|   Этап урока и его содержание с хронометражем   |    Деятельность учителя   |    Деятельность    учащихся   |  
  |   I. Организационный момент (2 мин.)   |    Приветствие учащихся, учет посещаемости, задается эмоциональный тон урока   |    Настраиваются на урок   |  
  |        |  
  |   II. Актуализация знаний    (5 мин.)  Проверяется усвоения темы «Кислоты, их классификация и свойства»   |            Проводит опрос по ранее изученной теме, активизирует процесс познания с помощью вопросов   |            Отвечая на вопросы, демонстрирует уровень знаний по теме «Кислоты, их классификация и свойства»   |  
  |   Задание № 1. «Что лишнее»    Н SO ; H S; CuO; HNO  (CuO – оксид)   Н SO ; HCl; HNO ; Н PO  (HCl - безкислородная кислота)   HNO ; Н SO ; H CO ; Н SO        (HNO  - одноосновная     кислота)   |         |         |  
  |   Задание № 2. Выберите формулу сильной кислоты:  1. Н S 2. HNO  3. H SiO   ( HNO )   |         |         |  
  |   Задание № 3. С какими из перечисленных веществ взаимодействует соляная кислота:  1. Mg 2. NaOH 3. P O   4. HNO  5. K O 6. AgNO   7. Cu    (Отв.: Mg, NaOH, K O, AgNO )   |         |         |  
  |        |  
  |   III. Введение новых знаний.  а) вводно-мотивационный этап:  Учитель: В начале учебного года мы с вами отправились в путешествие по самой удивительной стране с множеством тайн и загадок – стране Химии.  Страну эту населяют множество существ-веществ, которые имеют свой состав, особенности, обычаи. В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные, спокойные и беспокойные, ядовитые и безвредные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам.  В: Со свойствами каких классов неорганических соединений мы с вами уже познакомились? (Оксиды и кислоты)  Учитель: А сегодня мы с вами отправляемся в гости к Основаниям.   |        Задает эмоциональный тон урока.  Активизация процесса познания с помощью вопросов                                                               |        Психологически настраиваются на восприятие материала, включаются в процесс восприятия                                                                           |  
  |   б) постановка целей    Учитель сообщает тему, план урока и учащиеся вместе с ним формулируют его цель.  На доске написан план урока  План:    Состав и название оснований.   Классификация оснований.   Понятие об основаниях как классе электролитов.   Распознавание щелочей (качественная реакция)  Химические свойства оснований.     |    Сообщает тему и план урока                                                     |    Принимают цели, осознают свои возможности, определяют перспективу работы до конца урока.                                       |  
  |   в) первичное обобщение и введение новых знаний    В: Что такое основания?  (Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и соединенных с ними одной или нескольких гидроксо-групп)   |                                 |                                 |  
  |   Задание № 1. «Крестики-нолики»  Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оснований.       |   Н О    |    CuO   |    Н О   |     |   NaOH   |    KOH   |    CuOH   |     |   Ca(OH)    |    HNO    |    BaSO    |                |   MgCl    |    KOH   |    Ca(OH)    |     |   CaCO    |    Ba(OH)    |    KCl   |     |   Al(OH)    |    HCl   |    LiOH   |       В. Назовите выбранные основания   |     Активизация процесса усвоения знаний и первичного их обобщения в игровой форме                                                |     Выполняют задание, демонстрируют имеющиеся знания.                                                          |  
  |    Задание № 2 Классификация оснований (заполняют 3 ученика)        |   Признаки классификации   |    Основания   |     |        |         |         |     |        |         |         |         |     |        |         |         |         |     |        |         |         |         |       В. Назовите известные вам признаки классификации оснований и впишите их в таблицу   (1. Растворимость в воде)   2. Степень ЭД)   Учитель. Чтобы найти еще один признак, вернемся к игре в «крестики-нолики».   В. В чем отличаются основания групп а) и б)?   ( числом ОН-групп, признак - кислотность)   2 ученика заполняют таблицу на примере гидроксида натрия и гидроксида магния.   |               Активизация процесса усвоения знаний. Помогает ученикам заполнять таблицу.   |               Систематизируют и обобщают знания, заполняя таблицу у себя в тетради.   |  
  |    Учитель. Среди оснований есть одно, которое не содержит в составе атомы металла.   |          |          |  
  |    Задание № 3.    Используя таблицу растворимости, составьте формулу этого основания и назовите его. (NH OH – гидроксид аммония)   Используя текст учебника (§ 39 с.215) найдите каким свойством обладает это вещество. (легко разлагается на аммиак и воду).     Ученик у доски заполняет таблицу на примере гидроксида аммония)   |          |     Работают с таблицей растворимости и текстом учебника   |  
  |    Учитель: Однако, какими бы разными ни были основания, попробуем дать еще одно определение данного класса веществ, указывающее на их сходство с точки зрения ТЭД.   (Основания (щелочи) – это электролиты, образующие при диссоциации катионы металла и анионы гидроксо-групп)   |     Помогает систематизировать и обобщить знания   |     Обобщают полученные данные, делают вывод   |  
  |    Распознавание щелочей    Задание № 4 Составить уравнения диссоциации гидроксида бария    КОН↔К + ОН  щелочная     Ва(ОН) ↔Ва + 2ОН  среда         Изменяет окраску индикаторов   |          |          |  
  |    В.:      Какие ионы обуславливают проявление щелочами общих свойств?     (гидроксид – ионы (-ОН))    Как распознать щелочи? (индикаторами)   Как изменяют окраску индикаторы? (лакмус – синий, метилоранж – желтый, фенолфталеин –малиновый)     |     Задает вопросы, подводит учащихся к их решению   |     Анализируют поученные данные, делают выводы   |  
  |    Экспериментальная задача (выполняет ученик)   В двух пробирках находятся растворы гидроксида натрия и соляной кислоты. Как определить содержимое каждой из пробирок.   (Добавить в обе пробирки индикатор – фенолфталеин. Там, где окраска станет малиновой – щелочь, где не изменится – кислота)     |     Дает инструкцию по проведению опыта, напоминает о ТБ   |     Учащиеся наблюдают, анализируют происходящие изменения, делают выводы.   |  
  |    Химические свойства оснований   Проблемный вопрос: будут ли отличаться по химическим свойствам щелочи и нерастворимые основания?   |     Формулирует проблему, направляет учащихся в русло исследовательской работы   |     Анализируют свойства, составляют схемы   |  
  |    Задание № 5. Вспомните и составьте схемы, отражающие известные вам свойства оснований.    основание + кислота → соль + Н О (р. обмена)   щелочь + кислотный оксид → соль + Н О (р. обмена)     Учитель: Какими еще химическими свойствами обладают основания выясним в ходе выполнения лабораторных опытов. (Повторяют правила ТБ)   |          |          |  
  |    Инструктивная карта   Опыт № 1. Взаимодействие щелочей с солями.   Налейте в пробирку 1мл гидроксида натрия. Прилейте в нее 2 мл сульфата меди (II)   В.     1. Что наблюдаете?   (Выпадение голубого осадка)   2.Запишите уравнение этой реакции в молекулярном и ионном виде.   3.Составьте схему реакции   Щелочь + соль → новое основание + новая соль   |     Дает инструктаж по проведению опыта, напоминает о правилах ТБ   |     Самостоятельно выполняют работу, анализируют увиденное, обсуждают, делают выводы, составляют уравнения реакций   |  
  |    Опыт № 1 Разложение нерастворимых оснований   Пробирку с осадком из опыта № 1 поместите в ручной зажим и нагрейте на спиртовке.   В.:     1. Что наблюдаете? (изменение цвета)   2.Составьте уравнение реакции, укажите условия ее протекания. Назовите получившиеся вещества.   3. Составьте схему реакции   нерастворимое оксид +   основание металла   + Н2О        По мере выполнения работы учащиеся выносят на доску уравнения реакций.   |          |          |  
  |    В.:   На основании изученных свойств назовите классы веществ с которыми взаимодействуют:   а) щелочи (кислоты, кислотные оксиды, соли)   Б) нерастворимые основания (кислоты, разлагаются при t)   |     Подводит учащихся к решению проблемы   |     Анализируют результаты опытов, делают выводы   |  
  |    IV. Закрепление новых знаний (4 мин.)   Задание. Выпишите из таблицы для каждого основания номера клеток с характерными для него химическими свойствами.     Сумма номеров правильных ответов равна относительной атомной массе натрия        (1+3+6+5+8 = 23)       |   Свойства оснований   |    Щелочь   |    Нерастворимое основание   |     |   Раствор фенолфталеина окрашивается в малиновый цвет   |    1   |    2   |     |   Взаимодействует с кислотами   |    3   |    6   |     |   Взаимодействует с растворами солей   |    5   |    4   |     |   Разлагается при t     |    7   |    8   |            |          |               Закрепляют полученные знания   |  
  |    V. Контроль и оценка знаний (7 мин.)   Учащиеся выполняют тест для индивидуального контроля усвоения новых знаний   ТЕСТ   Даны вещества:     1. КОН 3. Аl(OH)3  5 HCl   2. SO4 4. LiOH 6. FeCl3   7. Mg(OH)2 8. Na2O   9. H2SO4 10. KCl      |   I в.   |    II в.   |     |   1.Выбрать щелочи  2. Выбрать многокислотные основания  3. Выбрать основания, которые не разлагаются при t.  4. Выбрать вещества, с которыми взаимодействует Cu(OH)2     |    1. Выбрать нерастворимые основания  2. Выбрать однокислотные основания  3. Выбрать основания, которые разлагаются при t  4. Выбрать вещества,с которыми взаимодействует NaOH   |            |               Осуществляет контроль и оценку знаний                                                                                            |         |  
  |    VI. Рефлексия содержания учебного материала, деятельности и эмоционального состояния учащихся.   1. Закончить фразу:   Основания – это…, образующие при диссоциации … и …    Дать классификационную характеристику LiOH       а) по растворимости - …   б) по кислотности - …   в) по степени диссоциации - …    Свое настроение на уроке отмечают нарисовав лучик на одном из 3-х рисунков, отражающих эмоциональное состояние.         VII. Домашнее задание (2 мин.)   § 39   В школьном коридоре были найдены два обрывка разорванных шпаргалок. На одном были написаны формулы исходных веществ, на другом – продуктов реакции. Ваша задача восстановить недостающие части   1. FeCl3 + KOH → …   Mg(OH)2 + HCl → …   2. …   Al2O3 + H2O   … → CaCO3 + H2O   |          |          |