план урока по теме: Хлороводород и соляная кислота
План урока по теме: Хлороводород и соляная кислота
Цели урока. Изучить способы получения и физические свойства хлороводорода и его водного раствора — соляной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать области её применения. Совершенствовать умения предсказывать окислительно-восстановительные свойства вещества, опираясь на его состав. Сформировать умение распознавать хлорид-ион.
Повторяемые вопросы. Кислотные свойства соляной кислоты, обусловленные ионами Н+, которые образуются при диссоциации: действие на индикаторы, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями более слабых кислот.
Изучаемые вопросы. Получение и физические свойства хлороводорода и соляной кислоты. Химические (окислительно-восстановительные) свойства: окислительные за счёт атома водорода в степени окисления +1, восстановительные за счёт атома хлора в степени окисления —1. Взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода, и с окислителями. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение соляной кислоты.
Виды деятельности. Работа с текстом учебника; выполнение химических опытов, наблюдение и описание демонстрируемых и лабораторных опытов; составление уравнений реакций, иллюстрирующих химические свойства соляной кислоты, и качественной реакции на хлорид-ион, работа с интернетом, заполнение таблицы.
Планируемые результаты
Предметные. Умения устанавливать внутрипредметные связи; составлять уравнения реакций получения хлороводорода и описывать его физические свойства; раскрывать причинно-следственную зависимость между физическими свойствами хлороводорода и
способами его собирания; характеризовать свойства соляной кислоты — физические и
химические (общие свойства кислот, восстановительные, обусловленные атомом хлора
в степени окисления —1); проводить качественную реакцию на хлорид-ион и записывать её уравнение в молекулярном и ионно-молекулярном виде; указывать области применения соляной кислоты.
Метапредметные. Познавательные УУД: умения прогнозировать и делать выводы на основе полученной информации; строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение; объектов.
Личностные УУД: умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично
относиться к своим поступкам.
Регулятивные УУД: умение организовывать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: умение согласованно работать в паре, малой группе.
Осознание ценности здоровья (своего и других людей), необходимости самовыражения,
самореализации, социального признания.
Технология: критического мышления
Тип урока: изучение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«план урока по теме: Хлороводород и соляная кислота »
Конспект урока по химии 9 кл
по теме: Хлороводород и соляная кислота
учитель: Мирошниченко Евгений Васильевич, МОУ СОШ 34 г.Комсомольск-на-Амуре
Цели урока. Изучить способы получения и физические свойства хлороводорода и его водного раствора — соляной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать области её применения. Совершенствовать умения предсказывать окислительно-восстановительные свойства вещества, опираясь на его состав. Сформировать умение распознавать хлорид-ион.
Повторяемые вопросы. Кислотные свойства соляной кислоты, обусловленные ионами Н+, которые образуются при диссоциации: действие на индикаторы, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями более слабых кислот.
Изучаемые вопросы. Получение и физические свойства хлороводорода и соляной кислоты. Химические (окислительно-восстановительные) свойства: окислительные за счёт атома водорода в степени окисления +1, восстановительные за счёт атома хлора в степени окисления —1. Взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода, и с окислителями. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение соляной кислоты.
Виды деятельности. Работа с текстом учебника; выполнение химических опытов, наблюдение и описание демонстрируемых и лабораторных опытов; составление уравнений реакций, иллюстрирующих химические свойства соляной кислоты, и качественной реакции на хлорид-ион, работа с интернетом, заполнение таблицы.
Планируемые результаты
Предметные. Умения устанавливать внутрипредметные связи; составлять уравнения реакций получения хлороводорода и описывать его физические свойства; раскрывать причинно-следственную зависимость между физическими свойствами хлороводорода и
способами его собирания; характеризовать свойства соляной кислоты — физические и
химические (общие свойства кислот, восстановительные, обусловленные атомом хлора
в степени окисления —1); проводить качественную реакцию на хлорид-ион и записывать её уравнение в молекулярном и ионно-молекулярном виде; указывать области применения соляной кислоты.
Метапредметные. Познавательные УУД: умения прогнозировать и делать выводы на основе полученной информации; строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение; объектов.
Личностные УУД: умения открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично
относиться к своим поступкам.
Регулятивные УУД: умение организовывать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: умение согласованно работать в паре, малой группе.
Осознание ценности здоровья (своего и других людей), необходимости самовыражения,
самореализации, социального признания.
Технология: критического мышления
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
1. Стадия вызова:
Вступление: сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:
Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;
Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;
Соляная кислота — может полностью испарится;
Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии;
- индивидуальная работа – в течение 2 минут ученики индивидуально в тетради составляют кластер “Что я сам знаю о хлороводороде и соляной кислоте? ”(рис.1):
Рис. 1. Кластер “Что я знаю о хлороводороде и соляной кислоте? ”
- работа в парах – в течение 2 минут учащиеся рассказывают о своих ассоциациях, дополняют свой кластер новыми понятиями.
- “защита схемы” – каждая пара представляет свою схему. Составляем единый кластер на доске – 3 минуты.
Ученики формулируют цели урока.
2. Стадия осмысления - Каждый ученик изучает текст §15 учебника. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 7 минут:
“V” – то, что уже известно;
“--” -- противоречит вашим представлениям;
“+” -- новое;
“?” – хочу узнать.
Учащиеся маркируют текст и дополняют свой кластер новыми понятиями. После маркировки текста вместе с учителем обсуждаем полученную информацию о строении хлороводорода, получении, физические свойства хлороводорода и соляной кислоты, химические свойства соляной кислоты, составляют схему (10 минут)
из-за Н+ изменяет окраску индикаторов
с металлами (до Н2)
HCl с основными и амфотерными оксидами
с основаниями и амфотерными гидроксидами
с солями, образованными слабыми кислотами
восстановительные свойства, с сильными окислителями
В обсуждении принимает участие группа «экспертов» с ноутбуком, которые используя интернет, находят и дополняют информацию. Используют следующие ссылки:
а. http://www.mpservices.ru/informatsiya/kislota-solyanaya-proizvodstvo-i-primenenie/
б. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EB%FF%ED%E0%FF_%EA%E8%F1%EB%EE%F2%E0
в. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4134.html Физические свойства и получение соляной кислоты
г. http://www.xumuk.ru/toxicchem/154.html Токсикологическая химия соляной кислоты
1. Строение хлороводорода. Тип химической связи в молекуле – ковалентная полярная связь, степени окисления и предположение химических свойств.
+1 -1
HCl
Окислитель Восстановитель
2. Получение хлороводорода
а) в промышленности
H2 + Cl2 = 2HCl
б) в лаборатории
NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HCl↑
2NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + 2HCl↑ при сильном нагревании
3. Физические свойства хлороводорода и соляной кислоты с.72 – 73 учебника
4. Химические свойства соляной кислоты
Класс разделен на три группы (лаборатории). Первая лаборатория проводит опыты соляной кислоты с магнием, оксидом магния, гидроксидом магния, карбонатом натрия.
Вторая лаборатория – с цинком, оксидом и гидроксидом цинка, карбонатом калия.
Третья лаборатория – с медью, оксидом и гидроксидом меди и карбонатом кальция.
Вместе проводят реакцию с нитратом серебра и лакмусом.
5. Применение соляной кислоты. С.74 учебника (Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово – РС» , 20012.)
6. Выставление оценок. Заполнение учениками листа самоанализа и самооценок.