kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План открытого урока по химии «Ацетилен»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

План открытого урока по химии

«Ацетилен»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по химии «Ацетилен»»

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»

















План открытого урока по химии

«Ацетилен»



Класс: 10



Учитель: Абдулгамидова А. А.




























Тип урока: Урок совершенствования знаний и изучения нового материала (комбинированный)



Технология: На уроке используется технология проблемного обучения. Постановка проблем, проблемных вопросов, проблемных ситуаций стимулирует поиск недостающих знаний, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует их развитию. Создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Взаимоотношения с классом строит так, чтобы ученики могли проявлять инициативу, высказывать свои предположения, даже если они вызывают сомнения.



Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая.



Методы: проблемно – поисковый, исследовательский.



Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска SMART BOARD, модели молекул Стюарта-Бриглеба (где атомы представлены в виде усеченных сфер с учетом атомных радиусов (в масштабе0,1 нм = 1,5 см).). Урок сопровождается презентациями в программах SMART Notebook 10 и Power Point,а также применением модулей с сайта Коллекция ФЦИОР



Цели урока: Изучить химические свойства ацетилена с опорой на его применение в народном хозяйстве, электронное и пространственное строение его молекулы.

Закрепить умение выводить формулу органического вещества по массе элементов. Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией и номенклатурой алкинов. (слайд №1 Power Point)

Задачи урока:

- образовательная – закрепление понятия непредельные углеводороды, изучение свойств и применения ацетилена.

- развивающая – формирование навыков работы с компьютером и мультимедийным проектором, в процессе урока акцент на работу критического мышления обучающихся.

- воспитательная – положительная мотивация к обучению через информационную среду Интернет пространства.







План урока:

№ п\п

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

№ слайда презентации

Время реализации

(минут)

1.

Организационный момент: приветствие, цели урока, постановки краткого плана урока.


1 Power Point

3


2

Опрос домашнего задания


5

3

Формулирование темы урока

2-3 Power Point

3

4

Объяснение нового материала.

4-10 Power Point

10

5

Составление шаростержневой модели ацетилена

1 SMART Notebook 10

5

6

Закрепление и обобщение нового материала.

2 SMART Notebook 10

11 Power Point

5

7

Домашнее задание

12 Power Point

4

8

Подведение итогов урока


3

9

Резерв времени


2





Ход урока:

  1. Опрос домашнего задания



1 .Учащийся представляет свою презентацию по теме «Натуральный и синтетический каучуки».

2. В это время другой учащийся решает у доски задачу на определение формулы вещества:

Задача: Относительная плотность паров углеводорода по азоту равна 4. При сжигании 11,2г этого соединения образовалось 35,2г оксида углерода (IV) и 14,4г воды. Установите молекулярную формулу этого соединения.

3. Учитель проверяет выполнение письменного домашнего задания в рабочих тетрадях трёх учащихся.

2.Основная часть



Загадка: Горит с образованием воды и углекислого газа, но не алкан; обесцвечивает бромную воду, но не алкен; подчиняется общей формуле С n Н 2n-2 , но не алкадиен. Подсказка – содержит два атома углерода.

Учащиеся отгадывают загадку.

- горит с образованием воды и углекислого газа – УГЛЕВОДОРОД

- обесцвечивает бромную воду -- НЕПРЕДЕЛЬНЫЙ

- подчиняется общей формуле CnH2n-2 и содержит два атома углерода

Ответ: СН ≡ СН или С2Н2 (слайд №2 Power Point)

Название этому веществу дал в 1860 году французский химик Марселен Бертло. Ацетилен. И это - тема нашего урока. (слайд №3 Power Point)

Напоминаю учащимся о том, что мы продолжаем изучать раздел органической химии «Углеводороды »

Применение ацетилена и его химические свойства

Методически оправданным приёмом при ознакомлении учащихся с химическими свойствами ацетилена может быть демонстрация его свойств в связи с применением в народном хозяйстве.

1.Ацетилен применяют для получения хлорвинила, который используют для получения полихлорвинила.

Поливинилхлорид (ПВХ, полихлорвинил — бесцветная, прозрачная пластмасса, термопластичный полимер винилхлорида.

Из поливинилхлорида получают пластмассу, искусственную кожу, клеёнку(слайд №4 Power Point).

2.Ацетилен является сырьём для производства ацетальдегида, из которого затем получают этиловый спирт, уксусную кислоту, пластмассы.  Катализаторы — обычно соли ртути (Hg2+). Реакция открыта русским химиком М. Г. Кучеровым в 1881 году (слайд №5 Power Point).

3.Полимеризация

Тримеризация ацетилена над активированным углем приводит к образованию бензола (реакция Зелинского) (слайд №6 Power Point):

Димеризацией ацетилена в присутствии солей одновалентой меди и хлорида аммония в водной среде в промышленности получают винилацетилен:  (слайд №7 Power Point)

4. При горении ацетилена в токе кислорода развивается очень высокая температура (около3000 град.), поэтому кислородно - ацетиленовое пламя используют для автогенной сварки и резки металлов.

2СН ≡ СН + 5О→ 4СО2 + 2Н2О

(слайд №8 Power Point)

5. Из ацетилена получают ацетиленид меди, который применяют в качестве катализаторов в органическом синтезе.

СН ≡ СН + 2CuCI → CuC ≡ CCu ↓ + 2HCI Ацетиленид меди(I) — красно-коричневые, иногда черные кристаллы. В сухом виде кристаллы детонируют при ударе или нагреве. При детонации в отсутствие кислорода не образуется газообразных веществ. Применяется как катализатор в органическом синтезе (слайд №9 Power Point).

Получение ацетилена Итак, сама жизнь поставила перед химиками задачу получения в больших количествах дешевого и доступного ацетилена. Карбидный и метановый способы получения ацетилена - это усовершенствованные методы Дэви и Бертло. Карбидный способ

основан на взаимодействии карбида кальция с водой: (модуль N 131988)

СаС2 + 2 Н2О ¾® С2Н2 + Са(ОН)2

карбид кальция ацетилен

В промышленности карбид кальция получают сплавлением оксида кальция (негашеной извести) с коксом (углеродом):

to

СаО + 3 С ¾® СаС2 + СО

В промышленном масштабе ацетилен получают метановым методом: пропусканием газообразного метана в специальных реакторах через зону с высокой (1500оС) температурой:

to

2 СН4 ¾® С2Н2 + 3 Н2

Строение молекулы ацетилена

Методический приём. Строение молекулы вещества изучается после того, как учащиеся узнали о его химических свойствах. Тогда урок-лекция превращается в урок- диспут, урок-исследование. На основании химических свойств учащиеся делают предположения о причинах такого поведения вещества. Несомненно, учащиеся не могут ответить на все вопросы. В теме «Ацетилен» это вопрос о причинах вступлении ацетилена в реакции замещения.

Мы рассмотрели особенности химического поведения ацетилена. А чем эти особенности определяются? Конечно же, его строением.

Чтобы понять строение молекулы ацетилена, схематически покажем, как она образуется из двух молекул метана:

Ка к видите, два атома углерода в молекуле ацетилена связаны тремя химическими связями. Иначе говорят, что между атомами углерода имеется тройная связь.

(слайд №10 Power Point)



Чтобы закрепить знания о строении молекулы ацетилена, ученики поочередно у интерактивной доски составляют

  • шаростержневые модели углеводородов (слайд №1 SMART Notebook 10).

  • Гомологический ряд алкинов (Модуль N 131972)

Бертло первым высказал предположение о том, что ацетилен, подобно метану и этилену, является родоначальником гомологического ряда ацетиленовых углеводородов

3.Закрепление изученного материала

Методически оправданным приёмом при закреплении нового материала является вопрос к изученной теме. Например, заранее оговаривается, что учащиеся сначала озвучивают пять вопросов по новой теме, на которые они уже могут ответить сами, а затем задают учителю три вопроса, на которые ещё не получили ответа.

К каким углеводородам относятся алкины?

Какая особенность в строении алкинов?

Какая общая формула соединений алкинов?

Каковы их химические свойства?

Где применяют ацетилен?

(слайд №2 SMART Notebook 10)

Алкины – ациклические углеводороды, содержащие в молекуле, помимо одинарных связей, одну тройную связь между атомами углерода, и соответствующие общей формуле Сn Н2n-2 (слайд №11 Power Point)

Урок заканчивается тем, что учащиеся, исходя из строения ацетилена, высказывают свои предположения о других химических свойствах, которые есть у этого вещества.

4.Домашнее задание: (слайд №12 Power Point)



1. Составить авторский опорный конспект по новому материалу (§ 6 )

2. По желанию подготовить дома презентацию с дополнительным материалом по изученной теме.

3. Если дома есть выход в Интернет, найти дополнительные сведения о применении ацетилена (адреса некоторых сайтов на экране)

Завершение урока: Учитель благодарит учащихся за урок, отмечает работу наиболее активных учащихся, выставляет им оценки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
План открытого урока по химии «Ацетилен»

Автор: Абдуллаева Асият Алиевна

Дата: 18.04.2021

Номер свидетельства: 578436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства