Просмотр содержимого документа
«План проведения интегрированного урока «Общая характеристика металлов. Строение и свойства металлов»»
Тема урока: «Общая характеристика металлов. Строение и свойства металлов»
Дисциплины: химия, материаловедение
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний и умений студентов о металлах.
Задачи:
- Повторить, обобщить, систематизировать знания студентов о характерных свойствах металлов, исходя из строения атомов, об особенностях строения простых веществ. Формировать «технический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.-Воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели. Проводить рефлексию собственной деятельности. - Развивать у студентов способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать коммуникативную компетентность.
Компетенции, на формирование которых направлен урок:
Тип урока: ЗОСЗ (занятие обобщения и систематизации знаний).
МПС: география «Природные сырьевые ресурсы РК», информатика «Использование программ «АсtivInspire», «Pinnacle Studio 15», «Hot Potatoes», «GIF Animator»», охрана труда «Промышленная экология и защита окружающей среды», спецтехнология «Сварка сталей и чугунов», производственное обучение «Сварка сталей и чугунов», общая биология «Биологическая роль металлов», казахский язык «Термины химических элементов», русский язык «Дальнейшее обогащение словарного запаса химической и технической терминологией».
Комплексное учебно-методическое обеспечение: интерактивная доска, флипчарт «Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Строение и свойства металлов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, лист оценки знаний, буклет «Свойства черных и цветных металлов», раздаточный дидактический материал, видеоматериал.
Ожидаемые результаты:
Студенты должны знать: - строение, свойства, применение металлов; - характеристику металлов главных и побочных подгрупп; Студенты должны уметь: - составлять схемы строения атомов; -давать характеристику металлов, исходя из положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строения атомов; -объяснять физические, химические, механические и технологические свойства; - наблюдать, анализировать, делать выводы. Студенты должны проявлять: - повышенный интерес к химическим и профессиональным знаниям; - готовность и способность освоить и применять основные методы научного познания; - коммуникативные умения работать в паре, в составе коллектива группы; - готовность применять знания в профессиональной деятельности.
Структура проведения урока:
Мобилизующее начало урока Постановка цели и задач урока. Знакомство структурой урока. (5 мин).
Актуализация, коррекция и обобщение отдельных фактов, событий и явлений. Блеф-игра «Верите ли Вы?» (15 мин)
Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний (30 мин).
Закрепление знаний (20 мин).
Подведение итогов урока (6 мин).
Обобщение и систематизация знаний. Оценивание знаний.
Рефлексия (2 мин).
Домашнее задание (2 мин).
Ход проведения урока:
Мобилизующее начало урока.
Постановка цели и задач урока.
Древнегреческий оратор Цицерон считал, что правильно поставленная речь содержит ответы на 7 вопросов: Что? Где? Когда? Зачем? Как? Чем? Почему? Так их теперь и называют – «алгоритм Цицерона». А для того, чтобы ваша речь всегда звучала правильно, работу над новой темой мы начнем с постановки задач по принципу «алгоритма Цицерона».
Знакомство со структурой урока. Заполнение листов учета знаний.
Актуализация, коррекция и обобщение отдельных фактов, событий и явлений.
Блеф-игра: «Верите ли Вы, что …»
Примечание: Выберите верные утверждения. Утверждения открываются при выборе анимационной цифры, правильные ответы спрятаны за картинкой.
1.Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
2.В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
3.Простые вещества-неметаллы имеют общие физические свойства.
4.У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 1-3 электрона.
Правильные ответы: Да – 2, 4. Нет – 1, 3.
Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний. 1.Просмотр и обсуждение презентации «Металлы», выполненной на сайте Prezi.com. 2. Задание «Простые вещества». Примечание: Соедините простые вещества металлы и неметаллы с химическими формулами. Для этого выберите Инструмент - Соединители, размер стрелки, цвет красный - для металлов, синий цвет - для неметаллов. Названия можно проверить, отодвинув рисунки.
