План - конспект урока по химии 8 класс "Круговорот кислорода в природе"
План - конспект урока по химии 8 класс "Круговорот кислорода в природе"
Тема: Круговорот кислорода в природе. Урок формирования закрепления знаний. Цель урока: познакомить учащихся с круговоротом кислорода в природе и с областями применения кислорода. Задачи урока: образовательная - обеспечить в ходе урока усвоение учащимися следующих понятий: круговорот кислорода, применение кислорода; развивающая - развивать умение учащихся записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты, уметь работать самостоятельно и в коллективе; воспитательная - воспитывать культуру умственного труда, аккуратность, интерес к учёбе. На уроке используются методы: словесный, иллюстративно-наглядный, самостоятельная работа, работа с учебником. Формы: индивидуальная, фронтальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по химии 8 класс "Круговорот кислорода в природе"»
Акмолинская область
Бурабайский район
Николаевская СШ
Подготовила учитель биологии и химии Кононец О.В.
Тема: Круговорот кислорода в природе.
Тип урока: урок формирования закрепления знаний.
Цель: Познакомить учащихся с круговоротом кислорода в природе, а также с основными областями применения кислорода.
Задачи:
образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение учащимися следующих понятий: круговорот кислорода в природе, применение кислорода.
развивающая: развивать умение учащихся записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты, давать названия оксидам, решать задачи; умение работать самостоятельно и в коллективе.
воспитательная: воспитывать у учащихся навыки умения слушать, общаться; воспитывать культуру умственного труда, аккуратность, интерес к учёбе.
Методы: словесный, иллюстративно – наглядный, самостоятельная работа с учебником, тренажерной картой.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методическое обеспечение урока: учебник «Химия» 8 класс Н.Н. Нурахметов,
методическое руководство «Химия» 8 класс Н.Н. Нурахметов, «Круговорот
некоторых веществ», периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева.
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Закрепление
Рефлексия
Домашнее задание. Инструктаж к нему.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие класса.
Цель урока: Итак, мы продолжаем изучать главу «Кислород. Оксиды. Горения». И сегодня на уроке мы познакомимся с круговоротом кислорода в природе и с областями применения кислорода.
Открываем тетради, записываем число и тему урока. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте сначала вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках.
Относительная молекулярная масса кислорода равна? (32)
6. Назовите физические свойства кислорода? (бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха).
Где хранят газообразный кислород? (в термостате в сосуде Дьюара, в стальных баллонах голубого цвета).
С чем может взаимодействовать кислород? (с металлами и неметаллами).
Дайте определение, что такое «оксид»? (Оксид - это бинарное соединение, состоящее из двух элементов, одним из которых является кислород).
10. Что такое катализатор? (вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами не участвуют в ней и остаются без изменения).
«Разминка» по формулам. На карточке даны формулы, ваша задача произнести формулу и дать названия оксидам.
NaNО3, CО2, Na3PО4, P2О5, CaCО3, KNО3, Na2О, ВаО.
Самостоятельная работа по «Тренажерной карте»
Задание: из перечисленных соединений, выписать формулы оксидов и дать им названия (см. приложение № 1)
Варианты правильных ответов:
I-в II-в III-в IV-в
СuO Na2O CO2 Н2O
N2O5 Ag2O Na2O ZnO
МgO Al2O3 Н2O Р2О5
Р2О5 Н2O Fe2O3 Cu2O
ZnO N2O5 CaO Au2O
Ответы написаны на доске, поменялись тетрадями и проверяем на «5» - 5, «4» -4, «3» - 3 правильных ответа.
III.Изучение нового материала
Ребята, а для чего нам нужен кислород? (для дыхания).
Кто выделяет кислород, которым мы дышим? (растения).
Следовательно, кислород играет важную роль в природе. При участии кислорода совершается один из жизненных важнейших процессов - дыхание.
1. Кислород обладает и разрушающим действием: с его участием происходит окисление металлов с образованием ржавчины, гниение растительных и животных остатков, горение металла. Некоторые процессы проходят медленно, другие очень быстро.
В природе круговорот кислорода происходит постоянно, поэтому его запасы все время восстанавливаются.
Как вы знаете, кислород как химический элемент входит в состав многих природных соединений. Основная масса кислорода содержится в земной коре, где он связан с Si и А1.
? Сколько процентов составляет кислород в виде химических соединений с другими элементами? (49,13%)
В начале возникновения Земли в земной атмосфере кислорода практически не было. Затем произошло следующее. Глубинные горные породы в процессе многовекового выветривания оказываются на поверхности, где получают запас энергии, исходящий от Солнца на Землю. Эта энергия расходуется на образование горных пород, содержащих кислород, и останется там как
внутренняя энергия образовавшихся соединений. Этот процесс, циклически меняясь, играет большую роль в обмене энергии между слоями литосферы. При изменениях в недрах Земли частично образуются С02 и Н20.
В природе существует лишь одна реакция, в результате которой выделяется молекулярный кислород из его соединений - это фотосинтез.
Как вы уже знаете из курса биологии, что листья растений на свету с помощью хлорофилла осуществляют процесс питания. При этом из Н2О и СО2 синтезируется глюкоза и образуется кислород.
Процесс фотосинтеза:
свет
6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2
углекислый вода хлорофилл глюкоза кислород
газ
Такой процесс происходит и в морских водорослях. Растительный мир ежегодно возвращает в атмосферу около 400 миллиардов тонн кислорода. Выделенный в атмосферу кислород, в свою очередь, окисляет элементы на поверхности Земли. Следовательно, эти соединения образуют зоны земной коры.
Т.О. в атмосфере и гидросфере осуществляется круговорот кислорода. В итоге сохраняется содержание кислорода в атмосфере Земли.
Как настроение? А сейчас мы немножко отдохнем. (муз. сопровождение)
Физминутка: выровняли спинки, опустили руки, подняли голову, нарисуйте на потолке глазками фигурку и крепко зажмурились.
2. Итак, мы продолжаем и сейчас самостоятельная работа с учебником. На стр. 66-67 выписать в тетрадь применение кислорода в виде схемы.
Применение кислорода
в медицине (облегчает в авиации для для дыхания лётчиков,
затруднённое дыхание работы двигателей космонавтов.
больного)
в химическом
производстве
О2 в металлургии
для горения топлива
для резки металлов
на взрывных работах для сварки металлов
IV. Закрепление
Выполните самостоятельно в тетрадях следующие задания, а затем проверим у доски.
Составьте формулы следующих оксидов:
оксид железа (II)
оксид серы (IV)
оксид водорода
оксид меди (II)
Закончите уравнения следующих реакций:
С + О2 →
Мg + О2→
Ва + О2→
С2Н6 + О2 →
Вычислите массовую долю каждого элемента в соединении NO2
Ответ:W(N)=30%; W(O)=70%.
V. Рефлексия
1. Какую роль играет кислород в жизни живых организмов?
2. Как называется процесс, в результате, которого выделяется молекулярный кислород? (п. фотосинтеза).
3. Назовите полезные и разрушительные свойства кислорода? (процесс гниения, окисление, горение).