Просмотр содержимого документа
«Обьемные отношения газов.»
8 класс. Тема. Объёмные отношения газов.
Цели урока:
1) образовательная: ознакомить обучающихся с законом объемных отношений газов Гей-Люссака; научить решать расчетные задачи, применяя изученный закон.
2) воспитательная: воспитывать бережное отношение обучающихся к окружающей человека воздушной среде; также воспитывать уверенность в своих силах, умение самостоятельно работать с учебным материалом.
3) развивающая: углубить представления обучающихся о веществах в газообразном агрегатном состоянии; совершенствовать умение решать расчетные задачи, если в реакции принимают участие или образуются газообразные вещества.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: беседа по вопросам, рассказ учителя, работа обучающихся в группах (парах), индивидуальная работа обучающихся.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся. Подготовка к усвоению нового материала.
2.1. Взаимопроверка домашнего задания (с правого оборота обычной доски или демонстрируется на мультимедиа доске):
- ответы упражнения 3 (с.128)
Дано:
NO
воздух
Dвозд(NO) = ?
Dвозд(NO) = М(NO) = 14 + 16 = 30
М(возд.) = 29
Dвозд(NO) = = 1,0345
Ответ: Dвозд(NO) = 1,0345
- *ответы дополнительного упражнения 4 (с.128)
Дано:
m(C) = 6 кг
V (CO2) = ?
6000 г x л М(C) = 12
C + O2 = CO2 Vm(CO2) =
12 г 22,4 л
=
x л = = 11200 л
Ответ: V (CO2) = 11200 литров
2.2. Работа у доски с задачами (2 обучающихся получают задания на карточках, приложение 1).
Задача 2.1. Вычислите объём 0,125 моль водорода (H2).
Ответ: V(H2) = 2,8 л
Задача 2.2. Какое количество вещества являют собой 8,4 литров кислорода (O2)?
Ответ: n(O2) = 0,375 моль
2.3. На рабочих местах фронтальная беседа по вопросам.
1. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?
- Известно три агрегатных состояния, в которых могут находиться вещества: твердое, жидкое и газообразное.
2. Охарактеризуйте особенности газообразного состояния вещества.
- Большие расстояния между молекулами или атомами вещества (около 1800-2000 размеров частицы), объем газообразных веществ не зависит от размера их молекул.
3. Назовите простые вещества-газы, укажите положение образующих их атомов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
- Простые вещества-газы: водород, атом водорода №1; азот, атом азота №7; кислород, атом кислорода №8; фтор, атом фтора №9; хлор, атом хлора №17.
1.4. Проверка решения задач у доски.
3. Формулирование темы урока при участии обучающихся.
Тема. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
- все записывают число (прописью), «Классная работа» и тему урока.
4. Обучающиеся предлагают формулировки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Цели и задачи урока:
1) узнать максимальное количество веществ, которые при обычных условиях находятся в газообразном состоянии;
2) изучить закон объёмных отношений газов при химических реакциях;
3) научиться решать задачи, в которых вступают в реакцию и образуются в результате реакции газообразные вещества;
4) учиться работать самостоятельно при решении учебных задач;
5) совершенствовать умение расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
5. Изучение нового материала.
- Запишите из приложения 2 к уроку в свои тетради формулы газообразных веществ, изучаемых в школьном курсе химии.
- В ходе химических реакций объем реагирующих веществ может изменяться.
- Это происходит чаще всего тогда, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества или образуются газообразные продукты реакции.
- Объем любого газа при постоянных физических условиях (температуре и давлении) пропорционален массе этого газа.
- Взвешивать газообразные вещества довольно проблематично, поэтому в практических расчетах массы газов удобнее заменить их объемами.
- Анализируя результаты опытов с газообразными веществами, французский ученый Жозеф Луи Гей-Люссак в 1808 году сформулировал закон объемных отношений.
- с.156, запишите из учебника в тетрадь формулировку закона объемных отношений:
При неизменном давлении объёмы реагирующих и образующихся
газов относятся между собой как небольшие целые числа.
Например: метан при высокой температуре разлагается на ацетилен и водород
2CH4 C2H2 + 3H2
2 моль 1 моль 3 моль
2 л 1 л 3 л
V(CH4) : V(C2H2) : V(H2) = 2 : 1 : 3
Закон применим также для реакций с участием воды в виде водяного пара
C3H8 + 5O2 3CO2 + 4H2O
1 моль 5 моль 3 моль 4 моль
1 л 5 л 3 л 4 л
V(C3H8) : V(O2) : V(CO2) : V(H2O) = 1 : 5 : 3 : 4
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
6. Первичное закрепление изученного материала.
Решение расчетных задач (задачи 5.1 и 5.2 записаны на лицевой стороне правого разворота доски или в скрытой записи на мультимедиа доске (распечатаны на карточках), остальные 3 задачи напечатаны на карточках, выдаются группе (паре) и решаются на месте в группах).
1) Три группы (пары) обучающихся получают задание для выполнения на месте (распечатано приложение 3, выдано по одному на пару), с отчётом у доски:
Группа 1.
Какой объем оксида углерода (IV) (углекислого газа) выделяется при полном сгорании 3,25 литров этилена?
Группа 2.
Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана?
Группа 3.
Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена.
2) У доски с пояснениями хода решения задачи работают один за другим два обучающихся, остальные работают на месте (распечатано приложение 4 и выдается работающему).
Задача 6.1. Какой объем водорода выделяется при разложении 7 литров метана?
а) частичное разложение: 2CH4 C2H2 + 3H2
б) полное разложение: CH4 C + 2H2
Ответ: а) частичное разложение V(H2) = 10,5 л
б) полное разложение V(H2) = 14 л
- Напоминаю обучающимся о том, что кислород для дыхания и сжигания топлива мы получаем из воздуха, а при этом выделяется углекислый газ, повышенное содержание которого в атмосфере приводит к «парниковому» эффекту.
Задача 6.2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 12 литров этана.
2C2H6 + 7O2 4CO2 + 6H2O
Ответ: V(O2) = 42 л; V(воздуха) = 200 л
7. Закрепление, обсуждение и коррекция изученного материала.
Отчет групп, представители групп по очереди записывают решение задач на доске. Остальная часть класса проверяет и обсуждает ход решения каждой задачи, записывает решение себе в тетрадь.
Группа 1.
Какой объем оксида углерода (IV) (углекислого газа) выделяется при полном сгорании 3,25 литров этилена?
C2H4 + 3O2 2CO2 + 2H2O
Ответ: V(CO2) = 6,5 л
Группа 2.
Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана?
2C4H10 + 13O2 8CO2 + 10H2O
Ответ: V(O2) = 78 л
Группа 3.
Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена.
C4H8 + 6O2 4CO2 + 4H2O
Ответ: V(O2) = 27 л; V(воздуха) = 128,57 л
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Рефлексия, вопросы рефлексии:
1) На уроке я работал (как?)
2) Своей работой на уроке я (доволен, нет)
3) Урок для меня был (каким?)
4) На уроке я узнал (о чем?)
5) Материал урока был мне (понятен, непонятен)
6) Мое настроение после урока …
- Мы изучили на сегодняшнем уроке закон объемных отношений Гей-Люссака и научились решать расчетные задачи по уравнениям, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества и (или) образуются газообразные продукты реакции.