Учитель Дьячук Е.Ю. учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Оха Сахалинская область
               |   Предмет   |    химия   |     Класс       |    9     |  
  |   Тема урока   |     «Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода»        |  
  |   Тип урока   |    Урок "открытия нового знания"   |  
  |   Цели   |           |  
  |   УМК     |     Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман        |  
  |   Планируемые образовательные результаты   |  
  |   Предметные   |    Метапредметные   |    Личностные   |  
     Использовать умение составлять электронные формулы атомов элементов кислорода и серы; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;     самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;   наблюдать демонстрируемые опыты;   делать выводы и умозаключения из наблюдений.   грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;  понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;     |     -регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул;     применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;   -познавательные: прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;;выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;   -коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;     |     проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;     оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;    руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы     |  
  |   Основные понятия, изучаемые на уроке   |    Аллотропия, аллотропные модификации   |  
  |   Организационная структура урока   |  
  |   № этапа   |    Этап урока   |    УУД   |    Деятельность   |    ЭОР   |     Время            |  
  |   учителя   |    учащихся   |  
  |   1   |    Оргмомент     |    Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.   |         |         |         |         |  
  |   2   |    Актуализация знаний.       |     Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования   |    из каких частей состоит атом любого химического элемента?  От чего зависит величина положительного заряда ядра атома и как определить ее по таблице Д.И.Менделеева?  Количество каких частиц в атоме определяет значение заряда ядра атома?  В какой части атомного пространства располагаются электроны?  Как по таблице Д. И. Менделеева определить количество внешних электронов в атомах элементов главных подгрупп?       |        Отвечают на вопросы          Выставляют оценку готовности к уроку.                      |         Электронная периодическая таблица Д.И. Менделеева   |          10                                |  
  |   3   |    Самоопределение к деятельности       |     Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков.    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.   |    Положение кислорода и серы в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.     Создание проблемной ситуации   Продолжая рассматривать вместе с учащимися особенности строения атомов элементов-халькогенов, точнее, электронное строение их внешнего энергетического уровня, составляем общую формулу: ns2np4   При далее :               Постановка учебной проблемы   Почему, в отличие от остальных представителей подгруппы, кислород не может проявлять валентность, равную ᴠɪ?        Доказательство и применение найденного решения   Задание. Приведите примеры соединений рассмотренных элементов с наиболее характерными степенями окисления.        Строение простых веществ. Аллотропия.          Создание проблемной ситуации   Задание: сравните два вещества кислород и озон ( состав, физические и химические свойства, получение).        Постановка учебной проблемы   Как вы думаете, чем по отношению друг к другу и к химическому элементу кислороду являются данные простые вещества: кислород и озон?        Поскольку у учащихся нет необходимых опорных знаний, объясняю сущность явления, признаки которого ученики обнаружили на уроке. Формирую представление об аллотропии и аллотропных модификациях. Отмечаю обязательное условие, позволяющее говорить о каких-либо веществах как об аллотропных модификациях одного элемента (возможность превращения этих веществ друг в друга).        Доказательство и применение найденного решения       Рассказываю о том, что элементам подгруппы кислорода свойственна аллотропия: сера образует кристаллическую и пластическую модификации, селен- серую и красную модификации ( серый и красный селен).   |                                        Учащиеся ставят цель урока.              |    Строение атома кислорода   |     Строение атома серы   |     |    O+8)2)6   1s22s22p4   P - элемент   |     S+16)2)8)6   1s22s22p63s23p4   P - элемент   |                                             Учащиеся выявляют факт, требующий теоретического обоснования.        Учащиеся выдвигают гипотезу: в 8 классе они знакомились с семейством галогенов. Им помогают знания о том, что фтор в отличие от других галогенов, не проявляет высшей валентности, равной ᴠɪɪ. Опираясь на эти знания, они отвечаю на поставленный вопрос.                               Учащиеся заполняют таблицу: сравнение свойств кислорода и озона.   |          Видеофрагмент CD «Подгруппа кислорода»                                                                                                                                                                                                                                    http://fcior.edu.ru/card/5202/himicheskie-svoystva-i-primenenie-kisloroda.html   |     3-4   |  
  |    4   |     Работа по теме урока   а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала   |     Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации   регулятивные – планирование, прогнозирование.        |                         |     Работа с учебником ( работа в группах)   Составление опорной схемы по теме урока             |                    |     7   |  
  |         |     б) Первичная проверка понимания   |     Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,     коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.        |     Составьте электронную формулу для элемента селена.     Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга.     Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи.   Сравните результаты записей с контрольными.        |     Работа в группах.                              Проверка выполненной работы.        |                                        |          10             |  
  |    5   |     Первичное закрепление   |     Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.        |     Игра в «Крестики- нолики»     Сравните свои результаты с контрольными   |     Работа в парах        Проверка выполненной работы        |                    |          5             |  
  |    6   |     Рефлексия   |     Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.   |     Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс — атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов.   Красный жетон — протоны — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый — нейтроны — по данной теме у меня остались вопросы.   Желтый — электроны — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.   Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?        |     Индивидуальная работа.   |          |          2-3        |  
  |    7   |     Подведение итогов урока   |     Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.   Познавательные –рефлексия.     Личностные – смыслообразование, целеполагание.   |     Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?   Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са?   Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?   В чем заключается причина сходства элементов, находящихся в одной группе?          |     Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.   Выполнение задания        Выводы     |                         |     4-5   |  
  |    8.     |     Домашнее задание     |          |     Изучить текст учебника  §7-8, упр.1-3 с 31   |     Подготовить презентацию или сообщение «Что такое озоновый слой и какое значение он имеет для жизни на земле?»   |               |     2   |