kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме: Хлороводород и соляная кислота

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.  Изучить способы получения и физические свойства хлороводорода и его водного раствора — соляной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать области её применения. Совершенствовать умения предсказывать окислительно-восстановительные свойства вещества, опираясь на его состав. Сформировать умение распознавать хлорид-ион.

Повторяемые вопросы.  Кислотные свойства соляной кислоты, обусловленные ионами Н+, которые образуются при диссоциации: действие на индикаторы, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями более слабых кислот.

Изучаемые вопросы.  Получение и физические свойства хлороводорода и соляной кислоты. Химические (окислительно-восстановительные) свойства: окислительные за счёт атома водорода в степени окисления +1, восстановительные за счёт атома хлора в степени окисления —1. Взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода, и с окислителями. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение  соляной кислоты.

Оборудование: растворы соляной кислоты, хлорида меди, хлорида цинка, хлорида магния, гидроксида натрия, нитрата серебра,  лакмус, цинк, магний, медь, оксиды магния, цинка и меди, карбонаты натрия, калия и кальция, оксид марганца (IV), пробирки,  ноутбук  с интернетом, презентация.

Виды деятельности.  Работа с текстом учебника; выполнение химических опытов, наблюдение и описание демонстрируемых и лабораторных опытов; составление уравнений реакций, иллюстрирующих химические свойства соляной кислоты, и качественной реакции на хлорид-ион, работа с интернетом, заполнение таблицы.

Планируемые  результаты

Предметные. Умения  устанавливать  внутрипредметные  связи; составлять уравнения реакций получения хлороводорода и описывать его физические свойства; раскрывать причинно-следственную зависимость между физическими свойствами хлороводорода и

способами его  собирания; характеризовать свойства соляной кислоты —  физические  и

химические  (общие свойства кислот, восстановительные, обусловленные атомом хлора

в  степени окисления —1); проводить качественную реакцию на хлорид-ион и записывать её уравнение в молекулярном и ионно-молекулярном виде; указывать области применения соляной кислоты.

Метапредметные.  Познавательные УУД: умения прогнозировать и делать выводы на основе полученной информации; строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение; объектов.

Личностные УУД: умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично  

относиться к своим поступкам.

Регулятивные  УУД:  умение организовывать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:  умение согласованно работать в паре,  малой группе.

Осознание  ценности здоровья (своего и других людей), необходимости самовыражения,

самореализации,  социального признания.

Технология: критического мышления

Тип урока: изучение нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план урока по теме: Хлороводород и соляная кислота »

Конспект урока по химии 9 кл

по теме: Хлороводород и соляная кислота


учитель: Мирошниченко Евгений Васильевич, МОУ СОШ 34 г.Комсомольск-на-Амуре


Цели урока. Изучить способы получения и физические свойства хлороводорода и его водного раствора — соляной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать области её применения. Совершенствовать умения предсказывать окислительно-восстановительные свойства вещества, опираясь на его состав. Сформировать умение распознавать хлорид-ион.

Повторяемые вопросы. Кислотные свойства соляной кислоты, обусловленные ионами Н+, которые образуются при диссоциации: действие на индикаторы, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями более слабых кислот.

Изучаемые вопросы. Получение и физические свойства хлороводорода и соляной кислоты. Химические (окислительно-восстановительные) свойства: окислительные за счёт атома водорода в степени окисления +1, восстановительные за счёт атома хлора в степени окисления —1. Взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода, и с окислителями. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение соляной кислоты.

Оборудование: растворы соляной кислоты, хлорида меди, хлорида цинка, хлорида магния, гидроксида натрия, нитрата серебра, лакмус, цинк, магний, медь, оксиды магния, цинка и меди, карбонаты натрия, калия и кальция, оксид марганца (IV), пробирки, ноутбук с интернетом, презентация.

Виды деятельности. Работа с текстом учебника; выполнение химических опытов, наблюдение и описание демонстрируемых и лабораторных опытов; составление уравнений реакций, иллюстрирующих химические свойства соляной кислоты, и качественной реакции на хлорид-ион, работа с интернетом, заполнение таблицы.

Планируемые результаты

Предметные. Умения устанавливать внутрипредметные связи; составлять уравнения реакций получения хлороводорода и описывать его физические свойства; раскрывать причинно-следственную зависимость между физическими свойствами хлороводорода и

способами его собирания; характеризовать свойства соляной кислоты — физические и

химические (общие свойства кислот, восстановительные, обусловленные атомом хлора

в степени окисления —1); проводить качественную реакцию на хлорид-ион и записывать её уравнение в молекулярном и ионно-молекулярном виде; указывать области применения соляной кислоты.

Метапредметные. Познавательные УУД: умения прогнозировать и делать выводы на основе полученной информации; строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение; объектов.

Личностные УУД: умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично

относиться к своим поступкам.

Регулятивные УУД: умение организовывать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: умение согласованно работать в паре, малой группе.

Осознание ценности здоровья (своего и других людей), необходимости самовыражения,

самореализации, социального признания.

Технология: критического мышления

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:

1. Стадия вызова:

Вступление: сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:

  • Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;

  • Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;

  • Соляная кислота — может полностью испарится;

  • Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии;


- индивидуальная работа – в течение 2 минут ученики индивидуально в тетради составляют кластер “Что я сам знаю о хлороводороде и соляной кислоте? ”(рис.1):

Рис. 1. Кластер “Что я знаю о хлороводороде и соляной кислоте? ”

- работа в парах – в течение 2 минут учащиеся рассказывают о своих ассоциациях, дополняют свой кластер новыми понятиями.

- “защита схемы” – каждая пара представляет свою схему. Составляем единый кластер на доске – 3 минуты.

Ученики формулируют цели урока.

2. Стадия осмысления - Каждый ученик изучает текст §15 учебника. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 7 минут:

“V” – то, что уже известно;

“--” -- противоречит вашим представлениям;

“+” -- новое;

“?” – хочу узнать.

Учащиеся маркируют текст и дополняют свой кластер новыми понятиями. После маркировки текста вместе с учителем обсуждаем полученную информацию о строении хлороводорода, получении, физические свойства хлороводорода и соляной кислоты, химические свойства соляной кислоты, составляют схему (10 минут)

из-за Н+ изменяет окраску индикаторов

с металлами (до Н2)

HCl с основными и амфотерными оксидами

с основаниями и амфотерными гидроксидами

с солями, образованными слабыми кислотами

восстановительные свойства, с сильными окислителями

В обсуждении принимает участие группа «экспертов» с ноутбуком, которые используя интернет, находят и дополняют информацию. Используют следующие ссылки:

а. http://www.mpservices.ru/informatsiya/kislota-solyanaya-proizvodstvo-i-primenenie/

б. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EB%FF%ED%E0%FF_%EA%E8%F1%EB%EE%F2%E0

в. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4134.html Физические свойства и получение соляной кислоты

г. http://www.xumuk.ru/toxicchem/154.html Токсикологическая химия соляной кислоты

3. Стадия закрепления


Заполняется таблица, учащиеся выполняются лабораторные опыты (20 минут).


Строение хлороводорода



Химические свойства соляной кислоты

Получение хлороводорода




Физические свойства




Применение соляной кислоты





1. Строение хлороводорода. Тип химической связи в молекуле – ковалентная полярная связь, степени окисления и предположение химических свойств.

+1 -1

HCl


Окислитель Восстановитель

2. Получение хлороводорода

а) в промышленности

H2 + Cl2 = 2HCl

б) в лаборатории

NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HCl↑

2NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + 2HCl↑ при сильном нагревании

3. Физические свойства хлороводорода и соляной кислоты с.72 – 73 учебника

4. Химические свойства соляной кислоты

Класс разделен на три группы (лаборатории). Первая лаборатория проводит опыты соляной кислоты с магнием, оксидом магния, гидроксидом магния, карбонатом натрия.

Вторая лаборатория – с цинком, оксидом и гидроксидом цинка, карбонатом калия.

Третья лаборатория – с медью, оксидом и гидроксидом меди и карбонатом кальция.

Вместе проводят реакцию с нитратом серебра и лакмусом.

А) изменяет окраску индикатора HCl → H+ + Cl- лакмус – красный

Б) с металлами до водорода (окислительные свойства)

Mg + 2 HCl→ MgCl2 + H2

Zn + 2 HCl→ ZnCl2 + H2

Cu + HCl→ не реагирует

В) с основными и амфотерными оксидами

MgО + 2 HCl→ MgCl2 + H2О

ZnО + 2 HCl→ ZnCl2 + H2О

CuО + 2 HCl→ CuCl2 + H2О

Г) с основаниями и амфотерными гидроксидами

Mg(ОН)2 + 2 HCl→ MgCl2 + 2H2О

Zn(ОН)2 + 2 HCl→ ZnCl2 + 2H2О

Cu(ОН)2 + 2 HCl→ CuCl2 + 2H2О

Д) с солями

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

K2CO3 + 2HCl = 2KCl + H2O + CO2

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

Е) Качественная реакция на хлорид-ион

HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

H+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl↓ + H+ + NO3-

Cl- + Ag+ = AgCl↓ белый осадок

Ж) Восстановительные свойства соляной кислоты (демонстрационный опыт)

2KMnO4 + 16HCl = 2MnCl2 + 5Cl2↑ + 2KCl + 8H2O

Составление электронного баланса, Сl- восстановитель, Mn+7 окислитель

5. Применение соляной кислоты. С.74 учебника (Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово – РС» , 20012.)

6. Выставление оценок. Заполнение учениками листа самоанализа и самооценок.

7. Домашнее задание § 15, задания 1—3.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
план урока по теме: Хлороводород и соляная кислота

Автор: Мирошниченко Евгений Васильевич

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197125


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства