Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.»
Конспект урока – соревнования по химии в 8 классе на тему:
«Обобщение знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева».
Учитель химии МОУ «СОШ №3»
г. Валуйки Белгородской области
Коломыцева Надежда Александровна
Тема урока: Обобщение знаний о периодическом законе и периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева.
Цели урока.
Образовательные:
Систематизировать и обобщить знания по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» с использованием элементов игры.
Подготовиться к контрольной работе по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
Выявить пробелы в знаниях по данной теме.
Изучение научного наследия великого русского учёного.
Развивающие:
Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения
анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед
аудиторией.
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной,
личностной.
Развитие чувства патриотизма.
Воспитательные:
Привитие гигиенических норм труда.
Воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.
Формирование правильной самооценки учащихся.
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов,
привитие интереса к химии.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
портрет Д.И.Менделеева, эпиграф, карточки, эмблемы, использование
интерактивного комплекса.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: урок- игра.
Оформление класса: маршрут этапов урока, портрет Д.И.Менделеева, периодическая
система химических элементов Д.И.Менделеева.План
характеристики химического элемента по положению в
периодической таблице Д.И.Менделеева.
Предварительная работа: формирование команд, домашнее задание для учащихся:
придумать названия командам и девиз, проработать понятия
темы.
Ход урока.
1.Организационный момент. Целевая установка.
2.Мотивация учебной деятельности.
Все от песчинок до планет
Из элементов состоит единых.
С. Щипачев
Учитель читает наизусть стихотворение С.Щипачева, отдельные строки которого он взял за эпиграф урока. Просит вдуматься в них
Сегодня у нас не обычный урок, а урок соревнование по теме: «Обобщение знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева», на этом уроке вы увидите свои слабые места в знаниях, чтобы затем, перед контрольной ещё раз повторить и проработать материал.
Оценивать вашу работу на уроке будет жюри.
Класс разделён на 2 команды (равные по количеству участников и по знаниям):
«Электрон» и «Протон».
3. Основная часть урока.
Жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева является подлинным подвигом великого служения народу. Уже более 147-лет существует периодический закон, прославивший русскую науку и нашу Родину. В марте месяце 1869 года на одном из заседаний Русского физико - химического общества один из ведущих химиков зачитал работу Д.И.Менделеева об открытой им зависимости свойств химических элементов от их атомного веса. Никто из ученых того времени не предполагали, что открыт закон величайшей важности, который ознаменует собой начало новой эры химии. Менделеев писал, что он создал естественную систему всех химических элементов, в которой они располагались друг за другом в порядке возрастания их атомных весов.
В такой системе наблюдается замечательная закономерность: химические свойства элементов повторяются через определённые, правильные промежутки, повторяются периодически. Учёный так и назвал свою систему – периодической системой элементов.
1 ЭТАП. Конкурс «Кто быстрее?»
1.Начинаем соревнование с разминки.
а) назвать элементы, которые начинаются с буквы «А».
б) из букв б,л,м,р,о,х составьте названия элементов
(хлор, бром, бор).
Из слогов дий,ра, маг, лит, ний,ий,составьте названия элементов
(магний, радий, литий).
За одну минуту участники команд должны записать как можно больше названий
химических элементов. Каждый названный элемент – 1 балл.
2 ЭТАП. Конкурс «Проверка домашнего задания».
От каждой команды приглашаются по одному представителю, чтобы составить и записать на доске характеристику химического элемента: одна команда – металл натрий, другая команда – неметалл углерод. (Приложение 1. План характеристики химического элемента)- 5 баллов.
3 ЭТАП.Конкурс «Эстафета».
Капитаны каждой команды поочередно берут со стола конверты с заданием. Участники обсуждают ответ (1 мин.), затем отвечает любой член команды. За каждый правильный ответ получают по 1 баллу.
Вопросы:
Как читается периодический закон Д.И.Менделеева?
Как расположены элементы в периодической системе?
Что такое период? Сколько периодов в периодической системе химических элементов?
Что такое группа? Сколько групп в периодической системе химических элементов?
Что такое подгруппа?
Как изменяются свойства элементов в периоде?
Как изменяются свойства элементов в главной подгруппе?
8. Как определить высшую и низшую валентность элементов по его положению в
периодической системе химических элементов?
Как составить формулы высших оксидов и летучих водородных соединений?
10. Как определить число электронных уровней в электронной оболочке атома?
11. Как определить число внешних электронов у элемента?
12. Как определить по строению атома, металлом или неметаллом является
химический элемент?
4 ЭТАП. Конкурс « Разминка ума ».
Элементы II периода? (да, нет)
Li, Na, Al, Mq, C, B, N, Cl, P, F
Элементы I группы главной подгруппы?
