kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по химии "Простые вещества - металлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Основной способ проведения урока: сочетание различных форм занятий – лекция, подкрепленная демонстрациями, наглядность, проблемные вопросы с заданиями.

По дидактической цели – комбинированный урок

Оборудование: коллекция металлов, фильтровальная бумага, медный и стальной колокольчики. Реактивы – цинк, магний, олово, алюминий, железо.   Ювелирные изделия из серебра и золота, сплавы металлов, модель кристаллических решеток металлов (меди), периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, проектор, презентация урока.

Цель урока: Ознакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по химии "Простые вещества - металлы"»

План-конспект открытого урока по химии учителя МБОУ «Борогонская СОШ» Христофоровой Н.Н.

Тема урока: Простые вещества - металлы

Класс: 8 класс

.Чем большим количеством органов чувств мы познаём предмет, тем правильнее наши суждения о нём.
К.Д. Ушинский

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Основной способ проведения урока: сочетание различных форм занятий – лекция, подкрепленная демонстрациями, наглядность, проблемные вопросы с заданиями.

По дидактической цели – комбинированный урок

Оборудование: коллекция металлов, фильтровальная бумага, медный и стальной колокольчики. Реактивы – цинк, магний, олово, алюминий, железо. Ювелирные изделия из серебра и золота, сплавы металлов, модель кристаллических решеток металлов (меди), периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, проектор, презентация урока.

Цель урока: Ознакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов

Задачи:

обучающие

  • Рассмотреть вопрос о строении атомов металлов, узнать общие физические свойства металлов, металлическую химическую связь, металлическую кристаллическую решетку, показать относительность деления элементов на металлы и неметаллы;

Развивающая:

  • Развивать память, речь, логическое и творческое мышление;

Воспитательная:

  • Воспитывать уважение и любовь к науке, бережное отношение к природным ресурсам, эстетике.

*На личностном уровне – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

*На предметном уровне – освоение основ наук.

*На метапредметном уровне – определение способов действий в рамках предложенных условий, коррекция своих действий, умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в группе.

План урока:

1. Организационный момент (1-2мин)

2. Изучение нового материала: (35мин)

-Историческая справка;

-Положение Ме в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

-Общие физические свойства Ме;

-Загадки, разминка по составлению схемы строения электронной оболочки;

-Составление формул оксидов у доски;

-Выводы по строению атомов Ме

3. Закрепление темы: викторина «Самый, самый…» (5мин)

4. Домашнее задание: заполните таблицу «Физические свойства металлов» (2мин)

5. Итоги урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Изучение новой темы:


1.Историческая справка. Определение металлов.

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. На этом уроке вы узнаете о простых веществах, которыми мы пользуемся в жизни везде: будь то на улице, будь то дома, в школе…. Название и физические свойства, которых вы узнаете в ходе урока. (?) Я буду задавать вам вопросы, постарайтесь на них ответить.

Учитель: Раздаю всем металлические пластинки - железа, цинка, магия, проволока алюминиевая, стальная, ложки алюминиевые, железные гвозди, показываю изделия из серебра и золота и.т.д.

Вопросы: - Что вы почувствовали, ощутив эти предметы?

- Почему они блестят?

- как вы думаете, какие предметы легкие (тяжелые) на вес?

- Что можно сказать по поводу плотности этих веществ? (порошок железа и цинка )

(рассказ по слайдам)

- Из 110 химических элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева 88 образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства Ме: их можно расплавить, придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, ножи…

На часах человеческой истории каменный век сменился веком медным, затем – бронзовым, далее – железным…Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле:

Золото (Аu) наши предки связывали с Солнцем, серебро (Аg) – с Луной, ртуть (Нg) – c Меркурием, медь (Сu) –с Венерой, железо (Fе) – с Марсом, олово (Sn) –с Юпитером, свинец (Pв) – с Сатурном.



Вопрос: Итак, что же такое металлы? (обсуждение, дети сами могут ответить, выступления)

Обобщаем современную формулировку у доски, она звучит следующим образом: (записывают в тетради)

Металлы – это ковкие,………………., тягучие вещества, которые имеют ……………………. и способны проводить ………….. и …………..ток. (проставьте пропущенные слова).







Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Вопрос: - Какое место занимают Ме в периодической системе химических элементов?

- Какие свойства характерны для Ме в связи с этим?

  • Металлы располагаются в левой и нижней части ПСХЭ в главных подгруппах и во всех побочных подгруппах.

  • Ме – это s-элементы I, II групп (кроме Н), р- элементы III, IV, V, VI групп главной подгруппы.

  • Р - элементы III, IV, V, VI групп главной подгруппы, но реже, d- и f- -все остальные элементы.



период

IA

IIA

IIIA

IVA

VA

VIA

2

Li

Be





3

Na

Mg

Al




4

K

Ca

Ga

Ge



5

Rb

Sr

In

Sn

Sb


6

Cs

Ba

Tl

Pb

Bi

Po

7

Fr

Ra







В настоящее время в ПСХЭ 92 металла.

Общая электронная формула их атомов ns 1-2

Типичными металлами являются s-элементы (элементы IA-группы от Li до Fr ), элементы IIA-группы от Mg до Ra. Для них характерны степени окисления +1 и +2.

Небольшое число электронов (1-2) на внешнем энергетическом уровне атомов типичных металлов предполагает легкую потерю этих электронов и проявление сильных восстановительных свойств, что отражает низкие значения электроотрицательности. Характерной особенностью типичных металлов является стремление их атомов образовывать катионы и ионные химические связи с атомами неметаллов. Металлы А-групп, образующие диагональ амфотерности в ПСХЭ Be – Al- Ge- Sb- Po, а также примыкающие к ним металлы Ga, In, Tl, Sn, Pb, Bi не проявляют типично металлических свойств.

Общая электронная формула их атомов ns 2np0-4предполагает большее разнообразие степеней окисления, большую способность удерживать собственные электроны, постепенное понижение их восстановительной способности и появление окислительной способности. Подобное химическое поведение характерно и для большинства d-элементов, т.е. элементов Б-групп ПСХЭ (типичные примеры – амфотерные элементы Cr и Zn).

Общие физические свойства металлов

Показываю медную и стальную проволоку, медный колокольчик, ювелирные изделия из золота, серебра, термометр ртутный, медные монеты, алюминиевую посуду и.т.д.

Вопрос к классу: - Какими физическими свойствами обладают Ме?

- Почему металлы обладают именно этими свойствами?

- Почему блестят? Звенят? Проводят электрический ток?

Общие свойства металлов:

1. Твердость:

  • твердые –Сr, Тi, Мо, мягкие – щелочные (какие?) режутся ножом

2.Пластичность свойство изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку

Самым пластичным является золото;

3. Металлический блеск: свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои волны излучения Рd, Нg, Аg, Сu, которые мы воспринимаем как металлический блеск. Блестящие металлы – это Нg (из нее изготавливали «венецианские зеркала»), Аg – реакция «серебряного зеркала».

4.Плотность: самый легкий металл – литий (р=0,53г/см), самый тяжелый – осмий (р=22,6г/см);

5. Температура плавления: самый легкоплавкий – Нg (-39 С), самый тугоплавкий – W (3380 С);

6. Металлы – хорошие проводники электричества и теплоты. Наличие обобществленных электронов объясняет тепло-и электропроводность, лучшими проводниками являются Аg, Сu, Au, Al.

7.Металлы звенят – самые звонкие Аg, Сu, Au.

8 Цветность – металлы условно делят на черные (Fе) и цветные.











Ш. Разминки, загадки.

- А теперь, для разминки, давайте отгадаем загадки о металлах (показ слайдов)

Девиз: «Догонять надо тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

АРИСТОТЕЛЬ

1. Задание-загадка

Металл пластичен, но

С трудом расплавится,

Имеет желто-красный цвет

И знает сплавов главных он рецепт.

В его старинный век и в бронзовый –

С каких уж давних пор – он – господин.

И правда лишь в том, друзья,

Что есть металл для памятников

И скульптур на долгие года. (ответ: медь)



2. Задание-загадка

А этого металла

Всех больше в земной коре,

Он серебристо-белый, он красив,

Пластичен, легок он вполне.

Красавец этот – металл космического века,

А покорение космоса – какое достижение человека.

Ракеты, самолеты, корабли –

Они необходимы для мощности страны.

Есть у него оксид с названием корунд,

А если красный, то его зовут рубин –

И он в кремлевских звездах господин. (ответ: алюминий)





3. Задание-загадка

А этот поистине металл костей,

Чем больше в организме его у нас,

Тем движемся вперед уверенней, смелей.

Строитель нашего скелета он.

Сыр, творог, зелень

Войдут в наш рацион.

Он – компонент известняка и мрамора.

Два этих минерала славных

В строительстве – одни из самых главных. (ответ: кальций)

………………………………………………………………………………………………….

Задание №1 Разминка по составлению схемы строения электронной оболочки. К доске выходят по двое учеников и записывают электронные формулы для атомов

Na, Mg, Al, Cu, Ag, Au, Fe





Задание №2: Составьте формулы оксидов

LiO, CaO, MgО, SiO2, FeO,

AgO, ВаО, NаО

Например: Li + O2 = Li2О

Li -1е= Li+

O2+2е=2О-2

Затем учащиеся делают самостоятельно выводы:

  • 1.У атомов Ме на наружном энергетическом уровне обычно находится ……?…электронов.

  • 2. Их атомы обладают большим……?…., так как находятся в начале периода.

  • 3. Атомы Ме в отличие от атомов НеМе легко……?……наружные электроны.

  • 4. Атомы Ме являются сильными ………?…………

  • 5. Вследствие отдачи электронов атомы Ме превращаются ……………………………………….?



(Ответ: 1.У атомов Ме на наружном энергетическом уровне обычно находится от одного до трех электронов.

2. Их атомы обладают большим радиусом, так как находятся в начале периода.

3. Атомы Ме в отличие от атомов НеМе легко отдают наружные электроны.

4. Атомы Ме являются сильными восстановителями.

5. Вследствие отдачи электронов атомы Ме превращаются в положительно заряженные ионы. (показ слайдов).



Викторина «Самый, самый…»

1тур

1. Какой металл при н.у. является жидкостью?

2. Как называется однородная система, состоящая из Ме?

3. Почему свежий надрез яблока становится бурым?

4. Ионы какого Ме обладают бактерицидными свойствами?

5.Сплав какого Ме с медью дал название целой эпохе человеческого развития?

6.Какой Ме работал «птичкой» у фотографа?

7. Что показывает ювелирная проба, которую ставят на золотых украшениях?

8. какой металл назван в честь острова?

9. Какой металл самый распространенный на Земле?

10. Какой металл может быть «чумой»?



2тур. Тестовое задание

1. Известный «автомобильный король» Форд сказал: «Если бы не было ………….не было бы автомобиля». О каком металле говорил Форд?

-алюминий

- цинк

- ванадий


2. Какой металл называют элементом плодородия?

- магний

- калий

- цинк

3. Какой металл самый твердый?

- вольфрам

- титан

- хром

4. Ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света:

- вольфрам

- ртуть

- медь

5. Назовите два металла, входящие в состав белков:

- никель и кобальт

- калий и натрий

- железо и магний

6. Какой металл человек обработал первым

- золото

- железо

- медь

7. Какой главный металл электротехники?

- алюминий

- медь

- стронций

8. Какой драгоценный Ме является одним из лучших катализаторов различных химических процессов?

- платина

- золото

- серебро
















IV. Домашнее задание: заполните таблицу «физические свойства металлов»


Физическое свойство

Лучше

Хуже

1

Металлический блеск

Аg


2

Твердость



3

Плотность



4

Ковкость



5

Температура плавления

Нg


6

Электро- и теплопроводность



7

звон







V. Итоги урока

Подводится итог изученного материала на данном уроке. Рефлексия собственной деятельности:

- осознание качества и уровня усвоения;

- способы самоконтроля и самооценки;

- контроль и оценивание процесса.

Литература:

  1. Журнал «Химия. Все для учителя» №8,9 – 2015г.

  2. Химия. Первое сентября №3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
План-конспект открытого урока по химии "Простые вещества - металлы"

Автор: Христофорова Наталья Николаевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250700


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства