Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.
Формируемые УУД
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.
Сформировать умение проводить лабораторные опыты, подтверждающие свойства веществ.
Метапредметные:
Развивать интерес учащихся к науке химия.
Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.
Личностные:
Формировать умение вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.
Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, лабораторное оборудование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока»
Открытый урок по химии в 8 классе
Тема
"Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Цель урока:
Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.
Формируемые УУД
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.
Сформировать умение проводить лабораторные опыты, подтверждающие свойства веществ.
Метапредметные:
Развивать интерес учащихся к науке химия.
Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.
Личностные:
Формировать умение вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.
Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, лабораторное оборудование.
Ход урока:
I.Организационный этап
II.Актуализация знаний
Приветствие учащихся.
Вступительное слово учителя.
Начать урок я хочу с эпиграфа:
«Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете» (Уильям Шекспир).
- О чем это высказывание?
( Выслушиваем ответы учеников, корректируем)
Учитель:
Химия очень интересная наука, она вокруг нас, поэтому мы должны изучать химию.
- Что изучает химия?
(Химия –это наука о веществах, превращениях происходящих с веществами)
Учитель:
- Что называют веществом?
- О каких веществах идет речь?
1. На суку сидит сова, Выдыхает .….(СО2)
2. Сапоги мои того, Пропускают ……(Н2О)
3. Его все знают, В магазине покупают, Без него не сваришь ужин - В малых дозах в блюдах нужен ..….(NaCl)
4. Что за чудо посмотри, По доске он проезжает, За собой след оставляет ..….(CaCO3)
5. Если нет у вас для теста разрыхлителя,
Вы вместо него Положите в пироги ……(Na2CO3)
Переведите с химического языка.
1. Не все то аурум, что блестит.(золото)
2. Куй феррум, пока горячо.(железо)
3. Слово - аргентум, а молчание – аурум.(серебро)
4. Купрумного гроша не стоит.(Медного)
5. Стойкий станумный солдатик.(оловянный)
6. С тех пор много Н2О утекло.(воды) 7. Тяжёлые плюмбумные тучи.(свинцовые)
Учитель:
На наших предыдущих уроках мы изучили основные классы неорганических соединений, их состав и свойства. Давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему: «Основные классы неорганических соединений» в тетрадях. Запишите число.
Учитель:
-На какие две группы можно классифицировать все вещества?
(Простые и сложные.)
Учитель:
Дайте определение простым веществам.
( Ответы учеников)
Учитель:
На какие две группы делятся простые вещества?
(Металлы и неметаллы).
Учитель:
Дайте определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?
( Ответы учеников)
Задание 4-ый лишний.
В предложенных рядах веществ найдите лишнее вещество.
1. Na2O, Al2O3, N2O5, PbO.
2. KOH, H2SO4, Ca(OH)2, Mg(OH)2.
3. H2SO4, HCl, KOH, H3PO4.
4. Na2SO4, NaOH, Ca(NO3)2, ZnCl2.
5. SiO2, CO2, SO3, CaO.
На листочке под номерами выпишите вещество, которое лишнее.
Задание «Верю, не верю».
Химический элемент – это определённый вид атомов. (Да)
Реакция – это химическое явление. (Да)
Реакция соединение – это реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Да)
Все вещества состоят из молекул? (Нет)
Растворимые в воде основания, называются щёлочами. (Да)
Реакции разложения – это реакция, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ. (Да)
Сложное вещество, в состав которого входит металл и гидроксогруппа, называется соль. (Нет)
Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления минус два называется кислотой. (Нет)
Химический диктант:
Распределите продиктованные вещества по классам.
CaO, P2O5, Ca, P, Ca(OH)2, CaSO4, H3PO4,Al PO4.
Разделите продиктованные вещества на две группы по родственному признаку.
1 группа – CaO, Ca, Ca(OH)2, Ca3 (PO4)2.
2группа – P2O5, P, H3PO4, Ca3 (PO4)2
Учитель:
По какому признаку вы распределили вещества на 2 группы
(по наличию в каждом из них одного и того же элемента)
Учитель:
Формулы веществ в каждой группе распределите по усложнению состава, начиная с простого к более сложному.
У нас получилось 2 цепочки или 2 ряда.
Ca → CaO → Ca (OH)2 → Ca3 (PO4)2 ;
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3 (PO4)2 .
В 1-м ряду – химический элемент Са, во 2-м – химический элемент Р.
Что объединяет эти цепочки?
Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.
- Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).
- Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Са), для второй цепи? (Р).
- Как будут называться эти цепи или ряды? (Генетическими).
-А как будет называться связь между этими веществами? (Генетической).
Ш. Изучение нового материала
И так, тема нашего урока: «Генетическая связь неорганических веществ».
Запишите тему в тетрадь.
Давайте сформулируем цели нашего урока:
Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.
Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.
Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
В учебнике на стр. 110. Найдите определение и запишите в тетрадь.
Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.
Данная тема важна не только тем, что задания такого уровня очень распространены, в том числе и в контрольных работах, но и поможет вам при проведении химического эксперимента, при отработке навыков записи уравнений реакций.
Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.
Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:
Задание Осуществите цепочки превращений:
Ca → CaO → Ca (OH)2 → Ca3 (PO4)2 ;
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3 (PO4)2 .
Проблемный вопрос
Как вы думаете, можно ли составить обратный генетический ряд? С какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO4 и практически осуществим цепочку превращений.
CuSO4→ Cu(OH)2→ CuO →CuCl2 →Cu
Работа в группе:
Каждая группа имеет набор химических реагентов и оборудование необходимое для практического осуществления данных превращений.
Прежде чем приступить к проведению опытов, вспомним правила безопасности при работе с реактивами.
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Cu(OH)2 = CuO + H2O
CuO +2HCl = CuCl2 +H2O
CuCl2 +Fe = Cu + FeCl2
Запишите уравнения проведенных реакций в тетрадь и опишите признаки реакций.
Решив проблемный вопрос, какой вывод можно сделать?
Вывод: Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.
IV.Закрепление изученного материала.
Осуществить цепочку превращений:
Fe(OH)2 → FeO → FeSO4 → Fe
V.Подведение итогов
Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?
Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.
Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).
Научились осуществлять цепочки превращений.
VI.Рефлексия
Используя смайлики, выразите свое эмоциональное состояние на начало и на конец урока.
VII.Домашнее задание
§ 47. Составить генетический ряд алюминия и записать уравнения реакций
По желанию:
* Составить кроссворд по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».
В предложенных рядах веществ найдите лишнее вещество.
1. Na2O, Al2O3, N2O5, PbO.
2. KOH, H2SO4, Ca(OH)2, Mg(OH)2.
3. H2SO4, HCl, KOH, H3PO4.
4. Na2SO4, NaOH, Ca(NO3)2, ZnCl2.
5. SiO2, CO2, SO3, CaO.
Задание «Верю, не верю».
Химический элемент – это определённый вид атомов.
Реакция – это химическое явление.
Реакция соединение – это реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество.
Все вещества состоят из молекул?
Растворимые в воде основания, называются щёлочами.
Реакции разложения – это реакция, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ.
Сложное вещество, в состав которого входит металл и гидроксогруппа, называется соль.
Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления минус два называется кислотой.