kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок относится к разделу «Углеводороды и их природные источники», изучается после темы алкодиены, поэтому у учащихся имеется  представление об углеводородах с двойной связью.

Цель урока: ознакомление учащихся со строением, свойствами и применением каучука,

Задачи:

1.создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формирование опыта творческой деятельности,

2.воспитание интереса к истории химии, чувства патриотизма, гордости за учёных.

3.развитие умений учащихся к исследованию,  умению анализировать результаты, формировать выводы и обобщения.

Проведенный урок - комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации), исследовательский метод (исследование физических  свойств каучука и резины).

Задачи урока направлены на формирование следующих компетенций ученика: учебно-познавательные, информационные коммуникативные (навыки работы в паре), личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие).

Урок начался с   повторение и формативной работы, которая  оценена и прокомментирована на следующем уроке. На уроке хорошо подготовились учащиеся с опережающим домашним заданием.

Для решения всех поставленных задач использовались информационно-коммуникационные технологии, которые использовались почти на всех этапах урока, т.к это способствует формированию интереса учеников к изучению материала, и более наглядного доведения изучаемого материала.

Исследовательский метод обучения - наиболее эффективный способ получения и усвоения материала для подростков, поэтому парам были предложены задания, где используя знания полученные ранее и проводят исследования. Элементы технология критериального оценивания  на этапе повторения знаний.

  Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Этому способствовала, выбранная мною структура урока и его содержание.

          Обобщение материала шло в логической последовательности от конкретных фактов к формулированию выводов. В конце урока была проведена рефлексия. Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, что на этапе опроса ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы.  Мною не оценены выступление учащихся, но оценивание формативной работы озвучено на следующем уроке.

В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. »

Урок в 11 «Б» классе

Учитель химии КГУ «СОШ №15» Мухамеденова С.А.

28.10.14

Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина.

Цель урока: 1)ознакомление учащихся со строением, свойствами и применением каучука,

Задачи: 1)создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формирование опыта творческой деятельности,

2)воспитание интереса к истории химии, чувства патриотизма, гордости за российских учёных,

3)развитие умений учащихся к исследованию, умению анализировать результаты, формировать выводы и обобщения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор

Демонстрационные образцы: натуральный или синтетический каучук, эбонит, клей резиновый

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент.

II. Повторение и проверка знаний

Контрольные вопросы:

1)Что изучает органическая химия?

2)Дайте определение углеводородам?

3)Дайте определение гомологам?

4)Что такое изомеры?

5)Что такое алкодиены?

6)Что такое процесс полимеризации?

Формативная работа

Ф.И. учащегося_____________________ Класс_________


Предмет: Химия

Класс: 11 класс

Раздел: Углеводороды и их природные источники.


Тема урока: Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина.

Цели обучения: Научить правильно называть углеводороды согласно номенклатуре.

Критерии: А. Знание и понимание


Задание: CH3 CH3 CH3

/ / /

1)Н3C-CH-C-CH2-CH3 2)H3C-C - C-CH3 3)H3C-CH2-CH-CH=CH-CH3 4)H3C-CH2-CH-CH2-CH-CH2-CH3

/ / / / / / /

CH3 CH3 CH3 CH3 C2H5 C2H5 CH3

5)H2C=CH-CH=CH-CH3


Цель обучения


Критерии

Дескрипторы

Оценивание

Вывод

Достиг

Стре-мится

ЦО1

А

Правильно произвел нумерацию углеводорода

1




Правильно указал место радикала


1

Правильно дал название радикалу

1


Правильно выбрал класс углеводородов

1

Правильно указал место двойной связи

1

III. Изучение нового материала

1. История открытия каучука

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенным чудом природы, имя которого – каучук. Запишите тему урока
все далее используемые слайды находятся в этом приложении).
Цель нашего урока
Заслушаем небольшие доклады о родине каучука и истории его открытия.

Шеляева Лариса (История открытия). Родина каучука – Центральная и Южная Америка. Во влажных жарких тропиках, по берегам реки Амазонки, растёт необычное дерево, которое называется бразильская гевея (Если на коре дерева сделать надрез, то из ранки вытекает сок молочно-белого цвета, называемый латексом На воздухе сок постепенно темнеет и затвердевает, превращаясь в резиноподобную смолу. Латекс содержит около 30 % натурального полимера, крохотные частички которого находятся во взвешенном состоянии в воде, образуя эмульсию. Сок дерева гевеи туземцы назвали каучук (это слово берёт начало от двух индейских слов: Cao – дерево и Chu – течь, плакать), что можно перевести как «слёзы дерева». Уже в XV в. индейцы придумали, как можно использовать каучук в хозяйстве. Они пропитывали млечным соком лодки, корзины, одежду, чтобы те не пропускали воду. Из каучука стали изготавливать факелы, которые долго и равномерно сгорали, распространяя приятный запах. Если каучуком обмазать глиняную бутылку, а затем, после затвердевания полимера, разбить и вынуть через горловое отверстие глиняные черепки, то получится лёгкая и небьющаяся ёмкость для различных жидкостей. Аналогичным образом туземцы научились изготавливать даже каучуковую обувь.
История каучука началась со времён Великих Географических открытий. Когда Колумб вернулся в Испанию, он привёз с собой из Нового Света множество диковин. Одной из них был эластичный мяч из «древесной смолы», который отличался удивительной прыгучестью.

Учитель. Итак, ребята, благодаря Колумбу, образцы каучука попали в Европу в первой половине XVIII в. Открывались всё новые свойства необычного вещества.

Карпова Ирина. В 1823 г. Английский химик, член Лондонского королевского общества Чарлз Макинтош запатентовал своё изобретение. Он придумал непромокаемую ткань, состоящую из двух слоёв материи, соединённых раствором каучука в специальном растворителе. Изобретатель наладил производство из новой ткани плащей, которые получили название «макинтош». Примерно в то же время было налажено производство из каучука галош, а в Петербурге в 1832 г. Построена первая фабрика по производству обуви с каучуковым покрытием.

Учитель. Новый материал, однако, имел большой недостаток: он сохранял свои полезные свойства только в узком интервале температур. На морозе каучук становился хрупким, а на солнце мягким и липким. Химики стали искать способ, как улучшить свойства натурального каучука.

Карпова Ирина Первый шаг сделал немецкий химик. Людерсдорф. Он обнаружил, что каучук, обработанный раствором серы в скипидаре, становится более устойчивым. Это открытие было сделано в 1832 г. Почти в то же время американец Хейворд установил, что свойства каучука улучшаются, если в него добавить серу; такой материал, например, не делается липким на солнце. Этим заинтересовался Чарльз Гудьир, торговавший различными товарами, в том числе и пластинками каучука. Чтобы пластинки не слипались, он пересыпал их серой. Гудьир пытался выяснить, как влияют добавки серы на свойства каучука. Оказалось, что тот действительно терял липкость, но только в верхнем слое, внутри же масса оставалась прежней. Счастливый случай помог предприимчивому человеку. Однажды Гудьир уронил пластинку каучука на горячую кухонную плиту (). Обжигая руки, он схватил пластинку и стал мять её, чтобы убедиться, не испортилась ли она. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что пластинка не только не липла, но стала упругой и эластичной. Так в 1839 г. была открыта вулканизация каучука – процесс, который широко и в настоящее время применяется в промышленности. Независимо от Гудьира англичанин Т. Гэнкок  в1843 г. открыл аналогичный способ, который именно он и назвал вулканизацией (по имени Вулкана – древнеримского бога подземного огня), а новый продукт – резиной (от лат. resina – смола).

Миронова Юлия Производства каучука

Учитель. С открытием процесса вулканизации потребность в каучуке резко возросла. Бурное развитие автомобильной промышленности, особенно после изобретения в 1888 г. резиновых пневматических шин, поставило перед химиками задачу производства не натурального, а синтетического каучука.
А сейчас более подробно рассмотрим с вами строение и свойства натурального и синтетического каучуков.

2. Натуральные каучуки

Учитель. Итак, мы с вами познакомились со свойствами природного каучука и его происхождением. Состав природного каучука стал известен уже во второй половине 
XIX в. Запишем определение в тетрадь

Натуральный каучук – непредельный стереорегулярный полимер состава (С5Н8)n со средней  молекулярной массой 15000-500000.

Элементарное звено представляет собой изопреновую группировку:

Как понять стереорегулярный полимер? Это такой полимер, в котором все элементарные звенья находятся в цис- или в трансконфигурациях.
Отметьте у себя в тетради, что природный каучук – это цис-полиизопрен 
Транс-полиизопрен также встречается в природе, и называют его гуттаперчей ). Каучук в сравнении с гуттаперчей обладает гораздо более высокой эластичностью, поэтому находит более широкое применение.
А теперь докажем с вами, что каучук, так же как и изопрен является непредельным соединением. Эксперимент можно проделать с обыкновенным резиновым клеем или клеем «Момент». В их состав входит натуральный каучук.

А теперь вам розданы образца каучук и резины попробуйте описать их свойства

  • Эластичность

  • Непроницаемость для воды и газов

  • Хорошая  растворимость во многих органических растворителях

  • Набухаемость в маслах

3. Синтетические каучуки

Первым синтетическим каучуком, прошедшим испытание «практикой», стал бутадиеновый каучук (СКБ), полученный в СССР по методу С. В. ЛебедеваИз первых килограммов продукции, полученной на опытном заводе в 1931 г., была изготовлении шина. Её поставили на автомобиль, на котором ездил Сергей Васильевич, и она верой и правдой прослужила 16 тыс. км пробега.
Запишем в тетради этапы получения синтетического каучука

Позже был получен синтетический цис-полиизопрен, который по свойствам идентичен натуральному каучуку.
Наиболее широко в качестве мономеров для производства каучуков используются бутадиен, изопрен, стирол, хлоропрен, изобутен и др.

Таблица 1

Классификация каучуков по областям применения

Каучуки общего назначения

Каучуки специального назначения

1. Высокая эластичность и износостойкость при обычных температурах, устойчивость к многократным деформациям.
2. Практичность.
Примеры: бутадиеновый и изопреновый.

1. Стойкость к действию растворителей, масел, кислорода, озона, высоких температур,морозостойкость.
Примеры: хлорпреновый, бутадиен-стирольный.

Применение: Подумайте, где применяется каучук и, пользуясь учебником дайте определения вулканизации каучука. Оформите свои ответы на листах А3

 Изготовление мягких водопроводных шлангов, изготовление автомобильных камер и шин, транспортёрных лент, дорожных покрытий, специальной одежды и др.
Синтетические каучуки являются одним из основных продуктов химической промышленности. Из них изготовляют около 50 тыс. различных изделий, а мировое производство каучуков приближается к 10 млн. т в год.

4. Вулканизация

Натуральные и синтетические каучуки используют преимущественно в виде резины. Для получения резины каучук вулканизируют. Какова же химическая сущность процесса вулканизации? При нагревании каучука с серой отдельные полимерные цепи «сшиваются» между собой за счёт образования дисульфидных мостиков по месту разрыва двойной связи .

продукт частичной вулканизации каучука называют резиной (не более 5% серы).
Как мы с вами видим, такой полимер имеет разветвлённую пространственную структуру и менее эластичен, чем каучук, но обладает большей прочностью. При увеличении количества серы продукт вулканизации приобретает сетчатую структуру и полностью теряет эластичность. Он называется эбонитом. Эбонит является хорошим диэлектриком, из него изготавливают детали электрической арматуры (показ образцов каучука и эбонита).

5. Проверка знаний 

Контрольные вопросы.

1. Природный каучук – линейный полимер:

А) бутадиена
Б) 2 – метилбутадиена
В) этилена
Г) ацетилена

2. Способ получения искусственного каучука разработал:

А) Д.И. Менделеев
Б) С.В. Лебедев
В) М.В. Ломоносов
Г) Н.Н. Зинин

3. Сырьё для получения бутадиена-1,3 по методу Лебедева:

А) бутен-1
Б) бутен-2
В) этиловый спирт
Г) этилен

4. Общая формула диеновых углеводородов:

А) СnH2n-2
Б) СnH2n
В) СnH2n+2
Г) СnH2n-6

5. Вулканизация – процесс нагревания каучука с:

А) серой
Б) песком
В) углеродом
Г) серной кислотой

Ответы: 1Б), 2Б), 3В), 4А), 5А).

6) рефлексия

Домашнее задание: § 4.4 стр110 упр. 7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина.

Автор: Мухамеденова София Алимовна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180266


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства