kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья на тему:Применение активных методов обучения на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему:Применение активных методов обучения на уроках химии»

Применение активных методов обучения на уроках химии

Авезова Феруза Мирзаевна

Бухарский техникум общественного здоровья имени Абу Али Ибн Сино, Узбекистан


В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.

Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В.И. Загвязинский считает, что квалифицировать методы как активные не вполне правомерно, так как вызывать активность обучающихся призван каждый метод обучения.

Использование активных методов обучения на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:

- сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;

- снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.

Данное выступление – краткое описание активных методов обучения и их использование на уроках химии в непрофильной школе.

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые


ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и т.д.) и др.


В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. Правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Рассмотрим подробнее основные активные методы обучения.


Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:

1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм

2. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)

3. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)

4. Метод свободных ассоциаций

5. Метод инверсии

6. Метод эмпатии

7. Метод синектики

1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

6. Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

7. Метод синектитки (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.

Данные методы позволяют выполнить на практике рекомендации О.С. Габриеляна, учитывающие особенности обучения химии на базовом уровне в непрофильных классах.

Первый совет. Вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) использовать антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся). Для учителя важно знать некоторые параметры, характеризующие ребенка. Это доминирующий канал восприятия учебного материала, то есть сколько в классе детей – визуалы, аудиалы, кинестетики. Сколько в классе левополушарных, правополушарных и детей со смешанным восприятием; как дети делятся по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики); в каком периоде полового развития находятся (допубертатный, пубертатный или постпубертатный); кто лидер, кто аутсайдер и т.д.

Второй совет. Усилить мотивацию обучающихся к изучению непрофильной химии через раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы (например, задание «Каким образом знания по химии конкретной темы связаны с обучением в выбранном ВУЗе или с будущей профессией»), усилить практическую значимость материала, предусмотренного стандартом базового уровня. Так, при изучении полимерных материалов в курсе органической химии необходимо обратить внимание на формирование умения читать этикетки трикотажных изделий с целью правильного ухода за ними.

Третий совет. В классах гуманитарного профиля использовать приемы, методы и средства, характерные для гуманитарных дисциплин.

Возможно использование символики, принятой в русском языке для обозначения частей слов, при формировании обобщенных знаний по химической номенклатуре: (-) «элемент – ид + (+ ) «элемент – а» (степень окисления (если переменная)). Вначале дается краткое латинское название более электроотрицательного элемента с суффиксом «-ид», а затем – название менее электроотрицательного элемента в родительном падеже и указывается степень окисления, если она переменная. А в органической химии символика русского языка помогает формированию номенклатуры ИЮПАК. Так, общий способ образования названий предельных одноатомных спиртов может быть отражен следующим образом: «алкан - ол» (метанол, этанол, пропанол-1).

В классах с углубленным изучением иностранного языка эффективно применение заданий на установление англоязычной этимологии химических терминов, поиск информации о роли ученых-химиков в соответствующей стране изучаемого языка.

В процессуальном отношении в классах гуманитарного профиля, в которых обучается большинство детей с ярким образным видением мира, склонных к эмоциональным переживаниям, значительный эффект получается при использовании приема анимации, т.е. наделение объектов неживого химического мира (элементов, веществ, материалов, реакций) характерными чертами и признаками живого. Обучающиеся пишут сочинения такого плана, тем самым совершенствуя свою литературную письменную речь и усваивая необходимое химическое содержание.

В классах физико-математического профиля некоторые темы, связанные с физикой (строение атома и вещества, электролиз, газовые законы), логично изучать на основе активных форм обучения (беседы, диспута, элементов уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы обучающихся. Такой подход дает возможность широко использовать межпредметные связи и формировать единую естественно-научную картину мира.

Четвертый совет. Имеет отношение к проблеме интеграции. Идеи интеграции могут реализоваться и на базовом уровне.

1. Внутрипредметная интеграция. Она проводится на основе единых законов, понятий и теорий для неорганической и органической химии и в курсе общей химии (единая система классификации и свойств неорганических и органических соединений, типология и закономерности протекания реакций между органическими и неорганическими веществами, катализ и гидролиз, окисление и восстановление, полимеры органические и неорганические).

2. Межпредметная естественно-научная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знание физики, географии, биологии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественно-научную картину мира.

3. Интеграция химии с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Она позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности (Например, проекты детей «Химические сюжеты как основа произведений научной фантастики», «Химические ошибки в средствах массовой информации и их причины»). Учебный материал приобретает личностно-значимый характер, если ему придается социальный или философский оттенок

Пятый совет. Относится к химическому эксперименту и решению расчетных задач. Необходимо обучение химии с обязательным демонстрационным экспериментом на каждом уроке. Поскольку лабораторный ученический эксперимент в силу узкого временного лимита приобретает в обучении эпизодический характер, возникает необходимость привлечения к выполнению демонстрационного эксперимента учащихся в качестве ассистентов учителя. Часть проблем химического эксперимента могут решить видеоматериалы. Возможно также использования рисунков-коллажей в учебнике.

Ввиду того, что на уроке время на решение расчетных задач по химии выкроить проблематично, необходимо использовать все возможности самостоятельной работы учащихся, особенно при подготовке домашнего задания.

В заключение стоит сказать, что учителя химии используют в своей практике и без труда дополнят рассмотренные активные формы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, примерами из личного опыта.


Литература

  1. Габриелян О.С. Особенности обучения химии на базовом уровне старшей школы: несколько методических советов коллегам // Газета «Первое сентября». – 2008. - № 18. – С. 1 - 7;

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006;

  3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008;

  4. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения: пособие для сдачи экзамена. – М.: Высшее образование, 2006.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья на тему:Применение активных методов обучения на уроках химии

Автор: Авезова Феруза Мирзаевна

Дата: 25.02.2022

Номер свидетельства: 601231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства