kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование "Гидролиз солей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план урока химии в 9 классе "Гидролиз солей"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование "Гидролиз солей"»

Гидролиз солей

Урок в 9 классе



Сапарова Ж.И., учитель химии

Школа-лицей №20 им. А.С.Пушкина,

город Атырау



Цели урока:

Образовательные: Сформировать представление о процессе гидролиза солей, гидролизе органических веществ и их сущности.

Научить учащихся составлять уравнения гидролиза веществ.

Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.

Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Развивающая: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;

учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений

Воспитательная: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Содержание урока: Механизм гидролиза солей различного состава, суть процесса гидролиза, роль гидролиза в природе и жизни человека.

Тип урока: Повторение, обобщение, систематизация знаний по теме.

Вид урока: комбинированный.

Средства обучения: Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование PASCO и реактивы для демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся, памятка по составлению уравнений реакций гидролиза, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот, солей в воде», учебник, тесты, инструктивные карточки к лабораторной работе, тексты с домашним заданием, памятка – таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ», .

Методы обучения: Проблемно-поисковый, практический, объяснительно- иллюстративный.

Способы мотивации обучения: Связь темы с повседневной жизнью. Влияние гидролиза на процесс геологической, химической и биологической эволюции планеты. Межпредметные связи: география, биология.

Формы организации учебной деятельности: Групповая, фронтальная, самостоятельная - индивидуальная, парная.

I. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Эпиграф к уроку: «Просто знать – ещё не всё,

Знания нужно уметь использовать»

И.В. Гёте

Рассмотрим название явления «гидролиз». Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» – вода, «лизис» – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.

Думаю, к концу занятия нам удастся сформулировать полное определение понятия «гидролиз».

Лабораторная работа с Xplorer GLX «Буферные растворы»

Цель работы: изучить реакции гидролиза, научиться определять характер среды растворов по их составу.

Оборудование: рН Датчик, пластиковые и химические стаканы 50 мл, большой стакан для слива отходов.

Реактивы и вещества: вода дистиллированная, растворы KCl, AlCl3, K2CO3

Порядок выполнения работы:

Перед каждым новым экспериментом рН датчик промыть в дистиллированной воде и просушить.

Опыт 1

В маленький лабораторный стакан налить р-р AlCl3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

Опыт 2

В маленький лабораторный стакан налить р-р КCl, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

Опыт 3

В маленький лабораторный стакан налить р-р К2СО3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

Алгоритм работы с GLX:

Xplorer GLX имеет несколько вариантов дисплеев, показывающих данные в различных режимах. Наиболле подходящим для проведения работ являются: график, таблица и цифровой дисплеи.

График.

Чтобы открыть на домашней странице графический дисплей, сделайте следующее: ОК→F4→создать файл→F2→OK→F2→подключить датчик→ домой→ график→ОК→исследуемый раствор (1 прогон – AlCl3, 2 – прогон KCl, 3 – прогон К2СО3) время выдержки датчика 20-30 сек.

Сравнение результатов:

ОК→вправо, влево→ОК→F4 →выбрать два прогона в графике.

Разность между двумя точками графика:

F3→ инструменты→разность → ОК

После лабораторной работы заполняют таблицу:

Растворы

рН

Р-р AlCl3

Р-р KCl

Р-р K2CO3





Как видите, в первой пробирке среда – кислая пробирке хлорид алюминия (РН меньше 7) во второй– хлорид калия (РН = 7) – нейтральная, в третий (РН больше 7) – карбоната калия щелочная. Следовательно, можно сделать вывод, что

в 1й пробирке присутствуют ионы_ водорода_

во 2й пробирке ионы ионы водорода и гидроксогруппы гидроксогруппы

в третьей пробирке гидроксогруппы

Попробуем разобраться, что же произошло.

Вода, как вы знаете, является слабым электролитом и диссоциирует на положительные ионы водорода и гидроксид-ионы.

H2O H+ + OH-

Мы знаем, что соли – производные кислот и оснований.

Растворимая соль в воде диссоциирует на составляющие ее ионы.

Хлорид алюминия – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, диссоциирует следующим образом

AlCl3 Al3+ + 3Cl-

Очевидно, что в растворе данной соли противоположно заряженные ионы объединятся.

Al3+ + 3Cl- + H+ + OH- Al OH2- + H+ + 3Cl-

Катионы алюминия прочно связывают гидроксид-ионы, так как гидроксид алюминия слабое основание и не подвергается диссоциации.

Хлорид-ионы не могут быть связаны катионами водорода, так как азотная кислота – сильная и диссоциирует полностью.

В результате – в растворе избыток катионов водорода, вследствии этого – среда раствора кислотная.

AlCl3

Al(OH)3 HNO3

слабое основание сильная кислота

[OH]- H]+

Кислотная среда

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислотную реакцию, так как в растворе избыток катионов водорода.



