Обобщающий урок-игра с элементами эксперимента: «Типы химических реакций».
Обобщающий урок-игра с элементами эксперимента: «Типы химических реакций».
В игровой форме, используя интерактивные задания LearningApps, повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и типах, с помощью практических заданий закрепить навык проведения эксперимента, наблюдения и обобщения, расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок-игра с элементами эксперимента: «Типы химических реакций».»
Обобщающий урок-игра с элементами эксперимента:
«Типы химических реакций» 8 класс.
Автор урока: Дегтярева Елена Эдуардовна
Предмет: Химия
Цель данного урока: в игровой форме, используя интерактивные задания LearningApps, повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и типах, с помощью практических заданий закрепить навык проведения эксперимента, наблюдения и обобщения, расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.
Задачи урока: Применение полученных знаний при составлении уравнений химических реакций разных типов, определение типа и признака химических реакций, решая практические задачи.
Образовательные: систематизировать знания обучающихся о типах химических реакций, решать экспериментальные задачи, записывать уравнения реакций, определять их тип.
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: умение работать коллективно, развивать интеллектуальные качества личности, воспитывать способность к взаимовыручке.
Ход урока
I. Этап. «Жеребьёвка»
Учащиеся вытягивают карточки разного цвета и объединяются по группам, в зависимости от цвета карточки. На красных карточках написано слово «Реактивы», на жёлтых карточках - «Индикаторы», на зелёных карточках – «Катализаторы».
Класс, согласно выбранным карточкам, разбивается на 3 команды. Садятся за три стола, образуя группы.
Слово учителя: Ребята, каждая команда имеет своё химическое название. Дайте, пожалуйста, определение этому понятию и приведите примеры (2 балла).
Учитель обращается к детям со словами:
- Эти явления знаете вы
В природе и в нашем быту встречаются они,
А отличают эти явления – взаимные превращения,
Образуются всегда – новые вещества.
- Что же это за явления? (Химические реакции)
Тема нашего урока-игры «Типы химических реакций».
II. Этап «Разгадай кроссворд».
Разгадывая кроссворд, мы с вами повторим определения и понятия этой темы.
Каждая команда разгадывает по 5 вопросов кроссворда. За каждый правильный ответ
(1 балл). Если команда не может ответить, это право переходит другой команде.
Для открытия кроссворда пройти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pvnat1gda19
III. Этап «Определить тип реакции».
Каждая команда распределяет 6 реакций . За каждый правильный ответ 1 балл.
Для открытия игры пройти по ссылке https://learningapps.org/1972985
IV. Этап «Проведи эксперимент».
Задание для команды «Реактивы»:
На лабораторном столе три пробирки с раствором соляной кислоты и три кусочка металлов: Сu, Zn, Аl.
Задание: Поместите в пробирки с кислотой соответствующие металлы. Что наблюдаете в каждой из пробирок? Напишите уравнения протекающих реакций. Расставьте коэффициенты. Укажите признак реакции, её тип. В какой из пробирок реакция не протекала? Почему?
4) Реакция в первой пробирке не протекает, так как медь в ряду активности металлов стоит правее водорода и не обладает способностью вытеснять водород из растворов кислот. (2 балла)
Задание для команды «Индикаторы»: На лабораторном столе три пробирки с раствором сульфата меди (II) и три пластинки металлов Fe, Zn, Аg.
Задание: Поместите металлические пластинки в пробирки с раствором сульфата меди (II). Что наблюдаете в каждой из пробирок? Напишите уравнения протекающих реакций. Расставьте коэффициенты. Укажите признак реакции, её тип. В какой из пробирок реакция не протекала? Почему?
Ответ:
1). СuSO4+ Fe → Сu↓ + FeSO4 ( образование красного налёта меди на поверхности железного гвоздя) – реакция замещения.
2). СuSO4+ Zn → Сu↓ + ZnSO4 - реакция замещения
3 СuSO4+ Аg →
4) Реакция в третьей пробирке не протекает, так как серебро в ряду активности металлов стоит после меди и не может вытеснить её из раствора соли. (2 балла)
Задание для команды «Катализаторы»: На лабораторном столе находятся три пары растворов NaOH и CuSO4, Na2CO3 и HCl, NaCl и H2SO4.
Задание: В каждую пробирку попарно смешайте по 1 мл соответствующих растворов. Что наблюдаете в каждой из пробирок? Напишите уравнения протекающих реакций. Расставьте коэффициенты. Укажите признак реакции, её тип. В какой из пробирок реакция не протекала? Почему?
4) Реакция обмена не протекает так как нет признака реакции (осадка, газа или воды).
V. Этап «Итоги эксперимента».
Каждая команда рассказывает о своём эксперименте двум другим командам. Объясняют свои наблюдения. Делают соответствующие выводы. Команды проверяют уравнения реакций (находят ошибки, если они есть). За найденную ошибку команде добавляются соответствующие баллы.
Критерии оценивания эксперимента:
1. За каждое уравнение реакции (2 балла).
2. За указанный признак и тип реакции (2 балл).
3. Объяснение, почему в одной из пробирок не протекает реакция? (2 балла)
Итого 10 баллов.
VI. Этап «Победители урока-игры».
Подсчет баллов всех команд и объявление команды-победителя.