Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
Развивающая: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;
учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений
Воспитательная: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.
Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Содержание урока: Механизм гидролиза солей различного состава, суть процесса гидролиза, роль гидролиза в природе и жизни человека.
Тип урока:Повторение, обобщение, систематизация знаний по теме.
Вид урока: комбинированный.
Средства обучения: Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование PASCO и реактивы для демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся, памятка по составлению уравнений реакций гидролиза, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот, солей в воде», учебник, тесты, инструктивные карточки к лабораторной работе, тексты с домашним заданием, памятка – таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ», .
Методы обучения: Проблемно-поисковый, практический, объяснительно- иллюстративный.
Способы мотивации обучения: Связь темы с повседневной жизнью. Влияние гидролиза на процесс геологической, химической и биологической эволюции планеты. Межпредметные связи: география, биология.
Формы организации учебной деятельности: Групповая, фронтальная, самостоятельная - индивидуальная, парная.
I. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Эпиграф к уроку: «Просто знать – ещё не всё,
Знания нужно уметь использовать»
И.В. Гёте
Рассмотрим название явления «гидролиз». Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» – вода, «лизис» – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.
Думаю, к концу занятия нам удастся сформулировать полное определение понятия «гидролиз».
Лабораторная работа с XplorerGLX «Буферные растворы»
Цель работы: изучить реакции гидролиза, научиться определять характер среды растворов по их составу.
Оборудование: рН Датчик, пластиковые и химические стаканы 50 мл, большой стакан для слива отходов.
Реактивы и вещества: вода дистиллированная, растворы KCl, AlCl3, K2CO3
Порядок выполнения работы:
Перед каждым новым экспериментом рН датчик промыть в дистиллированной воде и просушить.
Опыт 1
В маленький лабораторный стакан налить р-р AlCl3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.
Опыт 2
В маленький лабораторный стакан налить р-р КCl, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.
Опыт 3
В маленький лабораторный стакан налить р-р К2СО3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.
Алгоритм работы с GLX:
Xplorer GLX имеет несколько вариантов дисплеев, показывающих данные в различных режимах. Наиболле подходящим для проведения работ являются: график, таблица и цифровой дисплеи.
График.
Чтобы открыть на домашней странице графический дисплей, сделайте следующее: ОК→F4→создать файл→F2→OK→F2→подключить датчик→ домой→ график→ОК→исследуемый раствор (1 прогон – AlCl3, 2 – прогон KCl, 3 – прогон К2СО3) время выдержки датчика 20-30 сек.
Сравнение результатов:
ОК→вправо, влево→ОК→F4 →выбрать два прогона в графике.
Разность между двумя точками графика:
F3→ инструменты→разность → ОК
После лабораторной работы заполняют таблицу:
Растворы
рН
Р-р AlCl3
Р-р KCl
Р-р K2CO3
Как видите, в первой пробирке среда – кислая пробирке хлорид алюминия (РН меньше 7) во второй– хлорид калия (РН = 7) – нейтральная, в третий (РН больше 7) – карбоната калия щелочная. Следовательно, можно сделать вывод, что
в 1й пробирке присутствуют ионы_ водорода_
во 2й пробирке ионы ионы водорода и гидроксогруппыгидроксогруппы
в третьей пробирке гидроксогруппы
Попробуем разобраться, что же произошло.
Вода, как вы знаете, является слабым электролитом и диссоциирует на положительные ионы водорода и гидроксид-ионы.
H2O H+ + OH-
Мы знаем, что соли – производные кислот и оснований.
Растворимая соль в воде диссоциирует на составляющие ее ионы.
Хлорид алюминия – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, диссоциирует следующим образом
AlCl3 Al3+ + 3Cl-
Очевидно, что в растворе данной соли противоположно заряженные ионы объединятся.
Al3+ + 3Cl- + H+ + OH- Al OH2- + H+ + 3Cl-
Катионы алюминия прочно связывают гидроксид-ионы, так как гидроксид алюминия слабое основание и не подвергается диссоциации.
Хлорид-ионы не могут быть связаны катионами водорода, так как азотная кислота – сильная и диссоциирует полностью.
В результате – в растворе избыток катионов водорода, вследствии этого – среда раствора кислотная.
AlCl3
Al(OH)3 HNO3
слабое основание сильная кислота
[OH]- H]+
Кислотная среда
Сформулируем вывод:
Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислотную реакцию, так как в растворе избыток катионов водорода.
Хлорид калия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.
КCl К+ + Cl-
H2O H+ + OH-
Хлорид калия гидролизу не подвергается,
так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит.
КCl
КOH HCl
сильное основание сильная кислота
[OH]- ═ [H]+
Среда нейтральная
КCl + H2O
Сформулируем вывод:
Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид-ионов.
Карбонат натрия – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, диссоциирует следующим образом
К2CO3 2К+ + CO32-
Карбонат-ионы прочно связывают катионы водорода, так как угольная кислота слабая.
Катионы натрия не могут быть связаны гидроксид-ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью.
2К+ + CO32- + H+ +OH- HCO3-+ 2К+ + OH-
В результате в растворе избыток гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.
К2CO3
КOH H2CO3
сильное основание слабая кислота
[OH]- [H]+
Щелочная среда
Воспользовавшись памяткой, самостоятельно составьте молекулярное уравнение гидролиза карбоната натрия.
CO32- + H++OH- HCO3- + OH-
К2CO3 + H2O КHCO3 + КOH
Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая соль.
Сформулируем вывод:
Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.
Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия «гидролиз»
Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:
К какому типу мы отнесем данные реакции?
Какие вещества в них участвуют?
В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?
Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.
ІІ. Групповая работа для учащихся.
I группы: растворы солей: Na2CO3; Li2S; Na3PO4, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.
II группы: растворы солей: CrCl3 ;MnSO4; FeCl3, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.
III группы: шаблон игры «Крестики – нолики», растворы солей: FeS; MnSiO3; CuCO3, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.
После проделанной групповой работы заполняют таблицу.
Заполнение таблицы
Название соли
Уравнение гидролиза
Среда раствора
Окраска лакмусовой бумаги
Роль и практическое применение гидролиза (сообщения учащихся)
6. В результате гидролиза жиров в организме человека образуются: а) аминокислоты и жирные кислоты б) глицерин и жирные кислоты в) глицерин и глюкоза г) глюкоза
2 вариант: 1б, 2в, 3б, Mg2+ + H+ + OH- = MgOH+ + H+; 5. а 6. г 7. а
Ключ к оценке качества выполнения теста:
«5» - 1 ошибка; «4» - 2 ошибки «3» - 3 ошибки
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА .
Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?
Что вы узнали, чему научились?
Домашнее задание:
Заполните таблицу:
Название соли
Уравнение гидролиза
Среда раствора
Окраска лакмусовой бумаги
Нитрат цинка
Сульфат калия
Сульфид натрия
2. Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а водопроводная – слабощелочную? Выясните из дополнительных источников, какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте уравнения их гидролиза.
3*. Вспомните, какие соли входят в состав крови человека. Используя знания о гидролизе, объясните, почему среда плазмы слабощелочная. Составьте уравнения соответствующих реакций гидролиза.
V. Рефлексия
Сегодня я узнал(а)……………
Я удивился(лась)……………..
Теперь я умею………………...
Я хотел(а) бы…………………
ПРИЛОЖЕНИЕ. Лист самооценки учащихся на уроке
ФИО учащегося____________________________________
Индивидуальная работа
Групповая работа
Постановка вопросов учителю и одноклассникам
Индивидуальные ответы на вопросы
Степень удовлетворенности собственной работой
Роль в группе
Степень активности в групповом обсуждении
Участие в постановке вопросов другим группам
Степень удовлетворенности работой
Примечание: степень удовлетворенности оценить по 5-балльной шкале.
5 баллов - полностью доволен своей работой
4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу
3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков
2 балла – не доволен совершенно
1 балла – не могу оценить свою работу Критерии оценки