3. Задание «Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева». Задание: Распределите химические элементы по контейнерам.
4. Задание «Важные свойства».
Примечание: Назовите свойства металлов, выберите Инструмент - произвольного выбора и вытяните рисунки из анимации сварщика, подставив к соответствующему свойству.
5. Задание «Строение атомов».
Примечание: Найдите в периодической системе элементы, заряды ядер атомов которых соответственно равны. Назовите эти элементы. Правильные ответы находятся за сундучком.
6. Задание «Волшебная шляпа». Примечание: Даны электронные формулы. Назовите и напишите символы соответствующих химических элементов, выбрав Инструмент - перо. Чтобы проверить задание, выберите волшебную шляпу.
7. Задание «Страна чудес». Примечание: Выберите номер вопроса, используя Инструмент – кости, число костей - 2 и вытяните мышью на страницу маркером номер вопроса. Правильный ответ выберите, кликнув ЛКМ по соответствующему свойству.
8. Задание «Провинция формул». Примечание: Назовите формулы предложенных веществ, в виде которых металлы встречаются в природе. Ответы можно проверить, переместив формулу к синему прямоугольнику.
9. Задание «Волшебный переводчик». Задание: Напишите химические символы элементов, названия элементов на русском и казахском языках, выбрав инструмент пера, и сотрите ластиком для проверки.
10.Задание «Компетентный сварщик». Выберите химические элементы, которые используются для изготовления сварочного оборудования. Химические элементы спрятаны в сейфе.
11. Задание «Полезные ископаемые РК». Выберите условный знак полезного ископаемого, металла или руды, поставьте на карте в соответствующей области, где его добывают, выбрав Инструмент произвольного выбора. Затем проверьте, отодвинув карту.
12. Анимационная пауза «Удивительный мир металлов».
Закрепление знаний. Задание «Реставрация».
Задание разработано при помощи программы Hot Potatoes.
Заполните пробелы, затем нажмите кнопку «Проверить», чтобы проверить ваши ответы.
Начало формы
Элементы по внешним признакам делятся на и неметаллы. Металлы располагаются в ПСХЭ Д.И. Менделеева в подгруппах I - III групп, а также во всех подгруппах, образуют семейства s- и d-элементов и частично p-элементов. У металлов на наружном энергетическом уровне находятся от до электронов. Простые вещества - металлы - образуют кристаллические решетки, в которых атомы связаны [?] связью. Это обусловливает появление у металлов общих свойств: металлического блеска, электро- и теплопроводности, ковкости. Все металлы хорошо проводят ток; это обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных , перемещающихся под действием электрического поля.
Восстановите правильную последовательность. Заполните пробелы, затем нажмите кнопку «Проверить», чтобы проверить ваши ответы.
Критерии оценок для студентов, выполняющих задание с помощью дидактического материала: «5» - 26-27 баллов, «4» - 20-25 баллов, «3» - 14-19 баллов.
Модельный ответ: Элементы по внешним признакам делятся на металлы и неметаллы. Металлы располагаются в ПСХЭ Д.И. Менделеева в главных подгруппах I - III групп, а также во всех побочных подгруппах, образуют семейства s- и d-элементов и частично p-элементов. У металлов на наружном энергетическом уровне находятся от 1 до 3 электронов. Простые вещества - металлы - образуют металлические кристаллические решетки, в которых атомы связаны металлической связью. Это обусловливает появление у металлов общих физических свойств: металлического блеска, электро- и теплопроводности, ковкости.
Все металлы хорошо проводят электрический ток; это обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля.
Подведение итогов урока. Обобщение и систематизация знаний.
Выводы по уроку. Вернуться к «алгоритму Цицерона».
Оценивание знаний. Заполнениелистов учета знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание.
по химии - Темирбулатова А. и др. Химия 11 кл., § 5.1, 5.2, 5.3.
по спецдисциплинам – «Сварка и резка металлов», Д.К.Сарсенбаева, § 1, 4, с.7-14; §7-9, с.17-35.