Научная статья:Использование дидактического материала на уроках химии
Научная статья:Использование дидактического материала на уроках химии
В настоящее время система образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы ЗУН учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья:Использование дидактического материала на уроках химии»
Использование дидактического материала на уроках химии
БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН
Авезова Феруза Мирзаевна
В настоящее время система образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы ЗУН учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Под дидактическим материалом мы понимаем такие виды натуральных текстовых и иллюстративных учебных пособий, содержащих целевую установку, и такие данные, при использовании которых учащиеся выполняют сам. работу. Все они преследуют решение учебно-воспитательной задачи.
ДМ имеют большую педагогическую ценность, т.к. делают знания учащихся конкретными и качественно более высокими, чем полученные при словесном объяснении. Они обеспечивают возможность восприятия сразу несколькими рецепторами.
Содержание дидактического материала может быть различным:
1)задания, требующие ответа по аналогии,
2)задания требующие анализа имеющихся знаний
3) задания, требующие определённых умозаключений.
Преимущество ДМ в сравнении с др. наглядными пособиями, заключается в том, что по своей структуре построения он дает учителю возможность варьировать. Он м.б. использован как демонстративный материал, а может как и раздаточный материал.
Составление ДМ требует определенных правил
Полное соответствие натуральных пособий понятиям,
Чем сложнее для усвоения учащихся материал, тем тщательнее должен проводиться подбор
Сочетание на уроке натуральных и искусственных пособий т.о , чтобы создать наилучшие условия для осмысленной поисковой работы.
Данные полученные на основе пед. исследований свидетельствуют о том, что учащиеся недостаточно владеют умением анализировать большой фактический материал и на основе вычленять главную мысль, не имеют навыков использования полученных знаний на практике. Здесь можно использовать различные виды ДМ, карточки-задания, которые могут включать:
Содержание и построение заданий способствует развитию логического мышления. Степень сложности таких заданий может быть разной и возрастает по мере развития изучаемых понятий и приобретения ЗУН.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные сведения и вспомогательные решения, с помощью которых ученики индивидуально, группами или всем классом на уроке, на экскурсии или во время практической работы выполняют задания с целью накопления знаний. ДК могут использоваться на сам. работе, во время изложения нового материала, при закреплении и обобщении знаний, на практических занятиях.
К ДМ относятся средства, которые на ряду с учебником способствуют формированию у учащихся ведущих понятий и развивают у них мышление. К таким ДМ относятся средства на печатной основе,
Например
ОБОБЩАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ позволяет конкретизировать и систематизировать понятия, лучше усвоить материал. Их можно широко использовать при проверке знаний, изучении и закреплении учебного материала, а также в качестве д/з. Например
1.Кристаллические решетки виды связи
тип решетки
виды частиц в узлах
виды связи между частицами
примеры веществ
физические свойства
ионная
атомная
молекулярная
металлическая
2.Классификация органических веществ
название класса
особенность строения
суффикс
пример соединения
название соединения
3.Сравнительная характеристика УВ
признак сравнения
алканы
алкены
циклоалканы
алкадиены
алкины
арены
общая формула
строение
номенклатура
изомерия
химические свойства
4. Научить учащихся анализировать, сопоставлять можно с помощью следующей таблицы
анализируем
объясняем
исправляем
CH3 –CH3 – CH3
углерод м. образовывать 4 связи т.е. должен быть IV валентен, а у второго атома С он V
CH3 –CH2 – CH3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ- это специально созданная игра, в ходе которой реализуется учебная и игровая цели, которая проводится в рамках правил и по соответствующему сюжету.
ДИ должны:
Соответствовать определенным учебно – воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к ЗУН
Организовываться с учетом подготовки и психологических особенностей учащихся и ссответствовать учебному иатериалу
Основываться на свободном творчестве и самостоятельной работе, включать элементы соревновательности между командами или отдельными учащимися
Иметь необходимое дидактическое обеспечение. Методические указания к их проведению
На начальном этапе обучения целесообразно использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки. Это создает непринужденную обстановку на уроке и позволяет активизировать познавательные интерес учащихся и познавательную деятельность. ДИ позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: О, В, Р.- на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы позволяет решить несколько задач
Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний
Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы
Подход в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Игра позволяет научить распознавать объекты, сравнивать их, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать их, применять. В результате использования методов игрового обучения стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление. Школьники на основе ассоциаций, запоминают специальные сведения, решают проблемные вопросы. В ходе игры выявляются личностные черты характера, усиливается мотивация к изучению предмета.
Учебный процесс с применением ДИ имеет несколько этапов
Создание игровой проблемной ситуации
Ход игры
Подведение итогов
Можно использовать разнообразные игровые формы: кроссворды, диктанты, игра в слова, распознавание синонимов, сюжетные игры (деловые, ролевые, игры – путешествия, игры – соревнования), игры с раздаточным материалом (химическое лото, маршрут)
5. Химическое лото «Химические свойства важнейших классов неорганических соединений»
Методические указания. Игра проводится в 8 классе на уроке, посвященном обобщению знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений. Для игры необходимо подготовить 15 больших карточек размером 10×10 см и 60 маленьких карточек размером 5×5 см. Все большие карточки надо разделить на 4 части. На каждой части записывают одно их химических свойств оксидов, оснований, кислот, солей. Аналогичные записи делаются на маленьких карточках.
Правила игры. Ведущий выбирает одну из маленьких карточек и читает то, что на ней написано. Учащийся, у которого на большой карточке сделана соответствующая запись, объясняет ее, составляет уравнение реакции, , составляет уравнение реакции, делает опыт подтверждающий свойства данного вещества, указывает признаки течения реакции. При правильном ответе он получает маленькую карточку и закрывает соответствующий участок большой карточки. При неправильном ответе карточка изымается из игры. Выигрывает та пара у которой карточка будет закрыта полностью.
Подведение итогов. Учитель вместе с учащимися делает обобщение о химических свойствах каждого класса неорганических соединений, составляя соответствующие опорные конспекты.
Это интересно. История этого материала уходит в глубокую древность. Он был известен уже 6000 лет назад в Египте и Месопотамии. В России первый завод по его производству был построен в Воскресенске под Москвой в 1636 г. где сейчас применяется этот материал? На каких свойствах основано его применение?