Просмотр содержимого документа
««Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций».»
Разработка урока по химии:
на тему: «Окислительно-восстановительные
реакции. Упражнения в составлении
окислительно-восстановительных
реакций».
подготовила:
учитель химии
Боровская Надежда Карловна
Тема: «Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций»
Задачи:
образовательные: формировать навыки составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса и нахождение степеней окисления. Систематизировать знаний о классификации химических реакций согласно электронной теории.
развивающие: совершенствовать умения школьников в составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланс, развивать логическое мышление, способствовать развитию умений сравнивать и обобщать, делать выводы.
воспитывающие: воспитывать у учащихся умения работать самостоятельно, вызывать интерес к предмету химии.
Оборудование:периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, карточки задания.
Ход урока.
I. Знакомство с темой и задачами урока.
II. Подготовка к восприятию темы урока.
Предполагается ответить на ряд вопросов;
1. Что такое степень окисления?
2. Как определяется значение степени окисления?
3. Как обозначается степень окисления?
4. Всегда ли степень окисления у химических элементов величина постоянная?
Приведите примеры и докажите свои суждения.
5. Какую степень окисления имеют атомы химических элементов, входящих в
состав простых веществ? Приведите примеры. Чем это объяснить?
6. Какую степень окисления имеют сера, фосфор в простом веществе? Чем это
объяснить?
7. Какую степень окисления проявляют \атомы металлов?
8. Какую степень окисления проявляют неметаллы (кроме фтора)?
9. В соединениях неметаллов (например: PCl5) одного и того же периода
отрицательную степень окисления какой будет иметь элемент?
10. В соединениях химических элементов неметаллов одной и той же подгруппы
какой элемент будет иметь отрицательную степень окисления? (например: SO3).
Выполнение заданий по карточкам.
Задание.
Закончить запись приведенных ниже уравнений химических реакций, расставить коэффициенты и указать тип химических реакций и отметить какие из них являются окислительно-восстановительными:
HgO → ? + O2 ↑
HNO3 + KOH → ? + ?
Zn + HCl → ZnCl2 + ?
SO3 + H2O → ?
C + O2 → CO2
Какие из этих реакций сопровождаются выделением тепла, а какие поглощением теплоты?
Как называются такие реакции? Расставить степени окисления в каждом элементе.
III. Изучение нового материала.
В ходе беседы учащиеся подходят к выводу, что изученные типы реакций согласно электронной теории можно разделить на реакции, происходящие с изменением степеней окисления элементов, входящих в состав исходных и полученных веществ, и реакций, происходящих без изменения степеней окисления элементов.
Выводим определение:
Реакции, которые протекают с изменением степени окисления называются окислительно-восстановительными.
Знакомство со способами составления уравнений окисления называются окислительно-восстановительных реакций
Рекомендации:
а) записать схему химического уравнения (учащиеся в тетрадях, учитель на
доске).
Al + H2SO4 → A2(SO4)3 + H2 ↑
б) расставить степень окисления всех элементов в формулах веществ в левой и
правой частях уравнения:
0 +1 +6 -2 +3 +6 -2 0
Al+ H2SO4 → Al2(SO4)3 + H2 ↑
в) подчеркните знаки элементов, у которых степень окисления меняется в
процессе реакции.
г) составить схему электронного баланса.
0 +3
Al - 3е = Al 3
+1 0
2H + 2e = H2 2
и подберите коэффициенты, чтобы уравнять число отданных и принятых
электронов.
0 +3
восстановитель Al - 3е = Al 3 2 окисляется
+1 0
окислитель 2H + 2e = H2 2 3 восстанавливается
д) расставьте эти коэффициенты в уравнении реакции
0 +1 +6 -2 +3 +6 -2 0
2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2 ↑
е) проверьте коэффициенты в уравнении реакции, подсчитав сумму атомов
кислорода.
IV. Закрепление темы урока.
1. Работа с учебником, где дается рекомендация по выработке умений составления окислительно-восстановительных реакций с помощью определенных действий.
2. Выполнение заданий.
Уравнять химические реакции методом электронного баланса.
Вариант 1. а) KClO3 = KCl + O2
б) F2 + H2O = HF + O2
Вариант 2. а) Al + H2SO4 → Al2(SO4)3 + H2 ↑
б) K + H2O → KOH + H2↑
Вариант 3. а) KJ + Cl2 = KCl + J2
б) NaBr + Cl2 = NaCl + Br2
Вариант 4. Составить уравнения окислительно-восстановительных реакций
а) алюминия с кислородом;
б) железа с хлором;
в) лития с серой
Вариант 5. Какое количество электронов теряет или присоединяет частица в следующих процессах: