Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: «уравнения химических реакций».»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
1.Образоватетельные:1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.
2.Развивающие:1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.
3.Воспитывающие:1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.
ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.
ХОД УРОКА.
1.Организация начала урока (2 мин.).
Тема сегодняшнего урока: «Уравнения химических реакций».
Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.
2.Проверка домашнего задания(5 мин.).
Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?
Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
А какие явления называются химическими?
Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.
Какие признаки химических реакций вы знаете?
Изменение окраски
Появление запаха
Образование осадка
Растворение осадка
Выделение газа
Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.
3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).
Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.
Опыт 1.Горение магния.
Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.
Магний + кислород → оксид магния
Исходные вещества продукт реакции
Mg+O2 → MgO
Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части — продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).
Опыт 2. Получение углекислого газа
В пробирку положим кусочек мела, нальем 1—2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?
Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:
карбонат кальция + соляная кислота →
исходные вещества
СаСО3+ HCl→
хлорид кальция + вода +углекислый газ
продукты реакции
СаСl2 + Н2О + СО2↑
4.Усвоение нового материала (10-15мин).
Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.
Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.
Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).
Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.
Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.
Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:
1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции
А1 + О2→ А12О3
А1-1 атом А1-2 атома
О-2 атома 0-3 атома
2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше
О-2 атома слева
О-3 атома справа
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения
НОК = 6
4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения
6:2 = 3
Аl + ЗО2→Аl2О3
5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения
6:3 = 2
А1 + ЗО2→2А12О3
6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.
А1 + ЗО2→2А12О3
А1 — 1 атом А1 — 4 атома
НОК = 4
4:1=4 4:4=1
4А1 + ЗО2→2А12О3
5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин
Задание 1
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):
Fe2O3 + А1 → А12О3 + Fe;
Mg + N2 → Mg3N2;
Al + S → A12S3;
A1 + С→A14C3;
Al + Cr203 →Cr + A12O3;
Ca + P→Ca3P2;
С + H2→CH4;
Ca + С→СаС2;
Fe + O2→Fe3O4;
Si + Mg→Mg2Si;
Na + S→Na2S;
CaO + С→CaC2 + CO;
Ca + N2 →Ca3N2;
Si + C12 →SiCl4;
Ag + S→Ag2S;
Задание 2
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):
Н2 + С12 → НС1;
N2+ O2→NO;
СО2+ С →СО;
HI → Н2 + 12;
Mg + НС1 → MgCl2 + Н2;
FeS + НС1 → FeCl2 + H2S;
Zn+ HC1 → ZnCl2 + H2;
Br2+ KI→KBr+ I2;
Si + HF(r) → SiF4 + H2;
HCl+Na2C03 →C02+H2O+ NaCl;
KC1O3 + S→KC1+ SO2;
C12+ KBr →KC1 + Br2;
SiO2 + С → Si + CO;
SiO2 + С → SiC + CO;
Mg + SiO2 → Mg2Si + MgO
Mg2Si + HC1 →MgCl2 + SiH4
6.Подведение итогов(2 мин.).
Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.
Что такое уравнение химической реакции?
Что записывают в правой части уравнения? А в левой?
Что означает знак «+» в уравнении?
Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?