О , Na,Aq, С, Li, Аl, Н , К, Си
Каждый правильный ответ – 1 балл.
5 ЭТАП. Конкурс «Конкурс капитанов».
За одну минуту капитаны команд должны записать как можно больше названий химических элементов, составленных из букв слова ПРОТАКТИНИЙ. Каждый названный элемент – 1 балл (актиний, титан, криптон, иттрий, торий, натрий).
6 ЭТАП.Пока капитаны соревнуются, проведем Конкурс « Мозговой штурм».
Каждый правильный ответ – 1 балл.
А1. Чему равен заряд ядра атома натрия:
1) 0;
2)+1;
3)+11;
4)+23.
А2. Сколько всего электронов в атоме азота:
1)2;
2)7;
3)14;
4) 5
А3. Что общего в атомах 612С и 614С?
масса атома;
число протонов
число нейтронов
заряд ядра
А4. Изотопы друг от друга отличаются:
зарядом ядра;
числом нейтронов в ядре;
числом протонов в ядре;
числом электронов в электронной оболочке
А5. Химический элемент 3 периода V группы главной подгруппы имеет распределение электронов по слоям:
2)8)5);
2)8)3);
2)5);
2)3)
А6. Два электронных слоя и семь электронов на внешнем энергетическом уровне имеет элемент:
фтор;
сера;
калий;
хлор
7 ЭТАП.Конкурс «Загадки».
Небесно- голубое пламя
Даст при внесении в огонь
Он в них расплавится, как только,
Его положат на ладонь.
(цезий)
Убил он многих, он убийца.
Назвать его мы вправе так,
Им отравился даже Дэви.
И всем известный Гей-Люссак.
Сгорают в нем песок с водою.
В свободном виде страшен он,
В соединении с углеродом,
Он человеку дал тифлон.
(фтор)
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде.
Раствор спиртовый стал типичный
В аптеках встретите везде.
(йод)
Давно известна человеку
Она тягуча и красна
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она.
(медь)
Знаем вес мы всех металлов
Даже взвесили протон
А какой в тяжелом весе
Абсолютный чемпион
(осмий)
Октаэдрична, прагматична,
Желта обычно как янтарь
Она бывает и пластична
И применялась еще в старь
Она встречается в Техасе
Вблизи вулканов, например,
У нас на Волге, на Кавказе,
В Туркменской ССР.
(сера)
В солях бесцветен, безопасен,
Полезен, безусловно, всем,
Становится везде опасен,
Когда свободен он совсем,
Тогда он ядовит, окрашен,
И стелется он по земле
Удушливый и очень страшный
Как первый газ из всех О.В.
(хлор)
Он нужен всем, когда он связан
Он вяжется с большим трудом
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех 3-х царствах
Освобождается в огне
И есть он в красках и лекарствах
Он нужен миру и войне.
(азот)
4. Подведение итогов урока.
Пока жюри подводит итоги, мы займемся опытной викториной. На менделеевских средах много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Д.И.Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым.
Когда Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Дмитрий Иванович накрыл стеклянной крышкой банку, стоящую на столе. К удивлению присутствующих банка действительно наполнилась дымом.
Как это могло случиться?
Я сейчас продемонстрирую этот опыт вам.
Вы так старались и трудились, что надымили. Соберу дым в стакан
(учитель показывает опыт).
«Дым без огня».
Величайшие слова Д.И.Менделеева: «Посев научный взойдет для жатвы народной» - сбылись. Многое изменилось с того времени, когда Менделеев впервые расположил химические элементы в их естественной последовательности.
Однако ни явление изотопии, ни открытие и получение новых элементов, ни ряд других фактов не опровергли, а, наоборот, только укрепили и подтвердили правильность и незыблемость великого закона природы, открытого русским учёным Д.И.Менделеевым.
Великий ученый и патриот, он навсегда останется для нас символом честности и трудолюбия, борьбы за интересы народа. Мы, потомки, горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами его величайшего открытия.
Жюри подводит итог, объявляет команду победителей, учитель зачитывает оценки за урок.
5. Рефлексия.
Сегодня на уроке нами была поставлена проблема и благодаря совместной нашей работе мы ее решили и мне очень хочется верить в то, что девиз нашего урока заставил вас задуматься о том, что все- таки только трудясь, вы можете добиться больших результатов. На партах листочки подчеркивают. Какие чувства учащиеся испытывают после сегодняшнего занятия? (неудовлетворение; огорчение; радость; гордость за выполненную работу; желание узнать больше; чувство досады.)
6. Домашнее задание.
Задание: подготовка к уроку- защите проектов по творческой деятельности Д.И. Менделеева.
Литература:
1 Власов Л., Трифанов Д. Занимательно о химии.М.: Молодая гвардия,
1989, 256с.
2. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические