Просмотр содержимого документа
««Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». »
Кокалажарская средняя школа
Урок обобщения и систематизации знаний по теме
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
Подготовила: учитель химии Емельянова О.М.
Тема:
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева.
Цели:
1. Обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность учащихся.
2. Развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, развивать умение логически рассуждать и применять свои знания на практике.
3. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе.
Оборудование:
Интерактивная доска, периодическая система элементов Д.И. Менделеева.
Ход урока:
Эпиграф:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя твориться мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
I.Сообщение «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева».
II. Задание № 1 «Расскажи мне обо мне»
1. Дать характеристику элементу с порядковым номером 20.
2. Дать характеристику элементу с порядковым номером 16.
3. Дать характеристику элементу с порядковым номером 17.
4. Дать характеристику элементу с порядковым номером 11.
III. Задание № 2 «Найди ошибку»
3CO + Fe2O3 = 2Fe + 3CO2
HCl + HClO = Cl2 + H2O
CaO + H2O = Ca(OH)2
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
SO3 + H2O = H2SO4
IV. Разминка.
Смекалки. О каком веществе идет речь?
На суку сидит сова выдыхает цэ-о-два. (углекислый газ)
Сапоги мои – того… Пропускаю аш-два-о. (вода)
Натрий – хлор – его все знают, в магазине покупают. Без него не сваришь ужин, в малых дозах очень нужен. (поваренная соль)
Флакон с калий-марганец-о-четыре имеется в каждой квартире, с рожденья ребенок любой с ним знаком едва лишь покинет он с мамой роддом, его искупают в ванночке с ним ведь для дезинфекции он незаменим. (марганцовка)
Что за чудо, посмотри – это кальций-со-три! По доске он проезжает, за собой след оставляет.(Мел)
V. Задание № 3 «Кто быстрее?»
На доске отражена часть формул. Каждый учащийся выходит и дописывает предложенную формулу.
Na…
Al2…
Na2…
…SO4
…(SO3)3
Ca3…
Na3…
…(PO4)2.
VI. Задание № 4 «Химический кроссворд»
Ключевое слово - химический элемент.
Химический кроссворд
Химический элемент с порядковым номером № 17. (хлор)
Сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотного остатка. (кислота)
Химический элемент, названный в честь великого русского ученого. (менделевий)
Химический элемент, электронная структура которого 2.8.8.1. (калий)
Растворимое в воде основание. (щелочь)
Химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу (сера)
Свойство атомов, которое Д.И.Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов. (масса)
Свойство атомов химического элемента, имеющего наибольшее значение у фтора. (электроотрицательность).
Заряженные частицы (ионы)
Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента (нейтроны)
Как произноситься знак химического элемента под № 16. (эс)
Простые вещества, имеющие хорошие теплопроводные и электропроводные свойства, обладающие металлическим блеском. (металлы)
Элементарные частицы, движущиеся вокруг ядра (электроны)
Тип кристаллической решетки алмаза (атомная)
Химический элемент, газ (гелий)
Химическая связь между ионами (ионная)
Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот, же заряд ядра (изотопы).
VII. Разминка.
Переведите с химического языка на общепринятые фразы.
Не все то аурум. Что блестит.
Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.
За купрумный грош удавился.
Феррумный характер.
С тех пор много аш-два-о утекло.
VIII. Задание № 5 «Тестовое задание»
Вопросы теста отображаются на доске, после истечения времени выполнения задания, учащиеся сверяют правильность выполнения самостоятельно.
1. В чем физический смысл номера периода?
А) показывает количество электронов на внешнем электронном уровне;
Б) показывает количество электронных уровней;
В) соответствует валентности элемента.
2. В побочные группы периодической системы входят:
А) химические элементы малых периодов;
Б) химические элементы больших периодов;
В) химические элементы малых и больших периодов.
3. Какое из следующих свойств атомов химического элемента возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?
А) число электронов на наружном слое;
Б) атомный радиус;
В) электроотрицательность.
4. Какое из следующих свойств атомов не изменяется в периоде?
А) число электронных слоев в атоме; Б) число электронов в наружном электронном слое;
В) атомные радиусы.
5. Побочные подгруппы составляют:
А) только металлы;
Б) только неметаллы;
В) металлы и неметаллы.
6. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?
А) кислород;
Б) вода;
В) йод;
Г) алмаз.
Ответы: 1-Б, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-А, 6-Г.
IX. Подводятся итоги урока, консультант совместно с учителем выставляет оценки за урок каждому ученику.