Хлорид калия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

КCl К+ + Cl-

H2O H+ + OH-

Хлорид калия гидролизу не подвергается,

так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит.

КCl

КOH HCl

сильное основание сильная кислота

[OH]- ═ [H]+

Среда нейтральная

КCl + H2O

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид-ионов.

Карбонат натрия – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, диссоциирует следующим образом

К2CO3 + + CO32-

Карбонат-ионы прочно связывают катионы водорода, так как угольная кислота слабая.

Катионы натрия не могут быть связаны гидроксид-ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью.

+ + CO32- + H+ +OH- HCO3-+ 2К+ + OH-

В результате в растворе избыток гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.

К2CO3

КOH H2CO3

сильное основание слабая кислота

[OH]- [H]+

Щелочная среда

Воспользовавшись памяткой, самостоятельно составьте молекулярное уравнение гидролиза карбоната натрия.

CO32- + H++OH- HCO3- + OH-

К2CO3 + H2O КHCO3 + КOH

Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.

Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия «гидролиз»

Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:

К какому типу мы отнесем данные реакции?

Какие вещества в них участвуют?

В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

ІІ. Групповая работа для учащихся.

I группы: растворы солей: Na2CO3; Li2S; Na3PO4, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.

II группы: растворы солей: CrCl3 ;MnSO4; FeCl3, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.

III группы: шаблон игры «Крестики – нолики», растворы солей: FeS; MnSiO3; CuCO3, универсальный индикатор, маркеры, ватман со схемой, раздаточный материал на каждого ученика.

После проделанной групповой работы заполняют таблицу.

Заполнение таблицы

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска лакмусовой бумаги





Роль и практическое применение гидролиза (сообщения учащихся)

Гидролиз в природе. Гидролиз в жизни человека

ІІІ. ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

Выполнение тестового задания. 1 вариант

  1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;

Б) растворение соли в воде;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную среду.

4. Используя памятку «Составление уравнений гидролиза солей» и таблицу растворимости, напишите полное ионное, сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.

5. В результате гидролиза углеводов в ротовой полости образуется:

а) аминокислота б) глюкоза в) глицерин г) фосфорная кислота

6. В результате гидролиза жиров в организме человека образуются: а) аминокислоты и жирные кислоты б) глицерин и жирные кислоты в) глицерин и глюкоза г) глюкоза

7. Гидролиз белка протекает:

а) в желудке

б) в кишечнике

в) в ротовой полости

г) в толстой кишке

Выполнение тестового задания. 2 вариант

  1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;

Б) обменная реакция соли с водой;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании молекул сильных электролитов;

В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку «Составление уравнений гидролиза солей» и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4.

5. В результате гидролиза белков в пищеварительном тракте человека образуется: а) аминокислота б) глюкоза в) глицерин г) фосфорная кислота

6. Хлорид натрия имеет среду раствора:

а) кислую б) щелочную в) слабокислую г) нейтральную

7. В ротовой полости гидролизу подвергается:

а) крахмал,

б) жир,

в) белок.

Верные ответы:

1 вариант: 1а, 2б, 3а, 4. S2- + H+ + OH- = HS- + OH-; 5.б, 6. б, 7. а

2 вариант: 1б, 2в, 3б, Mg2+ + H+ + OH- = MgOH+ + H+; 5. а 6. г 7. а

Ключ к оценке качества выполнения теста:

«5» - 1 ошибка; «4» - 2 ошибки «3» - 3 ошибки

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА .

Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?

Что вы узнали, чему научились?

Домашнее задание:

  1. Заполните таблицу:

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска лакмусовой бумаги

Нитрат цинка




Сульфат калия




Сульфид натрия




2. Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а водопроводная – слабощелочную? Выясните из дополнительных источников, какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте уравнения их гидролиза.

3*. Вспомните, какие соли входят в состав крови человека. Используя знания о гидролизе, объясните, почему среда плазмы слабощелочная. Составьте уравнения соответствующих реакций гидролиза.

V. Рефлексия

Сегодня я узнал(а)……………

Я удивился(лась)……………..

Теперь я умею………………...

Я хотел(а) бы…………………



ПРИЛОЖЕНИЕ. Лист самооценки учащихся на уроке

ФИО учащегося____________________________________

Индивидуальная работа

Групповая работа

Постановка вопросов учителю и одноклассникам

Индивидуальные ответы на вопросы

Степень удовлетворенности собственной работой

Роль в группе

Степень активности в групповом обсуждении

Участие в постановке вопросов другим группам

Степень удовлетворенности работой










Примечание: степень удовлетворенности оценить по 5-балльной шкале. 

5 баллов - полностью доволен своей работой

4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу

Критерии оценки
 

Количество баллов

Отметка

35-30

«отлично»

29-25

«хорошо»

24-18

«удовлетворительно»

17 и ниже

«неудовлетворительно»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Поурочное планирование "Гидролиз солей"

Автор: Омербаева Жангуль Артуровна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства