Цель: активизация познавательной деятельности, мотивация на работу.
Учитель:
Ребята, я буду читать утверждения. Если вы согласны ставите 1, если нет ставите 0.
В итоге у вас получится цифра (представители от групп ответ пишут на доске для обсуждения)
NaHS – сульфид натрия.
Степень окисления серы в нем +2.
В H2SO4 сера проявляет высшую степень окисления.
Соединения серы(4) в реакциях проявляют только окислительные свойства.
Соли H2SO4 – сульфаты°.
Реакция окисления SO2 в SO3 экзотермическая, обратимая.
Соединения серы(2) в реакциях только восстановители.
2.Информационная разминка.
Цель: Повторить знания о сере – простом веществе, элементе и ее соединениях.
Обозначения: - простое вещество - □
- элемент - ∆
- соединение - o
(от каждой группы выходят представители к доске и пишут свой ответ)
1.Сера нам необходима –
Нам без серы не прожить
Всем известно, что без серы
Нам огня не запалить
2.Сера есть в белках, сульфатах
И в сульфиде есть она
И для сероуглерода
Обязательно нужна.
3.Портит сера атмосферу
А верней – ее оксид
Пожелтели листья в сквере
Дождь кислотный моросит.
3.Эксперимент.(у каждой группы свое задание. Объясняют свои результаты, пишут уравнение реакции).
Первая группа: Доказать наличие сульфид – иона в Na2S.
Вторая группа: Распознать среди двух солей, соль серной кислоты.
Третья группа: Доказать содержание ионов водорода в серной кислоте.
Четвертая группа: Доказать, что выданный образец сульфита натрия содержит примесь Na2SO4.
Пятая группа: Среди выданных трех кислот распознать серную.
4. «Угадай вещество»(каждой группе по цитате)
а) Она прозрачна как вода
Не пахнет и густа как масло
Но воду лить в нее опасно:
Из колбы пар, вода шумит
Как будто в ней змея лежит
И вольно иль невольно
Ужалить может больно.
б) Я растворю любой металл
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой
Слыву я главной кислотой
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
в) Я всюду есть – но понемножку
Черню серебряную ложку
Когда испорчено яйцо
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит.
г) Когда пирит в печи горит
То в горле от меня першит
А мой гидрат планете всей
Грозит кислотностью дождей
д) Достоин этот газ удивленья –
Его применяют сейчас
Для резки металлов, в сталеваренье
И в доменных мощных печах.
Берет его летчик в высотные дали,
Подводник с собою берет
Вы верно уже угадали,
Что это - …….
5. «Найди ошибку»
Цель:Проверка умения подбора коэффициентов ОВР.
Учитель:
Ребята, на доске написаны уравнения реакции, в которых преднамеренно допущены ошибки. Работая в группах со своим уравнением находите и исправляете ошибку.
Цель: Повторить взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.
Учитель:
Ребята, на доске запись пяти цепочек. Работаем в группах.
Первая группа: SO2 → SO3 → H2SO4 →KHSO4
Вторая группа: SO3 → CaSO4 → Ca(OH)2→ Ca(NO3)2
Третья группа: S → H2S → Na2S → CuS
Четвертая группа: H2S → SO2 → K2SO3 → SO2
Пятая группа: H2SO4 → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO
По окончанию работы показываем на доске.
7.Тестовая работа (выполняют все группы)
1) Электронная формула атома химического элемента 1S22S22P63S23P4. Укажите химический знак элемента и формулу высшего оксида:
а) S, SO2; б) S, SO3; в) Se, SeO2; г) Se , SeO3
2) В уравнении реакции горения серы в кислороде коэффициент перед формулой восстановителя равен:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
3) С каким веществом не реагирует разбавленная серная кислота?
а) Al ; б) Ag ; в)Fe ; г) Mg.
4) С помощью какого иона можно обнаружить SO2-4?
а) Н+ ; б) ОН- ; в) Ag+ ; г) Ва2+
Каждый этап урока направлен на решение конкретной учебной задачи, в целом – целей урока. Через такое взаимодействие в сотворчестве учителя и учащихся хочется думать об улучшении качества образовательной подготовки, повышении мотивации к учению, развитии способности анализировать, решать учебные задачи.