в 9 классе



Сапарова Ж.И., учитель химии

Школа-лицей №20 им. А.С.Пушкина,

город Атырау



Цели урока:

Образовательные: Сформировать представление о процессе гидролиза солей, гидролизе органических веществ и их сущности.

Научить учащихся составлять уравнения гидролиза веществ.

Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.

Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Развивающая: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;

учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений

Воспитательная: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Содержание урока: Механизм гидролиза солей различного состава, суть процесса гидролиза, роль гидролиза в природе и жизни человека.

Тип урока: Повторение, обобщение, систематизация знаний по теме.

Вид урока: комбинированный.

Средства обучения: Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование PASCO и реактивы для демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся, памятка по составлению уравнений реакций гидролиза, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот, солей в воде», учебник, тесты, инструктивные карточки к лабораторной работе, тексты с домашним заданием, памятка – таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ», .

Методы обучения: Проблемно-поисковый, практический, объяснительно- иллюстративный.

Способы мотивации обучения: Связь темы с повседневной жизнью. Влияние гидролиза на процесс геологической, химической и биологической эволюции планеты. Межпредметные связи: география, биология.

Формы организации учебной деятельности: Групповая, фронтальная, самостоятельная - индивидуальная, парная.

I. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Эпиграф к уроку: «Просто знать – ещё не всё,

Знания нужно уметь использовать»

И.В. Гёте

Рассмотрим название явления «гидролиз». Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» – вода, «лизис» – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.

Думаю, к концу занятия нам удастся сформулировать полное определение понятия «гидролиз».

Лабораторная работа с Xplorer GLX «Буферные растворы»

Цель работы: изучить реакции гидролиза, научиться определять характер среды растворов по их составу.

Оборудование: рН Датчик, пластиковые и химические стаканы 50 мл, большой стакан для слива отходов.

Реактивы и вещества: вода дистиллированная, растворы KCl, AlCl3, K2CO3

Порядок выполнения работы:

Перед каждым новым экспериментом рН датчик промыть в дистиллированной воде и просушить.

Опыт 1

В маленький лабораторный стакан налить р-р AlCl3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

Опыт 2

В маленький лабораторный стакан налить р-р КCl, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

Опыт 3

В маленький лабораторный стакан налить р-р К2СО3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

Алгоритм работы с GLX:

Xplorer GLX имеет несколько вариантов дисплеев, показывающих данные в различных режимах. Наиболле подходящим для проведения работ являются: график, таблица и цифровой дисплеи.

График.

Чтобы открыть на домашней странице графический дисплей, сделайте следующее: ОК→F4→создать файл→F2→OK→F2→подключить датчик→ домой→ график→ОК→исследуемый раствор (1 прогон – AlCl3, 2 – прогон KCl, 3 – прогон К2СО3) время выдержки датчика 20-30 сек.

Сравнение результатов:

ОК→вправо, влево→ОК→F4 →выбрать два прогона в графике.

Разность между двумя точками графика:

F3→ инструменты→разность → ОК

После лабораторной работы заполняют таблицу:

Растворы

рН

Р-р AlCl3

Р-р KCl

Р-р K2CO3





Как видите, в первой пробирке среда – кислая пробирке хлорид алюминия (РН меньше 7) во второй– хлорид калия (РН = 7) – нейтральная, в третий (РН больше 7) – карбоната калия щелочная. Следовательно, можно сделать вывод, что

в 1й пробирке присутствуют ионы_ водорода_

во 2й пробирке ионы ионы водорода и гидроксогруппы гидроксогруппы

в третьей пробирке гидроксогруппы

Попробуем разобраться, что же произошло.

Вода, как вы знаете, является слабым электролитом и диссоциирует на положительные ионы водорода и гидроксид-ионы.

H2O H+ + OH-

Мы знаем, что соли – производные кислот и оснований.

Растворимая соль в воде диссоциирует на составляющие ее ионы.

Хлорид алюминия – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, диссоциирует следующим образом

AlCl3 Al3+ + 3Cl-

Очевидно, что в растворе данной соли противоположно заряженные ионы объединятся.

Al3+ + 3Cl- + H+ + OH- Al OH2- + H+ + 3Cl-

Катионы алюминия прочно связывают гидроксид-ионы, так как гидроксид алюминия слабое основание и не подвергается диссоциации.

Хлорид-ионы не могут быть связаны катионами водорода, так как азотная кислота – сильная и диссоциирует полностью.

В результате – в растворе избыток катионов водорода, вследствии этого – среда раствора кислотная.

AlCl3

Al(OH)3 HNO3

слабое основание сильная кислота

[OH]- H]+

Кислотная среда

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислотную реакцию, так как в растворе избыток катионов водорода.



Хлорид калия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

КCl К+ + Cl-

H2O H+ + OH-

Хлорид калия гидролизу не подвергается,

так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит.

КCl

КOH HCl

сильное основание сильная кислота

[OH]- ═ [H]+

Среда нейтральная

КCl + H2O

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид-ионов.

Карбонат натрия – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, диссоциирует следующим образом

К2CO3 + + CO32-

Карбонат-ионы прочно связывают катионы водорода, так как угольная кислота слабая.

Катионы натрия не могут быть связаны гидроксид-ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью.

+ + CO32- + H+ +OH- HCO3-+ 2К+ + OH-

В результате в растворе избыток гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.

К2CO3

КOH H2CO3

сильное основание слабая кислота

[OH]- [H]+

Щелочная среда

Воспользовавшись памяткой, самостоятельно составьте молекулярное уравнение гидролиза карбоната натрия.

CO32- + H++OH- HCO3- + OH-

К2CO3 + H2O КHCO3 + КOH

Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.

Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия «гидролиз»

Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:

К какому типу мы отнесем данные реакции?

Какие вещества в них участвуют?

В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

ІІ. Групповая работа для учащихся.

I группы: растворы солей: Na2CO3; Li2S; Na3PO4, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.

II группы: растворы солей: CrCl3 ;MnSO4; FeCl3, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.

III группы: шаблон игры «Крестики – нолики», растворы солей: FeS; MnSiO3; CuCO3, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.

После проделанной групповой работы заполняют таблицу.

Заполнение таблицы

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска лакмусовой бумаги





Роль и практическое применение гидролиза (сообщения учащихся)

Гидролиз в природе. Гидролиз в жизни человека

ІІІ. ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

Выполнение тестового задания. 1 вариант

  1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;

Б) растворение соли в воде;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную среду.

4. Используя памятку «Составление уравнений гидролиза солей» и таблицу растворимости, напишите полное ионное, сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.

5. В результате гидролиза углеводов в ротовой полости образуется:

а) аминокислота б) глюкоза в) глицерин г) фосфорная кислота

6. В результате гидролиза жиров в организме человека образуются: а) аминокислоты и жирные кислоты б) глицерин и жирные кислоты в) глицерин и глюкоза г) глюкоза

7. Гидролиз белка протекает:

а) в желудке

б) в кишечнике

в) в ротовой полости

г) в толстой кишке

Выполнение тестового задания. 2 вариант

  1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;

Б) обменная реакция соли с водой;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании молекул сильных электролитов;

В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку «Составление уравнений гидролиза солей» и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4.

5. В результате гидролиза белков в пищеварительном тракте человека образуется: а) аминокислота б) глюкоза в) глицерин г) фосфорная кислота

6. Хлорид натрия имеет среду раствора:

а) кислую б) щелочную в) слабокислую г) нейтральную

7. В ротовой полости гидролизу подвергается:

а) крахмал,

б) жир,

в) белок.

Верные ответы:

1 вариант: 1а, 2б, 3а, 4. S2- + H+ + OH- = HS- + OH-; 5.б, 6. б, 7. а

2 вариант: 1б, 2в, 3б, Mg2+ + H+ + OH- = MgOH+ + H+; 5. а 6. г 7. а

Ключ к оценке качества выполнения теста:

«5» - 1 ошибка; «4» - 2 ошибки «3» - 3 ошибки

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА .

Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?

Что вы узнали, чему научились?

Домашнее задание:

  1. Заполните таблицу:

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска лакмусовой бумаги

Нитрат цинка




Сульфат калия




Сульфид натрия




2. Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а водопроводная – слабощелочную? Выясните из дополнительных источников, какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте уравнения их гидролиза.

3*. Вспомните, какие соли входят в состав крови человека. Используя знания о гидролизе, объясните, почему среда плазмы слабощелочная. Составьте уравнения соответствующих реакций гидролиза.

V. Рефлексия

Сегодня я узнал(а)……………

Я удивился(лась)……………..

Теперь я умею………………...

Я хотел(а) бы…………………



ПРИЛОЖЕНИЕ. Лист самооценки учащихся на уроке

ФИО учащегося____________________________________

Индивидуальная работа

Групповая работа

Постановка вопросов учителю и одноклассникам

Индивидуальные ответы на вопросы

Степень удовлетворенности собственной работой

Роль в группе

Степень активности в групповом обсуждении

Участие в постановке вопросов другим группам

Степень удовлетворенности работой










Примечание: степень удовлетворенности оценить по 5-балльной шкале. 

5 баллов - полностью доволен своей работой

4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу

Критерии оценки
 

Количество баллов

Отметка

35-30

«отлично»

29-25

«хорошо»

24-18

«удовлетворительно»

17 и ниже

«неудовлетворительно»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Поурочное планирование "Гидролиз солей"

Автор: Омербаева Жангуль Артуровна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2100 руб.
2620 руб.
2100 руб.
2620 руб.
1690 руб.
2110 руб.
1880 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства