kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья на тему: Ученический эксперимент в изучении химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью школьного образования является создание условий для самореализации учащихся, удовлетворения познавательных потребностей каждого ученика, а также подготовка его к творческому индивидуальному труду. Важную роль в этом призван сыграть ученический эксперимент в процессе изучения школьного курса химии.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: Ученический эксперимент в изучении химии»

Ученический эксперимент в изучении химии


Маматкулов Зайниддин Зиёвадинович



13-средняя школа, город Бекабад, Ташкентская область, Узбекистан


Химический эксперимент – основа изучения химии. Без его использования невозможно познать предмет. Любое знание без эксперимента – формальное знание. Использование эксперимента при изучении химии позволяет решить разные проблемы. Особенно он необходим при изучении нового материала и при умелом использовании позволяет сформировать познавательную активность и познавательный интерес школьников, без которых невозможно сделать процесс обучения результативным, качественным.

Так же химический эксперимент – практические работы - позволяют применять знаний, умений и навыков учащихся, контролировать эффективность учебного процесса и его качество.

В связи с тем, что учащиеся имеют разный уровень знаний, способностей при проведении работ используются разноуровневые задания или система дополнительных заданий, которые учащийся имеет возможность выполнить по желанию.

Основной целью школьного образования является создание условий для самореализации учащихся, удовлетворения познавательных потребностей каждого ученика, а также подготовка его к творческому индивидуальному труду. Важную роль в этом призван сыграть ученический эксперимент в процессе изучения школьного курса химии.

Систематическое использование эксперимента на уроках химии помогает бороться с формализмом знаний, развивает умение наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изучения теорий и законов.

Выделяется два вида школьного химического эксперимента: демонстрационный, осуществляемый учителем, и ученический, выполняемый школьниками в виде лабораторных опытов, практических работ или решения экспериментальных задач. В основу данной классификации положена деятельность учителя и учащихся.

Ученический эксперимент является одним из важнейших способов обучения детей основам химии. Его принято разделять на лабораторные опыты и практические занятия. Они различаются по дидактической цели. Цель лабораторных опытов – приобретение новых знаний, изучение нового материала. Практические занятия обычно проводятся в конце изучения темы и служат для закрепления и совершенствования, конкретизации знаний, формирования практических умений, совершенствования уже имеющихся знаний, умений и навыков учащихся.

Практические занятия по химии играют ведущую роль в формировании химических умений учащихся. Вначале изучаются некоторые приемы препаративной химии – приобретаются умения работать с нагревательными приборами, инструментами, осваиваются приемы лабораторной техники (нагревание веществ, разделение смесей), изучаются элементарные правила техники безопасности. Затем учащиеся получают простое вещество (на примере кислорода) при разложении сложного и исследуют его свойства. Следующий этап – получение сложного вещества (сульфата меди) и выделение его из раствора, а затем приготовление раствора из сухого вещества. Если все предыдущие работы носили качественный характер, то последняя – количественный. Учащиеся пользуются весами, мерной посудой. И, наконец, экспериментальное решение задач, где от учащихся уже требуется большая самостоятельность. Таким образом, уже в начале изучения химии закладываются основы практических умений, которые в последующих классах получают дальнейшее развитие и совершенствуются.

В школьных программах по химии представлен перечень обязательных работ, которые учащиеся обязаны выполнить лабораторно или практически, а также перечислены умения и навыки, которые необходимо выработать у учащихся в процессе этих работ. Основные требования к выполнению химического эксперимента изложены там же, в учебных программах по химии. Главная их суть – знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием, в том числе уметь:

  • обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой или газовой горелкой;

  • растворять твердые вещества, проводить нагревание, фильтрование и прочие манипуляции;

  • обращаться с растворами кислот и щелочей;

  • проверять водород на чистоту;

  • готовить растворы заданной процентной и молярной концентрации;

  • собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды методом вытеснения воздуха и воды;

  • распознавать кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот, щелочей, солей.

Практическая работа.

Получение и распознавание газов.

Примечание. Перед проведением данной работы учащимся дается задание повторить теоретический материал по газообразным веществам кислород, водород, углекислый газ, аммиак и заполнить таблицу. Также необходимо напомнить способы собирания газообразных веществ.

Формула/название

Способ получения

Физические свойства

Способ

собирания

Способ распознавания
















Проведение данной практической работы наиболее оптимально организовать, разделив учащихся на группы. Перед проведением работы необходимо выбрать из учащихся класса «Главных химических технологов» - продвинутых учащихся. Их число равно количеству групп. Главным химическим технологам предоставляется возможность выбрать себе команду, приглашая в порядке очередности по одному учащемуся из класса. Каждой группе предоставляется химическое оборудование и реактивы, а так же технологические карты по получению газов. В начале урока традиционно обсуждаются вопросы по технике безопасности. Роль учителя – проверка правильности сборки установок, консультация по возникающим вопросам, контроль соблюдения правил техники безопасности.

Отчет о проделанной работе выполняется с использованием заранее заготовленной таблицы.

Учащимся предоставляется право выбора последовательности получения газов, каждая группа работает в своем темпе.

Реактивы и оборудование.

Название газа

Оборудование

Реактивы

Кислород


Пробирка

Химический стакан (для собирания)

Пробка с газоотводной трубкой

Спиртовка

Спички

Штатив

Вата

Лучинка

Химическая ложечка

Перманганат калия


Водород


Прибор для получения газов

Пробирка для собирания газа

Спиртовка

Спички

Штатив

Соляная кислота

Гранулы цинка

Углекислый газ

Пробирка -2

Пробка с газоотводной трубкой

Лучинка

Мрамор (мел)

Соляная кислота

Известковая вода

Аммиак


Пробирка -2

Вата

Пробка с газоотводной трубкой

Штатив

Химическая ложечка

Химический стакан

Индикаторная бумага

Хлорид аммония

Оксид кальция

Вода






Задание. Получить, собрать и распознать газообразные вещества. Отчет о проделанной работе оформить в виде таблицы.

Формула/

/название

Способ получения

Физические свойства

Способ

собирания

Способ распознавания








Образовательные, воспитательные, развивающие цели в педагогическом процессе достигаются разными способами, и одним из них, наиболее эффективным, является активное познание. В области химии это предполагает работу учащихся в процессе ученического эксперимента различных видов на уроке и вне его. Ученический эксперимент играет огромную роль в изучении, понимании данного предмета, придавая ему наглядность, яркость, возбуждая познавательный интерес и обеспечивая активное включение учащихся в учебно-познавательный процесс. Химический эксперимент – это не только источник познания, но и средство воспитания учащихся. Любое познание начинается с ощущения, восприятия конкретных предметов, явлений, процессов и переходит затем к обобщению и абстрагированию. Научное понятие должно обосновываться практически. Используя различные виды химического эксперимента, преподаватель учит конкретизировать теоретические знания, а учащиеся, в свою очередь, «наполняют» усвоенные химические понятия живым конкретным содержанием. Химические эксперимент способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химии, так как в процессе его выполнения учащиеся убеждаются не только в практической значимости такой работы, но и имеют возможность творчески применять свои знания. Велика роль химического эксперимента в развитии мышления и умственной активности учащихся, так как ведущую роль в умственном развитии играет теория в единстве с экспериментом.



Проведение практических работ со школьниками










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья на тему: Ученический эксперимент в изучении химии

Автор: Маматкулов Зайниддин Зиёвадинович

Дата: 14.04.2020

Номер свидетельства: 546613

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства