Открытый урок "Стадии производства кальцинированной соды"
Открытый урок "Стадии производства кальцинированной соды"
В городе Стерлитамаке на градообразующем предприятии Башкирская Содовая Компания выпускают пищевую и стиральную соду (кальцинированную и каустическую).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Стадии производства кальцинированной соды"»
Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Стерлитамакский химико- технологический колледж
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК технологического цикла Зам. директора поУР
протокол № ______ _________Г.Ш.Ханипова
«____»___________2016г.
Председатель ЦМК ________Н.Г.Абдеева
Методическая разработка
урока на тему Стадии производства
кальцинированной соды
по профессиональному модулю 02.Ведение технологических процессов
производства неорганических веществ
МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ
Выполнила: преподаватель
Т.А.Бойко
Стерлитамак,2016
Рецензия
на методическую разработку урока Стадии производства кальцинированной соды
Методическая разработка урока на тему Стадии производства кальцинированной соды по профессиональному модулю 02.Ведение технологических процессов производства неорганических веществ МДК.02.01 Технологии производства неорганических веществ по профессии 18.01.05 аппаратчик-оператор производства неорганических веществ составлена преподавателем Бойко Татьяной Александровной.
В рецензируемой методической разработке урока подчеркнута значимость компетентного подхода, практико-ориентированного обучения, деятельностного подхода и проектного обучения. Профессиональное образование квалифицированных рабочих на современном этапе должно соответствовать требованиям современного производства и иметь в виду дальнейшее развитие химической промышленности на предприятиях города и республики. Методической целью разработки выступает освоение профессиональных и общих компетенций, о чем свидетельствует работа в группах, организация собственной деятельности, поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и решение производственных задач.
Актуальность использования урока по теме стадии производства кальцинированной соды, позволяет понимать сущность своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, так как она помогает организовывать свою деятельность на уроках теоретического обучения и выполнении лабораторно-практических заданий.
В методической разработке четко соблюдены все этапы учебного занятия, грамотно составлена технологическая карта урока, оригинально представлена в таблице деятельность преподавателя и студентов.
Структура методической разработки соответствует требованиям и включает в себя введение, аналитическую и практическую части, технологическую карту урока, приложения, заключение.
Методическая разработка составлена грамотно и структуирована.
Рецензент: Т.В.Назарова (преподаватель высшей категории)
Аналитическая часть
Современный этап развития образования тесно связан и невозможен без широкого использования современных инновационных технологий. Сегодня конкурентноспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к имеющимся условиям труда. На своих уроках теоретического и практического обучения использует педагогические технологии: компетентностные, проектные, интерактивные, проблемно-развивающих, информационно-коммуникационные технологии и деятельностного подхода.
Для построения практико-ориентированного обучения необходим деятельностно-компетентностный подход. Овладение компетенциями невозможно без приобретения практического опыта , т.е. деятельность и компетенции связаны неразрывно. Компетенции формируются в процессе деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в знания, умения, навыки в опыт с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций. Технология представляет деятельность, в которой студент не только усваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания, где во главу угла ставится личность студента. Субъективный опыт каждого. По сути дела, речь идет о выработке субъективного опыта деятельности в процессе производственного обучения.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов- индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течении определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны использование разнообразных методов , средств обучения, а с другой стороны- интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат.
Опираясь на разработанную А.Н.Хуторским теорию дидактики, направленную на развитие личности обучающихся и их творческую самореализацию, в основе преподавания специальных предметов заложена концепция сочетания инновационных технологий. Обучающийся, являясь субъектом образовательного процесса, становится активным его участником а преподаватель- организатором познавательной деятельности обучающихся.Самостоятельно найденный ответ- это маленькая победа обучающихся в познании сложного окружающего мира. Придающая уверенность в своих возможностях, победа, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Позволяет обучающемуся самоутвердится как личность. Возникает интерес к предмету и к процессу познания.
Согласно А.В.Хуторскому, в отношении личностного становления субъектов образования, развития способностей обучающихся, их знаний, умений и практического опыта, способов деятельности, компетентностей, преподаватель сочетает инновационные технологии современного образовательного процесса. Среди них: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии, образовательная рефлексия обучающихся. Как активный субъект образовательного процесса, преподаватель ставит цель: развитие научного интереса, повышение уровня практической направленности профессиональных дисциплин и модулей. Достижение цели способствует решение следующих задач:
-привлечение обучающихся к решению поставленных целей урока, Развитие способностей обучающихся к соуправлению и самоуправлению образовательным процессом;
- повышение мотивации и интереса к содержанию изучаемого материала;
-включение обучающихся в разнообразные, интересные каждому возрасту формы работы.
Для решения поставленных задач преподаватель использует личностно-ориентированный подход.
Проблемное обучение пронизывает весь междисциплинарный курс, входящий в профессиональный модуль. Каждый урок становится проблемным. Ставится проблема, обучающиеся подводятся к ее решению. Например, из какого сырья можно получить серную кислоту или кальцинированную соду и для чего мы производим данные неорганические вещества? Таким образом, обучающиеся решают проблемы и мотивируют свою деятельность для изучения производств неорганических веществ.
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально - дифференцированного подхода к обучающимся. При изучении профессиональных модулей дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой дисциплины: у одних обучающихся усвоение дисциплины сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляется явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по профессиональным модулям можно решить технологией уровневой дифференциации. При организации процесса обучения обучающихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:
-обязательная общеобразовательная подготовка (ее уровень должен достичь каждый обучающийся): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;
-повышенная подготовка,определяющаяся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
-обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующихся, способных обучающихся. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности.
Обучающийся определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда». К самостоятельному выбору заданий преподаватель готовит обучающихся, советует какое задание выбрать, однако право выбора остается за обучающимся.
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения профессии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений и практического опыта. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности обучающихся и их творческие силы. Решение поставленных задач достигается при проведении серии мультимедийных уроков. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым. Использование компьютерных программ на уроке позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно; смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию. Обучающиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, чему способствует поиск и систематизация информации, тем самым, формируют навыки самостоятельной работы, а так же навыки информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам они используют Интернет- ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по теме урока. Компьютерные телекоммуникации- это средство обучения и особая форма общения.
Особенностью телекоммуникационных технологий обучения является многофункциональность, оперативность, продуктивность, насыщенность, возможность быстрой и эффективной творческой самореализации обучающихся, наличие для них индивидуальной образовательной траектории. Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать компетентности обучаемых.
Каждый педагог должен понимать, что быстро меняющийся мир требует от каждого нового мышления, новых подходов, новых навыков. Методическая разработка показывает практическое применение инновационных педагогических технологий на уроках теоретического обучения при подготовке по профессии 18.01.05 Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ. Структура компетентностно-ориентированного задания включает в себя:
- стимул – мотивация на выполнение;
-задачная формулировка - задает деятельность;
-источник - содержит необходимую информацию;
-инструмент проверки- определяет критерии оценивания.
Методическая разработка урока содержит в себе все перечисленные элементы деятельностно- компетентностной технологии.
Одной из творческих форм рефлексии является синквейн- стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: первая строка- называется тема одним словом( существительное); вторая строка- это описание темы в двух словах ( прилагательные); третья строка- это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами); четвертая строка- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; пятая строка- это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Технология компетентностного подхода способствует формированию общих и профессиональных компетенций, повышает интерес к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Данная технология помогает достичь прочного усвоения знаний обучающихся по определенной теме профессионального модуля или учебной дисциплины.
Таким образом, применение описанных технологий придает урокам профессионального цикла особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов обучающихся к будущей профессии, а также способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения по профессии. О чем говорят показатели результативности. Оценки знаний по итогам квалификационных экзаменов за последние три года имеют позитивную динамику. Качество знаний составляет 75-80%. Обучающиеся принимают активное участие в исследовательской работе, выполняют макеты.
Введение
Методическая разработка урока по ПМ.02. Ведение процессов производства неорганических веществ МДК 02.01. Технология производства неорганических веществ для подготовки по профессии 18.01.05. Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ по теме «Стадии производства кальцинированной соды» актульна, современна и научна. Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе 60% выпущенной соды в России производится базовым предприятием АО « Башкирская содовая компания», где главными участниками производства неорганических веществ являются аппаратчики-операторы. Для этого преподавателю необходимо создать условия через принципы доступности, современности, новизны для подготовки квалифицированных рабочих, которые ведут технологический процесс на предприятиях химической промышленности.
Цель методической разработки - продемонстрировать практическое использование современных инновационных технологий на уроках междисциплинарного курса для формирования общих и профессиональных компетенций при изучении профессионального модуля.
Предполагаемые результаты:
- иметь практический опыт работы с технологическими схемами, работы с инструкциями по рабочему месту, подготовки сырья и материалов, принятие решений при нестандартных ситуациях;
- уметь работать со справочной и нормативной документацией, определять расходные нормы сырья, материалов и энергетических ресурсов;
- знать физические и химические свойства неорганических веществ, методы получения неорганических веществ, способы выделения основных и побочных продуктов, типовые технологические схемы производства неорганических веществ.
Содержание урока
( технологическая карта урока)
Этапы и задачи
Урока (45 минут)
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1.Оргмомент
(1-2 мин)
Создание психологической атмосферы урока
Приветствует студентов,
проверяет готовность к уроку
Внимательно слушают
2.Вводно-мотивационный этап
( этап выравнивания знаний) 3-4 мин
Постановка
учебных
задач
Преподаватель:
Ребята, какое производство мы с вами начали изучать?
Скажите, а из какого сырья делают соду?
Верно.
А можно ли сделать соду напрямую из данного сырья?
Хорошо.
Скажите, ребята, а как мы ее будем делать?
Какую работу мы будем выполнять?
Таким образом, мы с вами сегодня на уроке чем будем заниматься?
Итак, тему урока вы сказали
Какова же цель нашего урока?
А сейчас давайте подумаем и скажем, что значит разделить весь химико-технологический процесс на стадии
Хорошо, таким образом, мы спланировали последовательность (алгоритм) выполнения задания
Ну, что же, цель мы определили, задачи перед собой поставили, приступаем к работе.
Работаем в сменах по 5-6 человек.
На ваших столах имеется необходимый учебный и справочный материал.
В процессе выполнения каждый оценивает свою деятельность.
Вам необходимо выбрать в каждой смене мастера, аппаратчиков соответственных стадий процессов
Студенты отвечают на вопросы:
Предполагаемый ответ:
Производство соды
Отвечают: известняк и поваренная соль
Отвечают: Нет, на БСК соду производят аммиачным способом.
Отвечают: мы будем изучать стадии производства соды.
Формулируют тему:
Стадии производства соды
Ставят цель:
Изучить технологические стадии производства соды
Слушают рекомендации преподавателя
Отвечают: какие процессы ведут аппаратчики, как называются рабочие места аппаратчиков и границы обслуживания оборудования при производстве кальцинированной соды.
Слушают преподавателя, рекомендации, информацию.
3. Содержательно - познавательный этап:
Развитие навыков исследовательской работы, умение анализировать, сравнивать, делать выводы через решение учебных задач
(25 минут)
Задание 1
Ознакомьтесь с основным оборудованием на технологической схеме производства кальцинированной соды
Время работы – 5-минут
С чего необходимо начать?
Вывод: Итак, ответы студентов
Скажите, с какими трудностями вы встретились?
Задание 2
Как подготовить сырье к процессу?
Время работы- 5 мин.
Работают в сменах по 5 -6чел.
Решают задачу 1
( приложение 2)
Отвечают: в основных аппаратах протекают химические реакции, значит и обслуживают их аппаратчики соответствующих процессов
Отвечают: мы не знаем, что необходимо сделать с сырьем.
Отвечают: соль нужно растворить и использовать в виде рассола, а известняк измельчить и разложить до более мягкого состояния.
Решают задачу 2
Приложение 2
4. Закрепление изученного материала
(7-8 мин)
Сейчас мы проверим, насколько вы правы
Задача 3 Время 10 мин.
Сравнивают с рис.1 схема производства кальцинированной соды.
Выполняют задачу 3 приложения 2
5.Оценочно-рефлексивный этап
( обобщение урока)
( 5-7 мин)
Какая цель была поставлена?
Какие учебные задачи решали на уроке?
Что нового на уроке вы узнали?
Какие задачи решали?
Для чего вам решение подобных задач?
Чему вы научились на уроке?
Предлагаю свою работу оценить, выполнив синквейн- стихотворение из 5 строк:
Название темы одним словом - существительным;
Описание темы в 2 словах- прилагательные;
Описание в рамках темы 3 словами-глаголами;
Фраза из 4 слов – глаголов;
Синоним из 1 слова-повторяет суть темы.
Кто ответит на все пять пунктов получает 5(отлично)
Подводят итог, осмысливают результат своей деятельности на уроке.
Какие операции выполняли на уроке.
Оценивают себя.
Отвечают на вопросы, внутри смены совещаются, оценивают вклад каждого участника учебного процесса.
Работают творчески по сменам 4-5 чел.
Выставляют оценки сами себе
6. Домашнее задание
(2-3 мин)
Составить алгоритм (последовательность) всех стадий производства соды
Записывают домашнее задание
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Свойства сырья и готового продукта
Известняк – от светло-серого до темно-серого цвета твердое вещество,
не растворимо в воде, содержание СаСО3 не менее 95%, массовая доля
влаги 1%,массовая доля углекислого магния МgСО3 не более
3,5%.Фракционный состав: от 30 до 150мм -85%, менее 30мм – 15% ,
ТУ 6-18-21-04-85.
Поваренная соль – хлорид натрия, химическая формула NаСI,молекулярная масса 58,5,бесцветное, прозрачное кристаллическое вещество, плотность 2,16 г/см3, температура плавления 806 оС, температура кипения 1413 оС, хорошо растворяется в воде с поглощением тепла и охлаждением раствора, растворы поваренной соли проводят электрический ток.
Рассол очищенный - водный раствор поваренной соли с содержанием
хлористого натрия не менее 302 г/л. Рассол сырой и очищенный
применяют в химической, нефтяной, нефтехимической
промышленностях. Рассол сырой получают растворением природной
это продукт прошедший очистку от солей кальция и магния.
Сода Nа2 СО3 – мелкокристаллический порошок белого цвета,
гигроскопична,хорошо растворим в воде с выделением тепла,
молекулярная масса 105,99 г/моль, плотность 2,538 г/см3 , насыпной вес
0,5-0,6 г/см3. Сода марки Б применяется для производства СМС и жирных
кислот, при очистке рассолов, в производстве фосфорных, хромовых,
бариевых ,натриевых солей , в производстве глицеринов. Потребителями
соды являются цветная и черная металлургия, нефтяная, пищевая,
целлюлозно- бумажная, текстильная промышленности.
Приложение 2
Задание 1
Внимательно изучите технологическое оборудование для
производства кальцинированной соды (слайды) по технологической
схеме, запишите основное оборудование в данном производстве
Например:
Печь обжига
Гаситель
Карбонизационная колонна и т.д.
Задание 2
Подумайте, что необходимо сделать с сырьем для производства
соды, определитесь с рабочими местами аппаратчиков внутри
своей смены.
Например, аппаратчик абсорбции
Задание 3
Изучите технологическую схему производства соды, подумайте
какие основные стадии можно выделить в данной технологии.
Например, стадия обжига известняка
Приложение 3
Методические рекомендации по работе с технологическими схемами
Внимательно изучите технологическую схему: прочитайте ее описание; рассмотрите обозначения технологического оборудования и его назначение; определите направление материальных потоков.
Условно разделите лист бумаги (формат А1,А3,А4) по горизонтали на 3 части: в верхней будет располагаться коллектор трубопроводов, в средней – технологическое оборудование, в нижней- приборы КИП иА и их описание. Причем размер верхней части будет зависеть от количества трубопроводов.
Для определения количества трубопроводов необходимо подсчитать количество потоков, учитывая при этом их прямое и обратное направление. Вычертить коллектор трубопроводов, подпишите наименование сред в них.
При компановке оборудования придерживайтесь следующих правил:
От рационального размещения оборудования зависит эстетический вид схемы и ее информационная нагрузка.
Следующим этапом является «обвязка» оборудования линиями трубопроводов. Еще раз внимательно прочтите прилагаемое описание схемы. Здесь важно учитывать вход и выход потоков из аппаратов. Для этого нужно вспомнить основы из дисциплины «Процессы и аппараты». Например: сырье подается над верхней тарелкой колонны, пары кубового остатка поступают под нижнюю тарелку и т.д.
Как можно меньше делать линий пересечений трубопроводов- это не вызовет ощущения « громоздкости» схемы. Линии трубопроводов не должны « висеть» , они должны быть привязаны к линиям коллектора трубопровода.
Все линии трубопроводов, оборудования должны быть четкими и аккуратными. Не забывайте указывать агрегатное состояние потовков.
Каждое свое действие проговаривайте, обосновывайте самому себе, почему вы делаете именно так.
Выполните буквенно – позиционные обозначения оборудования в соответствии с требованиями стандарта.
Закончив работу по переработке и составлению схемы, еще раз прочитайте ее. Ваш оригинал не должен разительно отличаться от оригинала.
Заключение
Федеральными государственными образовательными стандартами СПО по подготовке рабочих по профессии 18.01.05. Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ предусматривается формирование общих и профессиональных компетенций. Цель обучения - мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от направленной взаимосвязанной педагогической деятельности преподавателя и учебно- познавательной деятельности обучающегося.
Методическая разработка урока содержит информационные материалы, приложения, задания для решения производственных задач. Методическая разработка урока демонстрирует практическое применение технологии компетентностного подхода в виде заданий. Структура компетентностно-ориентированного задания включает в себя:
-стимул – мотивация на выполнение;
-задачная формулировка – задает деятельность;
-источник- содержит необходимую информацию;
-инструмент проверки - определяет критерии оценивания.
Цели урока достигаются через организацию собственной деятельности, работу в малых группах, поиску недостающей информации, решению проблемных задач. На уроке созданы условия для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Урок освоения нового знания помогает реализовать компетентностный подход через выполнение самостоятельной работы.
Следовательно, данная методическая разработка актуальна, своевременна, имеет практическую значимость, может использоваться в педагогической деятельности.
Используемая литература:
Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий, Москва НИИ школьных технологий,2006.
Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке www.eidos.ru.