1 | Диагностика интересов учащихся и | индивидуальная тьюторская беседа | Подготовка материала для диагностического исследования и мотивация: Хлор хвалился; «Нет мне равных! Галоген я самый главный. Зря болтать я не люблю: Всё на свете отбелю!» Йод красой своей гордился, Твердым был, но испарился. Фиолетовый как ночь, Далеко умчался прочь. Бром разлился океаном, Хоть зловонным. Но румяным. Бил себя он грозно в грудь: «Я ведь бром! Не кто-нибудь!..» Фтор молчал и думал: «Эх!.. Ведь приду – окислю всех…» | определяется с наиболее интересными направлениями исследования | подбор групп с одинаковыми интересами |
2 | Выбор темы исследования и определение гипотезы: Хотя в организме человека, животных и растений галогенов находится в малом количестве и поэтому их недостаток свидетельствует о том что,существует проблема со здоровьем населения и животных, связанная с дефицитом йода в пищевых цепочках Есть данные о том, что бром в комплексе с бором могут быть причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта. а распространение кариеса свидетельствует о неблагополучной ситуации с фтором. Актуальность темы: Галогены (F, Cl, Br, I) необходимы для нормальной жизнедеятельности человека, животных и растений, | тьюторская консультация Слово галоген происходит от двух слов , «соль» и «рождаю». Ввиду того, что информации об этих элементах очень много мы будем изучать данную тему в рамках проекта. Давайте вместе определим цели нашего проекта. — изучить положение галогенов в ПСХЭ, строение их атомов; — изучить распространение галогенов в природе , их роль в природе и в жизни человека; — изучить физические свойства галогенов; — изучить химические свойства галогенов; — изучить медико-биологическое значение галогенов; — узнать о применении галогенов: — создать мультимедийное пособие и презентовать наш проект | 1.Как, исходя из строения атомов галогенов, определить возможные степени окисления, формулы и характер важнейших соединений, строение и свойства простых веществ? 2.Как природа обезопасила всё живое от «разъедающего, разрушающего» действия фтора? Почему нельзя приготовить фторную воду? Фтор и кариес. Почему фтор считают главным элементом научно-технического прогресса? 3. Почему хлор, входящий в состав хлорида натрия и соляной кислоты, не оказывает вредного влияния на организм человека, а вдыхание небольшого количества газообразного хлора вызывает удушье? 4. Почему галогены называют «солеобразующими»? Поваренная соль: польза или вред? Могут ли вещества одновременно быть и полезными и вредными? 5. «Вышедший из моря», так можно назвать бром. Почему? Какое физиологическое действие оказывает этот элемент? 6. Какова роль йода в нашей жизни? 7. Какие последствия для организма человека может иметь удаление из него всех галогенов? Применяются ли чистые галогены в быту? 8. Как галогенсодержащие соединения влияют на озоновый экран? | Темы для исследования: 1 гр.-Фтор и его соединения. 2 гр.-Хлор и его соединения. 3 гр.-Бром и его соединения. 4 гр.-Йод и его соединения. | выбор темы исследования, определение гипотезы, цели и задач Цель проекта: изучение особенностей строения и свойств, простых веществ галогенов и их соединений. Задачи обучающие: формирование знаний о галогенах, типах связи в простых и сложных веществах образованных атомами галогенов, о физических и химических свойствах галогенов и их соединений и применении некоторых соединений -развивающие: развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с компьютером, навыки работы в Интернете, навыки ориентации в изобилии информации, экспериментальных исследований, навыки создания мультимедийной информации. -воспитательные: формирование личностного смысла в изучении химии |
3 | План работы: 1.История открытия элемента, этимология названия. 2. Нахождение элемента в природе. Получение. 3.Биологическое значение. Рекомендуемые продуты питания. 4.Применение. Экологические проблемы. | тьюторская консультация | подготовка образцов различных инструкционных карт для проведения исследований | выбор наиболее приемлемых карт исследований, составление плана работы и графика проведения лабораторных исследований | создание плана работы для проведения исследований по выбранной теме. Распределение ролей участников исследовательской группы. Определение списка литературы для изучения и проведения выбор методик исследования |
5 | Лабораторные исследования | Тренинг Выбрать высказывания, относящиеся к вашему галогену (фтору, хлору, брому, иоду). 1. Недостаток этого элемента приводит к кариесу зубов. 2. При нагревании без взрыва взаимодействует с водородом. 3. Отвечает за выработку гормонов щитовидной железы. 4. При обычных условиях взаимодействует даже с золотом. 5. Наиболее распространен в земной коре по сравнению с другими галогенами. 6. Образует природный минерал флюорит или плавиковый шпат. 7. Входит в состав пластмассы, применяемой для изготовления тефлоновой посуды. 8. Элемент, регулирующий процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. 9. Его недостаток приводит к заболеванию эндемическим зобом. 10. В его атмосфере красиво вспыхивают и сгорают кристаллики сурьмы | подготовка тьюторов - учащихся (если тренинг проходит с их участием). Обеспечение лабораторным оборудованием, определителями и т.п. Обеспечение соблюдения правил т/б при проведении лабораторных исследований | 3. Инструктивная карточка по теме «Соединения галогенов» Прочитайте и ответьте на вопросы: 1) Какие физические свойства характерны для галогеноводородов? 2) Сравните силу галогеноводородных кислот и объясните причину разницы. 3) Как получают HCl в промышленности и лаборатории? Запишите уравнения реакций. 4) Каковы физические и химические свойства соляной кислоты? Запишите уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. 5) Каковы качественные реакции на хлорид-, бромид- и иодид-ионы? С помощью какого реактива можно распознать данные ионы? Каковы признаки этих реакций? | классификация и обработка получаемых данных, мониторинг результатов исследования, выводы |
7 | Подготовка к презентации результатов работы | образовательное событие, тьюторская консультация | организация рефлексии среди членов объединения перспективная презентация исследовательской работы | презентация и защита результатов выполненной, исследовательской работы | подготовка к презентации исследователь- ской работы, участие в конкурсах, научных конфе- ренциях различных уровней |
8 | Оценка результативности проделанной работы | тьюторская консультация | анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности. | Самоанализ: Я должен знать химические вещества, чтобы правильно к ним относиться, с должной аккуратностью и вниманием, чтобы не навредить ни себе, ни другим | определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения). |