Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по химии в 8 классе "Закон сохранения массы веществ"»
План-конспект урока «Закон сохранения массы веществ»
Цель урока:Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ: материальным балансом химических уравнений.
Задачи.
Продолжить работу по составлению уравнений реакций, формул веществ, определению валентности.
Воспитывать чувство гордости за отечественного ученого М.В.Ломоносова.
Развитие монологической речи, навыков самоконтроля, самостоятельной работы.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: традиционный урок.
Методические приемы: рассказ, демонстрация опыта, сообщения учащихся.
Понятия:
химические уравнения;
материальный баланс химических уравнений;
масса вещества.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, карточки-задания, мультимидийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H2SO4 и раствор CaCI2 .
Ход урока
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания (у доски).
а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:
Na2CO3; Р205; А1203
б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия
2. Индивидуальные задания (карточки-задания)
а) Разделить приведенные явления на физические и химические: – процесс фотосинтеза, – горение угля. – ржавление гвоздя. – испарение воды, – сгибание гвоздя, – дробление сахара, – скисание молока, – таяние мороженного. – плавление парафиновой свечи.
б) Определить валентностьэлементов по формулам: NН3; С12О7; МпО2; СаС12
в) Рассчитайте молекулярные массы следующих веществ: NaNO3; А1СI3; КзРО4
Что собой представляет уравнение химической реакции?
(Условная запись химических процессов с помощью химических знаков и символов.)
III. Изучение новой темы.
1. Записываем уравнение реакции и анализируем масса реагентов и продуктов реакции.
2Са + О2 → 2СаО
2*40 + 16*2 = 2*(40 + 16)
2. Демонстрация закона сохранения массы веществ.
В одно колено прибора для иллюстрации закона сохранения массы веществ 3–5 мм раствора хлорида кальция, в другое раствор серной кислоты и определяем вес прибора с растворами. Затем переливаем несколько раз растворы из одного колена в другое и вторично взвешиваем.
Вывод: Масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образовавшихся
3. В этом и состоит закон сохранения массы веществ. Для нас, знающих, что в ходе химических процессов происходят только лишь изменения соединений атомов между собой при сохранении самих атомов, закон очевиден. Понятие атома в химии установилось лишь в первой половине 19 века. Ученые химики того времени, наблюдая и исследуя химические процессы, отмечали, что масса продуктов реакции отличается от массы исходных веществ. Над данной проблемой работал Р.Бойль (сжигал металлы в незапаянных ретортах). Он не учитывал возможность участия в реакции газов.
Михаил Васильевич Ломоносов сумел доказать (практически), что в результате обжига металла общая масса продуктов реакции равна массе реагентов.
4. Значение закона(записываем в тетради).
Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.
Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.
Позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова . [1]
Слово учителя: Особое внимание уделял М.В.Ломоносов подготовке российских ученых. Возлагал на молодежь большие надежды. Он не принимал мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса.
Отрывок из стихотворения (читает ученик).
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. [2]
6. Более двух столетий прошло со дня смерти М.В.Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.
“На берегах Ледовитого моря подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”. В.Г. Белинский . [1]
IV. Выводы по уроку:
В чем сущность закона сохранения массы веществ? Закон сохранения массы веществ заключается в том, что масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образованных.
Какое значение имеет закон сохранения массы веществ?
Слово учителя:
Уравнение реакции отражает материальный баланс вступивших в реакцию веществ (реагентов) и образовавшихся продуктов.
V. Закрепление.
Почему масса железной окалины больше массы железа? Какие вещества могут входить в состав окалины? (В состав окалины входят железо и кислород.)
Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины? (Углекислый газ, вода испаряются.)