Учитель Дьячук Е.Ю. учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Оха Сахалинская область
Предмет | химия | Класс | 9 |
Тема урока | «Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода» |
Тип урока | Урок "открытия нового знания" |
Цели | |
УМК | Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Использовать умение составлять электронные формулы атомов элементов кислорода и серы; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания; наблюдать демонстрируемые опыты; делать выводы и умозаключения из наблюдений. грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; | -регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; -познавательные: прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;;выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды; -коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; | проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Аллотропия, аллотропные модификации |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
учителя | учащихся |
1 | Оргмомент | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | | | | |
2 | Актуализация знаний. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования | из каких частей состоит атом любого химического элемента? От чего зависит величина положительного заряда ядра атома и как определить ее по таблице Д.И.Менделеева? Количество каких частиц в атоме определяет значение заряда ядра атома? В какой части атомного пространства располагаются электроны? Как по таблице Д. И. Менделеева определить количество внешних электронов в атомах элементов главных подгрупп? | Отвечают на вопросы Выставляют оценку готовности к уроку. | Электронная периодическая таблица Д.И. Менделеева | 10 |
3 | Самоопределение к деятельности | Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Положение кислорода и серы в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Создание проблемной ситуации Продолжая рассматривать вместе с учащимися особенности строения атомов элементов-халькогенов, точнее, электронное строение их внешнего энергетического уровня, составляем общую формулу: ns2np4 При далее : Постановка учебной проблемы Почему, в отличие от остальных представителей подгруппы, кислород не может проявлять валентность, равную ᴠɪ? Доказательство и применение найденного решения Задание. Приведите примеры соединений рассмотренных элементов с наиболее характерными степенями окисления. Строение простых веществ. Аллотропия. Создание проблемной ситуации Задание: сравните два вещества кислород и озон ( состав, физические и химические свойства, получение). Постановка учебной проблемы Как вы думаете, чем по отношению друг к другу и к химическому элементу кислороду являются данные простые вещества: кислород и озон? Поскольку у учащихся нет необходимых опорных знаний, объясняю сущность явления, признаки которого ученики обнаружили на уроке. Формирую представление об аллотропии и аллотропных модификациях. Отмечаю обязательное условие, позволяющее говорить о каких-либо веществах как об аллотропных модификациях одного элемента (возможность превращения этих веществ друг в друга). Доказательство и применение найденного решения Рассказываю о том, что элементам подгруппы кислорода свойственна аллотропия: сера образует кристаллическую и пластическую модификации, селен- серую и красную модификации ( серый и красный селен). | Учащиеся ставят цель урока. Строение атома кислорода | Строение атома серы | O+8)2)6 1s22s22p4 P - элемент | S+16)2)8)6 1s22s22p63s23p4 P - элемент | Учащиеся выявляют факт, требующий теоретического обоснования. Учащиеся выдвигают гипотезу: в 8 классе они знакомились с семейством галогенов. Им помогают знания о том, что фтор в отличие от других галогенов, не проявляет высшей валентности, равной ᴠɪɪ. Опираясь на эти знания, они отвечаю на поставленный вопрос. Учащиеся заполняют таблицу: сравнение свойств кислорода и озона. | Видеофрагмент CD «Подгруппа кислорода» http://fcior.edu.ru/card/5202/himicheskie-svoystva-i-primenenie-kisloroda.html | 3-4 |
4 | Работа по теме урока а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные – планирование, прогнозирование. | | Работа с учебником ( работа в группах) Составление опорной схемы по теме урока | | 7 |
| б) Первичная проверка понимания | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. | Составьте электронную формулу для элемента селена. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. Сравните результаты записей с контрольными. | Работа в группах. Проверка выполненной работы. | | 10 |
5 | Первичное закрепление | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. | Игра в «Крестики- нолики» Сравните свои результаты с контрольными | Работа в парах Проверка выполненной работы | | 5 |
6 | Рефлексия | Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение. | Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс — атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов. Красный жетон — протоны — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый — нейтроны — по данной теме у меня остались вопросы. Желтый — электроны — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь. Покажите, насколько вы достигли поставленную цель? | Индивидуальная работа. | | 2-3 |
7 | Подведение итогов урока | Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание. | Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са? Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула? В чем заключается причина сходства элементов, находящихся в одной группе? | Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности. Выполнение задания Выводы | | 4-5 |
8. | Домашнее задание | | Изучить текст учебника §7-8, упр.1-3 с 31 | Подготовить презентацию или сообщение «Что такое озоновый слой и какое значение он имеет для жизни на земле?» | | 2 |