Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Химические элементы"»
Тема урока: «Химические элементы»
Урок-праздник
(2 часа)
Тип урока:урок проверки и оценки знаний.
Цель урока:проверить знание учащимися понятий «химический элемент», «простое вещество» и символов химических элементов; развивать интерес к предмету; учить самостоятельности, умению корректировать свои знания и действия, работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;
метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками и с взрослыми в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;
предметные:
знать: основные химические понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «коэффициент», «индекс», «химическая формула»; знаки основных химических элементов; состав простых и сложных веществ; роль химии в жизни человека и в решении экологических проблем;
уметь:по формуле отличать простое вещество от сложного; химический элемент отличать от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами , происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ;
Оборудование:презентация, листочки из тетради, половинки листочков; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; реактивы и приборы – конц. соляная кислота, конц. раствор аммиака, 2 стакана, колба с водой, носовой платочек, этиловый спирт, спички, щипцы, бихромат аммония, ватка, спиртовка, асбестовая сетка; стаканы с растворами соляной разбавленной кислоты, разбавленного гидроксида калия, хлорида бария, разбавленного гидроксида натрия -2 стакана, лакмус, фенолфталеин, сульфат калия, сульфат меди (II), хлорид железа (III);
Ход урока.
1.Оргмомент
Добрый день. Прошу всех садиться. И мы с вами продолжаем творить волшебство на уроках химии.
2.Актуализация знаний и мотивация
Вспомните, о чём мы вели речь на прошлых уроках?
Ответ: мы изучали основные химические понятия, явления физические и химические, их отличия, роль химии, простые и сложные вещества, химические элементы, знаки химических элементов.
А много ли знаков элементов вы знаете?
А хорошо ли вы их выучили? Как вы думаете, чем мы сегодня должны заняться на уроке?
Ответ: Мы должны вспомнить все основные понятия, их различия, знаки элементов, их значение в химии, научиться работать с ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Вы правильно определили цель нашего урока. И займёмся делом.
«Химические элементы».
Работатьмы будем под девизом: «Силу уму придают упражнения ,а не покой».
Л.Н.Толстой
3.Всесторонняя проверка знаний
Начнём с вами с небольшой устной разминки, которая называется«Фонетическая зарядка».
1) Я буду на карточках показывать знаки элементов, а вы будете отвечать, что это за элемент, поднимая руку.
H, N, Fe, Au, Hg, Ag,…(знаки изученных элементов).
2) Отгадайте элемент в стихотворных строках
«На рукомойнике моём
Позеленела…» (Медь) А.Ахматова
«А за окошком в первом инее
Лежат поля из…» (Алюминия) А.Вознесенский
«Облил булыжником лунный…» (Никель) В.Маяковский
«Я помню время…» (Золотое) Ф.Тютчев
«Сколько майских луж
Обрезков голубого…» (Цинка) Д.Полетаев
3) Поставим буквы вместо чёрточек в «химическом змее» и узнаем названия химических элементов (это на слайде презентации), можете пользоваться ПСХЭ.
Р – – – –
–Р – – –
– – Р – –
–– – Р – –
– – – – Р – –
– – – – – Р
– – – – Р – –
– – – Р – –
– – Р – – – – –
– Р – – – – –
Р – – – –
Ответы: радий, аргон, барий, натрий, водород, фосфор, самарий, иттрий, цирконий, франций, родий (ответы также проверяются по слайду на экране для тех, кто не сможет определить элементы).
Головоломки
Все вопросы по одному на слайдах презентации.
1. Как превратить город Ростовской области в химический элемент?
(Азов – азот)
2. Какой химический элемент начинается с «Н» и оканчивается тремя «Й»?
(На – три – й)
3. НКИКВЕАЛЬС
Выплесни напиток, останется химический элемент.
(квас — никель)
4. Название, какой бабочки связано с названием химического элемента?
(серебристая – серебро)
5. Убери первую букву в названии пресмыкающегося, чтобы получилось название химического элемента.
(Сцинк – цинк)
6. Какое название фазана связано с названием химического элемента?
(золотой – золото)
7. В слове ГОЛОВОЛОМКА найдите название химического элемента, не переставляя буквы.
(олово)
8. Поменяйте местоимение «Я» в названии одного из коралловых полипов на окончание «Й» и вы узнаете название химического элемента.
(актиния – актиний)
9. Химический элемент и город Мурманской области имеют одинаковое название. Какой?
(Никель)
10. Название какого паука связано с названием химического элемента?
(Серебрянка – серебро)
Тест напоминания
(ответ может быть только один — вопросы на слайдах)
Отвечают письменно в тетрадях, затем взаимопроверка (ставят + правильно и – неправильно). Проверяют по ответам на слайде и выставляют набранные баллы (потом суммируют баллы за несколько работ вместе).
1. Как называется простое вещество, не разлагающееся при использовании обычных химических методов?
(элемент)
2. Как называется элемент, относящийся к явлениям и процессам, изучаемым химией?
(химический)
3. Как называется определённый вид атомов?
(химический элемент)
4. Как называются вещества, состоящие из атомов одного химического элемента?
( простые)
5. Как называется цифра, стоящая перед химической формулой?
(коэффициент)
6. Как называется изображение элемента с помощью букв латинского алфавита?
(символ – химический знак)
7. Как называются вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов?
(сложные)
8. Как называется химический элемент, который добавляют к золоту, чтобы получить сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле?
(галлий)
Выборочный тест
Укажите правильный ответ (задания по одному на слайдах).
1. Какое из приведённых ниже веществ является простым веществом:
а) алмаз, б) вода, в) поваренная соль?
2. В каком из перечисленных ниже случаев кислород выступает как химический элемент:
а) поддерживает дыхание и горение, б) является одним из компонентов воздуха, в) входит в состав воды и оксида углерода, г) взаимодействует со многими простыми и сложными веществами?
3. Сложные вещества состоят из разных:
а) химических элементов, б) простых веществ, в) сложных веществ.
Ответы вновь проверяют друг у друга за столом, затем сверяются с ответами на экране и подсчитывают баллы.