Казалось бы, притом месте, которое занимает в программе средней школы периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, у студентов не должно оставаться неясных вопросов. На самом же деле это не всегда так. Отвечающие нередко не могут продемонстрировать свои знания периодической системы – ее структуры и закономерностей изменения свойств элементов. А главное, часто не в состоянии подвергнуть эту систему анализу на ее естественной основе – теории строения атома.
Одна из причин подобного положения вещей, в частности, состоит в том, что в средней школе не рассматривается строение атомов элементов больших периодов, хотя и дается описание свойств трех из этих элементов – калия, кальция и железа. Этот недостаток школьной программы нарушает логическую последовательность в изучении периодической системы и, как следствие, исключает возможность объяснить изменение свойств элементов побочных подгрупп и середины больших периодов. Чтобы восполнить этот пробел пришлось составить новый вариант периодической системы и дать к ней пояснения.