Урок перевода знаний на более высокий уровень. Изучается строение атомов, свойства элементов d-cемейства, выясняются причины переменнных валентностей, способностей к комплексообразованию. Расширяются представления о элементах D-семейства,ообенностях строения. В ходе урока развивается осмысленное восприятие материала, умения устанавливать причино-следственные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«общие свойства D-элементов »
УрокУрок химии в 11 классе
по теме
«Общие свойства D элементов».
Девиз урока :
«Для описания свойств вещества
достаточно знать его электронную
структуру».
Цель урока: изучение строения атомов, свойств элементов d-семейства, выяснение причин переменных валентностей, способности к комплексообразованию.
Задачи урока:
Образовательная: расширить представления о элементах D семейства, закрепить знания о строении атомов d- семейства, выделить существенные особенности d –элементов, обосновать возможные валентности атомов d-семейства.
Развивающая :развивать познавательные процессы(память, речь, внимание), развивать осмысленное запоминание, критическое мышление при анализе и сравнении, умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами, умения вести грамотный учебный диалог.
Воспитательная: воспитание мотивов учения, формирование стремления к глубокому усвоению знаний, воспитание умений получать знания с помощью различных источников, в том числе книги и компьютера.
Тип урока: Урок углубления, изучения знаний по теме.
Оборудование: мультимедийная установка, периодическая система, карточки-задания на разные варианты, растворы солей железа, меди, цинка.
ХОД УРОКА.
І. Организационный этап.
а) Организация класса;
Добрый день. Я рада, что вы все здоровы и присутствуете на уроке.
Тема сегодняшнего урока «Общие свойства D элементов».
Тема для вас не нова, но мы рассмотрим вопросы на более серьезном, углубленном уровне, от знакомого перейдём к незнакомому. Я прошу вашего внимания. Мне бы хотелось, чтобы вы сами сформулировали цель урока, для этого вы внимательно слушаете вопросы- подсказки из разных дисциплин.
б) Постановка цели урока.
Цель урока ставится через игру-загадку.
По распространению в земной коре он уступает только Al , O , Si.
Первоначально его источником были лишь метеориты, где он находился почти в чистом виде.
Первобытный человек использовал орудия из него за несколько тысячелетий до нашей эры.
В честь него был назван век.
В организме человека его 3грамма, из них 2грамма в крови.
Конечно! Речь идёт о железе!
!!!Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
ІІ. Актуализация знаний о железе.
Ребята. Я предполагаю, что о железе вы знаете много из курса географии, физики, истории, химии 9 класса.
Работаем с индивидуальными опросниками, в которые вошли вопросы из разных дисциплин, а также из химии, предыдущих классов.
Опросник по теме « Железо».
1 вариант. 2 вариант.
1.
В каком виде железо встречается в природе
1.
Каково положение железа в
периодической системе
2.
Схема строения атома железа.
2.
К какому семейству относится железо.
3.
Определить валентность железа в соединенияхFe2O3FeSFe(OH)3Fe2(SO4)3
3.
Определить валентность железа в
соединениях Fe(NO3)3, FeO, Fe (SO4).
4.
Чем является железо в комплексном соединении
K4[Fe(CN6)] Fe4[Fe(CN6)] 3
4.
Чем является железо в комплексном
соединении K3[Fe(CN6)] Fe3[Fe(CN6)] 2
5.
Крупнейшие месторождения минералов железа.
5.
Природные соединения железа.
6.
Роль железа в жизни растений.
6.
Роль железа в жизни человека и
животных
7.
Продукты питания, богатые железом.
7.
Продукты питания, богатые железом.
8.
Проиллюстрировать схему конкретными примерами
Fe0---Fe+2Fe0----Fe+3
8.
Проиллюстрировать схему конкретными примерами
Fe0---Fe+2----Fe+3
9.
Какую окраску будет иметь лакмус в растворе
cоли Fe(NO3)3
9.
Может ли лакмус иметь синюю окраску
в растворе солей железа.
10.
Какой вред могут нанести водопроводу
железобактерии.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
10.
В виде каких ионов железо содержится в гидросфере. Какое значение оно имеет для
жизнедеятельности железобактерии
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
ІІІ. Переход к изучению нового материала.
а). Беседа по опросникам;
б). перевод информации от частного случая к общему: — от железа —
в целом к d-семейству.
ІY. Изучение нового материала.
Элементы побочной подгруппы. Работа с учебником стр.114.
строение атомов элементов побочных подгрупп
. Работа в тетрадях с написанием электронных формул. Учебник рис.291.
Просмотр фрагмента диска «Общая и неорганическая химия»
Семейство железа.
Смотрите , как смоделировано заполнение электронами энергетических уровней.
( просмотр с комментариями повторить несколько раз).
Работа с тетрадями.
ЗАПОМНИ. Заполнение электронами атомных орбиталей определяется двумя противоположно действующими факторами:
1.притяжение к ядру — электроны на атомной орбитали с низкой энергией d- подуровень;
2.Отталкивание между электронами — удаляются друг от друга —3 орбиталь;
3.Валентные электроны:
а). на внешнем уровне;
б).с предпоследнего уровня — d электроны.
4.Многообразие соединений — т.к. много валентных А.О. следовательно много химических связей — разнообразие соединений.
5.Склонны к комплексообразованию. /Демонстрация образцов солей./