Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по химии в 9 классе "Химические свойства металлов"»
КОНСПЕКТ УРОКА
9 КЛАСС
ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ
урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением
Цели:
обеспечить восприятие и осмысление учащимися основных понятий темы «металл как элемент» и «металл как простое вещество»;
подвести учащихся к осознанию практической значимости металлов в жизни человека;
создать условия для развития умения осознанно работать с источниками информации и с химическими терминами.
Задачи:
обучающая: создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе, основных способах получения и значимости металлов в жизни человека;
развивающая: способность развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией;
воспитывающая: содействовать формированию представлений и причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.
Тип урока: семинар приобретения новых знаний.
Девиз урока: «Металлы – основа цивилизации».
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, способы получения металлов, уметь давать общую характеристику металлов по их положению в периодической системе и строению атомов, объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки, доказывать химические свойства металлов, записывая уравнения химических реакций в молекулярном т окислительно-восстановительном виде.
Материалы и оборудование: таблицы «Виды химической связи», «Получение металлов»; коллекции металлов и сплавов; магний, цинк, алюминий, медь, железный гвоздь, медная проволока, растворы соляной кислоты, медного купороса, хлориды железа (III).
Ход урока
Вводная часть: мотивация и целеполагание
Учитель: Сегодня вы приступаете к изучению нового раздела неорганической химии – химия металлов. На уроке-семинаре вы постараетесь сами, без помощи учителя, изучить первую тему раздела «Общие свойства металлов».
В конце занятия мы попробуем доказать утверждение, которое я выбрала в качестве эпиграфа к занятию: «Металлы- основа цивилизации». Основной целью урока является приобретение вами знаний по изучаемой теме, применение полученных знаний в дальнейшем в своем образовании на уроках химии, других смежных дисциплинах, в быту, а также для будущей профессиональной деятельности.
Познакомьтесь с планируемыми результатами обучения, то есть с тем, что вы должны знать и уметь по окончании изучения раздела.
Учащиеся читают записи на доске.
Учитель: С древних времен по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), Луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Сu). Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», - и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются эти металлы.
Я хочу предложить вашему вниманию презентацию, которая называется так же, как звучит девиз нашего урока: «Металлы- основа цивилизации». Посмотрев презентацию, постарайтесь доказать, что металлы являются основой цивилизации, взяв за основу выше перечисленные металлы.
Показ компьютерной презентации.
Операционно-исполнительная часть
Учитель: Переходим к основной части нашего урока. Попробуйте выделить ряд вопросов, которые надо сегодня изучить на уроке. Для этого еще раз прочитайте планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны выделить следующие вопросы: положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, физические свойства и металлическая химическая связь, химические свойства, нахождение в природе и получение. Класс делится на 5 групп, каждая получает задание и работает по нему в течение 10 – 15 минут.
Учащиеся работают по учебнику и дополнительным источникам.
Самостоятельная работа учащихся в группах
Группа № 1.
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов металлов.
Как располагаются металлы в периодической системе Д.И. Менделеева? Почему?
Чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов?
Постройте графические схемы и электронные формулы атомов лития, магния и алюминия, укажите проявляемую валентность, степень окисления и окислительно-восстановительную способность атомов этих элементов.
Группа № 2.
Физические свойства металлов и металлическая связь.
Какова сущность металлической связи?
Чем отличаются по строению и свойствам кристаллические решетки металлов от ионных и атомных?
Объясните физические свойства металлов, основываясь на представлениях о металлической связи (основные физические свойства выпишите на доске и схематично зарисуйте металлическую кристаллическую решетку).
Группа № 3.
Нахождение металлов в природе и основные способы их получения.
В виде каких соединений встречаются металлы в природе? Выпишите на доске формулы природных соединений калия, магния, хрома, цинка.
Как металл можно получить в чистом виде? Приведите соответствующие уравнения химических реакций 9уравнения реакций напишите на доске и укажите окислитель и восстановитель).
Группа № 4.
Химические свойства металлов.
Какую роль играют металлы в окислительно-восстановительных процессах?
Приведите примеры химических реакций взаимодействия металлов: а) с галогенами; б) с кислородом; в) с серой; г) с водой; д) с раствором кислоты; е) с солями. Уравнения реакций выпишите на доске и составьте к ним электронный баланс.
Какие сведения о химических свойствах металлов можно узнать из ряда напряжений металлов?
Группа № 5.
Химические свойства металлов (лабораторные опыты).
Просьба придерживаться инструкции!
Опыт № 1.
Взаимодействие металлов с растворами кислот.
К пробиркам с металлами магнием, цинком, алюминием и медью прилейте по 1 мл раствора соляной кислоты (HCl). Объясните происходящие процессы, используя знания о ряде напряжений металлов и о скорости химической реакции. Составьте уравнения происходящих реакций с учетом процессов отдачи и присоединения электронов, напишите на доске и в тетради.
Опыт № 2.
Взаимодействие металлов с растворами солей.
В пробирку с раствором сульфата меди (II) CuSO4 положите железный гвоздь, а с раствором сульфата железа (II) FeSO4 – медную проволоку. Через 5 минут опишите происходящее в обеих пробирках. Чем объяснить эти явления? Составьте уравнения химических реакций.
Меры предосторожности при работе с едкими веществами
При наливании кислоты будьте осторожны! Пробирку и склянку держите над столом.
Держите склянку так, чтобы этикетка была повернута к ладони.
Если Вы случайно прольете кислоту, обратитесь у учителю.
Оценочно-рефлексивный блок
В данной части урока в течение 10 – 15 минут идут обсуждение результатов работы в группах. От каждой группы выступают по 2 – 3 человека поочередно, 1 человек делает требуемые записи на доске. В процессе выступления очередной группы члены других групп задают вопросы и делают краткие записи в своих тетрадях. В каждой группе выбирается старший ученик из числа хорошо и отлично успевающих по предмету. Он в ходе совместной работы помогает находить требуемый материал по источникам информации, составлять уравнения реакций и предварительно оценивает работу каждого члена группы.
Учитель: давайте проанализируем вашу работу в группах.
Слово предоставляется каждому старшему каждой из 5 групп.
Учитель: Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке? Какие их этих вопросов вам показались наиболее трудными? Все ли планируемые результаты обучения нами достигнуты? Какую оценку вы бы поставили себе за участие в работе групп?
(Оценка показывается учащимися с помощью цветовых сигналов: «красный» - отлично, «синий» - хорошо, «зеленый» - удовлетворительно).
Учитель: поставьте эту оценку себе в тетрадь на полях. Чтобы увидеть, какие знания вы получили по теме «Общие свойства металлов», проведем тестирование.
Тестовый контроль знаний по теме:
«Общие свойства металлов»
Вариант 1
Из предложенных элементов к металлам относятся:
а) калий; б) марганец; в) гелий; г) углерод.
В образовании металлической связи принимают участие…
Более яркими металлическими свойствами обладает:
а) натрий; б) магний; в) алюминий.
4. Выберите наиболее тугоплавкий металл:
а) Al; б) Cu; в) W; г) Au.
5. Установите соответствие:
Металлы Реакции с серной кислотой
а) платина а) выделяется водород из разбавленной кислоты
б) алюминий б) не идет
в) медь в) взаимодействует с концентрированной кислотой при
нагревании
6. Из предложенных возможна реакция:
а) Mg + FeCl3 =
б) Cu + Al2(SO4)3 =
в) Hg + CuSO4 =
Вариант 2
Из предложенных элементов к металлам относятся:
а) хлор; б) алюминий; в) неон; г) ванадий.
В образовании металлической кристаллической решетки принимают участие…
Более яркими металлическими свойствами обладает:
а) литий; б) натрий; в) калий.
4. Выберите наиболее пластичный металл:
а) Al; б) Cu; в) W; г) Au.
5. Установите соответствие:
Металлы Реакции с серной кислотой
а) калий а) выделяется водород из разбавленной кислоты
б) золото б) не идет
в) ртуть в) взаимодействует с концентрированной кислотой
Учитель: Скажите, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы кзнали о металлах, их строении и свойствах? Могут ли пригодится приобретенные знания о металлах в вашей жизни? Почему же металлы называют основой цивилизации?