Просмотр содержимого документа
«Оксиды углерода - разработка урока с использованием технологии критического мышления»
Разработка урока химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме "Оксиды углерода"
Цели:
продолжить формирование системы знаний о химических элементах и простых веществах неметаллах на примере углерода; сформировать понятие адсорбции; познакомить с использованием аллотропных модификаций углерода и адсорбцией в промышленности и быту; развивать умение составлять электронный баланс;
На примере углерода сформировать общую характеристику элементам IV группы главной подгруппы. Дать общую характеристику элементу углерода, исходя из положения в периодической системе и строения атома.
Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
Продолжить формирование критического мышления, умение проводить сравнение, анализ, умение работать с учебником.
Способствовать дальнейшему развитию диалектико-материалистического учения: установлению причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами данных веществ.
Тип урока: Взаимообучение.
Используемые приемы и стратегии:
Объяснение с элементами демонстрации, беседы, рассказа, постановка проблемного вопроса, актуализация Приемы “Верите ли Вы?”, “Сравнительная таблица”, стратегия “Зигзаг”
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, мультимедийная презентация, компьютер. проектор, интерактивная доска, модели кристаллических решеток алмаза и графита, мел, мрамор, ракушки, древесный уголь, активированный уголь, коллекция углеродсодержащих минералов, минеральная вода, жемчуг, простой карандаш, яйцо.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Добрый день!
Первым делом гоним лень,
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей друзья за дело!
II. Эммоциональный настрой.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель выразительно читает стихотворение:
(слайд №1)
У меня достоинств много есть “Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу, Такова друзья природа Элемента…(углерода)
Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока. (слайд №2) Определяя, о каких простых веществах шла речь в стихотворении Учитель говорит о практической значимости нового материала, чем мотивирует учащихся к его усвоению.
1.Углерод является четвертым самым распространенным элементом во Вселенной.
2. Углерод может создавать связь с самим собой и многими другими химическими элементами, образующими почти десять миллионов соединений.
3. Посмотрите основные области применения углерода и его соединений (слайд №3 применение углерода).
- Что позволило так широко использовать углерод в нашей жизни (знание его химических свойств).
- А что может объяснить эти свойства (строение атома).
Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. (слайд №4)
Цели урока:
1. Изучить строение атома углерода, опираясь на положение в таблице Менделеева;
2. Изучить аллотропные модификации углерода;
3. Изучить химические свойства и применение углерода;
4. Изучить строение, свойства, получение и применение оксидов углерода II, IV;
5. Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты.
Согласно этим целям в течение урока вы будете заполнять учебные модули и в конце урока оцените на сколько вы усвоили новый материал.
Учитель раздает учащимся модули и листы учета.
3. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:Обратите внимание на предметы, которые лежат на демонстрационном столе. Как вы думаете, что объединяет эти предметы и как они связаны с темой нашего сегодняшнего урока?
(Во всех этих веществах содержится элемент углерод).
Учитель:
И какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся предлагают тему урока. "Углерод и его соединения".
Учитель:Правильно, но я хочу назвать наш урок "Великий углерод!" (Слайд1)
1.Организационный момент.
Эпиграфом нашего урока будут следующие слова: «Все в природе взаимосвязано, и ничто не исчезает бесследно и не возникает ниоткуда». (Слайд2)
Цель нашего урока- обобщить знания об углероде и его соединениях.
Перед каждым из вас "Паспорт углерода", который нужно заполнить. На это задание я вам даю несколько минут. Пожалуйста, приступайте к его выполнению.(Слайд3)
(Один учащийся работает на интерактивной доске).
Паспорт углерода (Слайд4).
Имя: Углерод- русское название
Carboneum- латинское название.
Пол: мужской
Дата рождения- Элемент в свободном виде и его соединения известны с древнейших времен.
Место проживания: 2 период, IV А группа.
Некоторые дополнительные данные:
порядковый номер-6
относительная атомная масса-12
заряд ядра- +6
+6
666
Фото (схема строения атома):
2 4
Электронная конфигурация:
Сфера деятельности: восстановитель, окислитель.
Ближайшие родственники:
- метан
CO- оксид углерода(II)
СО2- оксид углерода (IV)
Н2СО3 - угольная кислота и ее соли.
УМ1
слайд
№5-6
Учитывая положение углерода в Периодической системе, ответьте на вопросы:
Каков химический знак углерода?
Каков атомный номер и заряд ядра?
Какова атомная масса?
Сколько протонов в ядре атома?
Сколько нейтронов в ядре атома?
Сколько электронов в атоме углерода?
Сколько валентных электронов?
Чему равна низшая степень окисления?
Чему равна высшая степень окисления?
Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу.
Выполняйте письменно, используя Периодическую систему.
Пока весь класс выполняет задание один ученик составляет на доске схему строения атома и графическую формулу.
После выполнения взаимопроверка. Результаты занесите в лист учета.
(Максимум 9 баллов)
УМ3
слайд №14-18
Цель: Изучить химические свойства и применение углерода.
Закончите уравнения реакций:
C + O2(недост)=
C + O2(изб) =
C + H2 =
C + Ca =
C + Al =
C + CuO =
C + FeO =
C + H2O =
Слушают объяснение учителя.
Выполняют задание.
Сверяют с алгоритмом ответов (взаимопроверка)
Оцените себя.
Результаты занесите в лист учета.
(Максимум 8 баллов)
УМ4
слайд №19-22
Цель:
Изучить строение, свойства и применение оксидов углерода.
Заполните таблицу, прослушав объяснение учителя (за каждый столбик 5 баллов).
Сравнение строения и свойств оксидов углерода II и IV
Признак сравнения
Оксид углерода II
Оксид углерода IV
1. Формула
2. Получение
3. Физические свойства
4. Химические свойства
5. Применение
Слушают объяснение учителя.
Выполняют задание.
Сверяют с алгоритмом ответов (взаимопроверка)
Оцените себя.
Результаты занесите в лист учета.
(Максимум 10 баллов)
Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что CO- оксид углерода(II)
СО2- оксид углерода (IV)- это газообразные вещества, и с ними нужно обращаться осторожно. Сейчас мы с вами узнаем, какую опасность эти оксиды таят в себе. (Ученический проект " Оксиды углерода").
Учитель: В последнее в республике участились случаи отравления газом. В 2013 году в республике от угарного газа погиб 21 человек. С начала нового 2014 года от отравления угарным газом в Северной Осетии погибло восемь человек. Я надеюсь, что эта информация очень важна для каждого из присутствующих в этом классе.
УМ5
слайд №23-26
Цель: Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты.
Прослушайте объяснение учителя и выполните задание.
С→СО→СО2 →Na2CO3→ NaHCO3→CO2
За каждую правильную реакцию 1 балл.
Слушают объяснение учителя.
Выполняют задание.
Сверяют с алгоритмом ответов (взаимопроверка)
Оцените себя.
Результаты занесите в лист учета.(Максимум 5 баллов)
Учитель :Следующий ближайший родственник углерода- это угольная кислота.
Ребята, как вы думаете, если выпить Н2СО3, то повлияет ли она на организм человека и если да, то как?
( Ребята приходят к выводу, что раствор H2CO3 входит в состав различных напитков.)
(Учитель открывает бутылочку с минеральной водой.)
Учитель: Что вы наблюдаете? Какой процесс происходит?
(Учащиеся составляют уравнение реакции).
Учитель: А что вы знаете о природных минеральных водах, которыми богата наша республика?
Учитель: Несмотря на то, что угольная кислота является слабой, она все-таки образует соли. Вспомните, какие соли образует угольная кислота и как они называются?
( Средние, кислые; карбонаты , гидрокарбонаты).
Учитель: А теперь проведем небольшой эксперимент. В трех пробирках находятся растворы сульфата натрия, хлорида натрия и карбоната натрия.
Определите, в какой пробирке находится карбонат натрия.(Учащиеся выполняют эксперимент).(Слайд6)
Учитель: Что вы наблюдаете и как называется эта реакция? Составьте уравнение реакции.
(Наблюдается выделение оксид углерода (IV). Это качественная реакция на карбонат-ион).
Учитель: Посмотрите на доску. Что видите?
(Слайд с изображением сталактитов и сталагмитов).(Слайд7)
(Сталактиты и сталагмиты в подземных пещерах образованы известняком, выделяющимся из просачивающегося через трещины в сводах пещер раствора гидрокарбоната кальция. Гидрокарбонат кальция образуется при взаимодействии известняка с водой и углекислым газом по обратной реакции.
СаСО3+ H2О + СО2 → Ca(HCO3)2
Ca(HCO3)2 → СаСО3+ H2О + СО2)
Алмаз «Горняк»
Алмазы и бриллианты входят государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность.
Держава и Большойбриллиантовый букет
Алмаз «Шах». В 1829 году поднесен персидским шахом Хозрев-Мирзой Николаю I как выкуп за убийство русского дипломата и писателя А.С.Грибоедова.
Колумбийский изумруд иЦейлонский сапфир
Портретный алмаз
Яйцевидный алмаз бриллиантовая подвеска
Закрепление. Тестовая работа по вариантам.
1. В IV группе главной подгруппы в периодической системе Д.И.Менделеева расположены следующие элементы:
Б) Бериллий, магний, кальций, стронций, барий;
В) Бор, алюминий, галлий, индий, таллий;
А) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций;
Г) углерод, кремний, германий, олово, свинец.
2. У элементов IV группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне расположено … электронов:
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4;
3. Высший оксид характерный для элементов IV группе главной подгруппы в периодической системе Д.И.Менделеева имеет общую формулу:
А) RO;
Б) R2O3;
В) RO2;
Г) R2O5.
4. Атом элемента имеет сокращенную электронную конфигурацию …ns2np2 (где n – номер периода). Формула водородного соединения этого элемента:
А) RH4;
Б) RH3;
В) H2R;
Г) HR.
5. Общими формулами высшего оксида и гидроксида элемента, электронная конфигурация внешнего энергетического слоя которого…2 s22p2. являются:
А) RO2, R(OH)2;
Б) RO2, H2RO3;
В) RO3, H2RO4;
Г) RO, R(OH)2.
6. Из аллотропных видоизменений углерода (sp3 гибридизация) наибольшую твердость проявляет:
А) Уголь;
Б) Графит;
В) Алмаз;
Г) Карбин.
7. Мягкий, sp2 гибридизация, слоистая структура, большие расстояния и непрочные связи между слоями. Отметьте аллотропную модификацию углерода, соответствующую приведенным свойствам:
А) Уголь;
Б) Алмаз;
В) Графит;
Г) Карбин.
8. Адсорбция представляет собой:
А) Процесс разложения вещества;
Б) Процесс выделения адсорбируемых веществ;
В) Химическое взаимодействие угля с газами;
Г) Поглощение газов или растворенных веществ поверхностью твердого вещества.
9. Сортами аморфного углерода являются:
А) Алмазы и бриллианты;
Б) Каменный, бурый уголь;
В) Древесный уголь, кокс и сажа.
Г) Не знаю.
10. Назовите фамилию ученного - химика, который впервые разработал противогаз:
А) Д.И. Менделеев;
Б) Н.Д. Зелинский;
В) Н.Н.Бекетов;
Г) Генри Кавендиш.
4. Рефлексия.(Слайд9).
Учитель: Предлагаю вам составить синквейн.Синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личноеотношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Углерод;
жизнеутверждающий, адсорбирующий;
украшает, строит, рисует;
образует аллотропные видоизменения;
великий.
Учитель: В качестве домашнего задания я вам предлагаю осуществить цепочку превращений .(Слай10).
C → CH4 → CO2 → Na2CO3 →NaHCO3 → CO2 → CaCO3 →CO2
Учитель: За активную и плодотворную работу вам в награждение этот салют. (Опыт "Звездный дождь" В фарфоровой чашечке тщательно смешайте шпателем равные количества (по 5-7 г) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь перенести в железный или фарфоровый тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагрейте тигель в пламени газовой горелки. Через 3-5 минут из тигля начнут разлетаться раскаленные частицы железа в виде снопа искр.)
№ этапа, длитель-
ность, мин ( общее время)
Характеристика этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Примечание
1. 2 мин
(2)
Организационный
Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже узнают много нового и интересного. А как наше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания. Давайте оценим его хлопком в ладоши и послушаем, как будет звучать наш общий хлопок, запомним, и сравним с тем, что будет в конце урока.
Слушают учителя, настраиваются на работу.
Хлопают
2. 3 мин
(5)
Формули-ровка темы урока, его цели и задач, актуализа-ция субъектного опыта учащихся
Мы продолжаем с вами изучение темы неметаллы. И химический элемент, о котором будем говорить сегодня, у меня вот здесь, в чёрном ящике. Здесь кусок вещества, которое составляет главное богатство нашей области – это?
Конечно, уголь. А химический элемент, которого здесь 95 % - углерод.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «углерод»? я запишу наиболее удачные, а в конце урока мы дополним этот ряд.
На первом уроке мы познакомимся с химическим элементом и простыми веществами, которые он образует. Кстати, как называется это явление?
А на втором поговорим о кислородных соединениях углерода – оксидах, гидроксиде и солях.
Откройте ПСХЭ, какую информацию мы можем получить о х.э.? Положение – строение атома – степени окисления – окислительные или восстановительные свойства
Беседуют, отвечая на вопросы учителя
Ассоциации к слову «углерод»
Учитель записывает на доске, дополнить ряд в конце урока
3. 7 мин
(12)
Характе-ристика положения углерода и кремния в ПСХЭ
Вызывает к доске 2 учащихся, остальные работают в тетрадях.
Откроем рабочие тетради, стр. задание № 1, выполнить у доски пойдут….., остальные работаем самостоятельно, если выполняете раньше, поднимите руку, я поставлю вам оценку.
Анализируем выполненное задание.
Следующие двое учеников заполняют схему окислитель – восстановитель.
Двое учащихся работает на доске, остальные в тетрадях. Сверяют выполненную работу.
Двое учеников – у доски.
4. 6 мин
(18)
Знакомство с аллотроп-ными модифика-циями углерода
А теперь мы познакомимся с аллотропными модификациями, которые образует химический элемент углерод. Я раздаю вам образцы, которые вы рассматриваете в течение 2-3 мин, и готовите ответ на вопрос. Работаем группами по 4 человека.
Рассматривают образцы графита, угля, изображения алмазов, обсуждаю полученные вопросы.
Отвечают на вопросы.
5. 1 мин
(19)
физминутка
«Руки – ноги» Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть
6. 2 мин
(21)
Рассказ учителя о карбине и фуллерене
Кроме алмаза и графита есть ещё две аллотропные модификации, они были получены сначала искусственно, а потом найдены в природе – это карбин, в котором атомы углерода соединены в длинные цепочки и фуллерен, в котором 60 и более атомов углерода образуют такой шар, полый внутри. Эти вещества представляют большой интерес для нанотехнологий. Если они вас заинтересовали, то к следующему уроку можете приготовить сообщение о их получении или использовании, или истории открытия.
7. 2 мин
(23)
Работа в тетрадях
Мы достаточно подробно разобрали с вами свойства аллотропных модификаций, поэтому сейчас самостоятельно выполняем задание № 4.
Работают самостоятельно
8. 5 мин
(28)
Знакомство с адсорбцией
Отрывок из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Объясните действия рукодельницы.
Всё объясняют уникальные свойства мелкодисперсного графита – древесного угля. Посмотрите на рис. – кусочек весом в 1 г обладает площадью поверхности – 1500 кв.м и способен удерживать на своей поверхности молекулы газообразных или жидких веществ. Посмотрите – фильтрация окрашенной жидкости через уголь. Это явление называется адсорбция – найдём определение в учебнике, выполним задание № 5
А теперь посмотрим на демонстрационный стол – что объединяет эти предметы? Фильтр для воды, противогаз, таблетки активированного угля….для чего они нужны? Как, каким образом происходит очистка?, № 7
Беседуют с учителем.
Объясняют опыт
Задание в тетради № 5, 7
9. 5 мин
(33)
Составление баланса
А теперь переходим к химическим свойствам углерода – задание № 8, посмотрите, с какими простыми веществами будет взаимодействовать углерод? В каких случаях он будет окислитель, а в каких – восстановитель? Закончить уравнения реакций и составить баланс – у доски
4 человека работают у доски, остальные – в тетрадях
10. 2 мин
(35)
Оценка работы всех, кто был у доски, всего класса
Оценивает работу у доски, тех кто сделал самостоятельно, устные удачные ответы и вопросы, работу всего класса в целом
11. 1 мин
(36)
физминутка
Встать по пальцам
12. 2 мин
(38)
рефлексия
А теперь давайте дополним наш ассоциативный ряд:
Какие из веществ и явлений вас заинтересовали больше всего?
Дополнить ассоциативный ряд, оценить эмоциональное состояние
Вопросы:
Почему алмаз твёрдый, а графит – мягкий?
Почему графит оставляет следы на бумаге, а алмаз может резать стекло?
Почему из графита делают электроды, а из алмазов – ювелирные изделия?
Как вы думаете, можно ли получить из графита алмаз, а из алмаза – графит? Почему?